алена леонтьева
Психолого-педагогические особенности формирования положительных взаимоотношений между детьми среднего дошкольного возраста с
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические особенности формирования положительных взаимоотношений между детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР
Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.
Публикация «Психолого-педагогические особенности формирования положительных взаимоотношений между детьми среднего дошкольного возраста с» размещена в разделах
Многие известные исследователи (М. И. Лисина, В. А. Петровский, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина и др.) изучая процесс средств детского общения и взаимодействия рассматривая возрастные изменения отношений ребенка к взрослому и сверстнику на протяжении дошкольного возраста неоднократно отмечали, что первоосновы общения формируются именно в период дошкольного детства и более интенсивно на ступени средней группы.
Как отмечал Я. Л. Коломинский, общение – это «информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения»
Существуют три формы общения ребенка со сверстниками, которые сменяют друг друга на протяжении всего дошкольного возраста :
эмоционально-практическое общение (характерно для детей двух-четырех лет);
ситуативно-деловая форма общения (характерна для детей четырех-пяти лет);
внеситуативно- деловая форма общения (характерна для детей шести-семи лет)
Понятие «взаимоотношения» определяется как отношения идущие от людей к людям, «навстречу друг другу». Если в отношении необязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь». В свою очередь, Н. И. Конюхов трактует понятие «взаимоотношения» (в рамках психологии, как субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов общения. Взаимоотношения, согласно словарю М. Ю. Кондратьева – это субъективно переживаемые связи и отношения между людьми; система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения
У одного человека могут быть добрее, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные. Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. Дети в средней группе характеризуются наиболее интенсивным общением: закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно разрешать возникающие проблемы
По словам Л. С. Выготского, в этом возрасте мы имеем дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действием. В общих чертах суть этих изменений можно определить как становление внутреннего плана действия, который определяет внешнее поведение ребенка. Начинают преобладать «действия от мысли, а не от вещи». Эти изменения находят свое отражение во всех сферах психического развития ребенка – коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной
Потребность в общении и взаимодействии с окружающими людьми у детей выражается:
во внимании ребенка к другому человеку, направленности на познание его чувств, состояний, действий, намерений;
в эмоционально-нравственных проявлениях по отношению к окружающим его людям, желании оценивать их поступки, действия, состояния с позиции усвоенных нравственных представлений;
в разнообразных действиях с целью привлечения внимания сверстников и вовлечения их в общение и совместную деятельность;
в чувствительности к отношению сверстников, стремлении вместе активно общаться, играть, дружить
У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве. Для таких детей характерно стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.
Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ЗПР фактически лишены возможности словесной коммуникации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания положительных взаимоотношений.
Выраженные отклонения в ходе онтогенетического развития, обусловленные самим характером нарушений, значительно препятствуют своевременному и полноценному развитию речевого общения, оно формируется у дошкольников с ЗПР весьма ущербно, его мотивы исходят в основном из органических нужд детей. Необходимость в общении с окружающими диктуется, как правило, физиологическими потребностями.
Дети средней группы с ЗПР с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с детьми и взрослыми, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что и к концу дошкольного возраста дети с ЗПР с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи.
Заслуживает внимания и тот факт, что дети средней группы с ЗПР молча, действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым, а так же часто стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить :
быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;
отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.
По собственной инициативе дети с задержкой психического развития не включаются в игру со сверстниками. Некоторые из них наблюдают за предметно-игровыми действиями, рисованием, работой с конструктором других детей. Организатором игры этих дошкольников во всех случаях является взрослый. Дети испытывают трудности в построении ролевого поведения, требующего определенного уровня социальной и коммуникативной компетентности. Мир отношений моделируется детьми поверхностно, примитивно, зачастую просто неадекватно. У детей с задержкой психического развития нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения.
Таким образом, взаимоотношения детей с ЗПР находится на более низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников. У детей с ЗПР, несмотря на крайне низкие средние показатели, которые также свидетельствуют о сниженной потребности в общении, сохраняется поступательный характер развития деятельности общения от низших форм к высшим. Общение детей с ЗПР друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер.