Елена Качкуркина
Психолого-педагогические особенности ФЭМП у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущими психологическими процессами являются : память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Мышление- бывает: предметно- действенное в 2-3 года, наглядно-образное в 4 – 5 лет и словесно-логическое 6-7 лет.
Формирование математических представлений у детей 2-3 лет
Предметно- действенное мышление
Публикация «Психолого-педагогические особенности ФЭМП у дошкольников» размещена в разделах
В возрасте от 2 до 3 лет ребёнок приобретает наглядно-действенный тип мышления. Следовательно, чтобы найти решение предложенной ему задачи, малыш должен совершить ряд физических действий. Такие образовательные методы как лекция или беседа совершенно не подходят для представленной возрастной категории, поскольку не предполагают получение знаний наглядно-действенным способом. Идеальным же решением для работы с младшими дошкольниками является использование дидактических игр.
Ребёнок 2-3 лет познаё т окружающую действительность через игру: с её помощью он изучает новые предметы, благодаря ей же обретает и новые знания. Игровой подход позволяет нам решить ключевую задачу, а именно, не просто научить, но заинтересовать ребёнка наукой. Также в процессе игры активно тренируется детское внимание, развивается логическое мышление. Начиная знакомство с математикой, необходимо позволить ребёнку, в буквальном смысле, прикоснуться к новым знаниям. К примеру, чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребёнок должен не только увидеть, но и потрогать эти фигуры. Только в этом случае, его память зафиксирует отличия геометрических форм достаточно быстро.
Занимаясь ранним развитием ребёнка, следует подходить ко всему с большой осторожностью. Важно помнить, что основной целью сенсорно-математического воспитания в раннем дошкольном возрасте является заинтересовать, но не перегрузить знаниями. Использование дидактических игр сделает знакомство ребёнка с математикой лёгким и увлекательным.
Развивающие игры для детей от 2 до 4 лет ««Найди пару», «Счетные палочки», «Геометрические фигуры», «Строим башню», так же Пирамидки», «Матрёшки», «Пазлы» и т. д.
В возрасте от 4 до 5 лет ребёнок приобретает наглядно-образное мышление.
Далее решение наглядно-образных задач возможно только при сформированной структуре мыслительной деятельности, которая предполагает определение цели выполняемой деятельности, анализ представлений о значимых условиях ее осуществления, определение программы исполнительских действий, контроль за ходом и результатами деятельности. Для совершенствования этих умений на занятиях необходимо выполнение заданий в соответствии с предлагаемым образцом, на основе которых старшие дошкольники упражняются в выделении основных условий деятельности, сверяя собственные результаты деятельности с образцом, оценивая результаты деятельности детей и своей собственной и определяя ее недостатки с последующим их исправлением. Условия заданий при этом постепенно усложняются: первоначально вспомогательными средствами для их выполнения являются практические действия, впоследствии они переводятся в речевой, а затем и в умственный план.
Для активизации познавательного интереса детей необходимо обращение к их непосредственному опыту, к их собственным наблюдениям, привлечение практических действий и различного демонстрационного наглядного материала, создание на занятиях различных игровых ситуаций проблемно-поискового характера: «Угадайте, что там спрятано?» и т. п.
Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообразные образные проблемные ситуации.
Такие игры как «Что случилось», «Кому какое угощение» и другие дают возможность сформировать предпосылки для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.
Для формирования понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов, используются следующие игры: «Дорисуй», «Чего не хватает», «Сгруппируй» и другие.
При формировании наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста необходимо включать игры направленные на понимание явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями. («Разбитая чашка» и др.).
«Разрезные картинки», «Цепочки», «Что сначала, что потом» и другие способствуют формированию понимания последовательности событий, изображенных на картинке.
Игры на занятиях направленные на формирование наглядно-образного мышления очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и другие. Для освоения сравнения, обобщения групп предметов следует специально, с учетом уровня развития детей, подбирать игры и варьировать их.
В возрасте от 6 до 7 лет ребёнок приобретает логическое мышление
Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление. Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: "Найти все кислые". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку "кислые".
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность позволяет ребенку рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: как большой или маленький, красный или желтый, круглый или квадратный и т. д. Однако речь не идет о введении большого количества объектов, как раз наоборот, способом организации всестороннего рассмотрения является прием постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту.
Традиционной формой заданий на развитие визуального анализа являются задания на выбор "лишней" фигуры (предмета).
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. Рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов.
Типы заданий на сравнение:
1. Задания на разделение группы объектов по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.).
2. Все игры вида "Найди такой же". Для ребенка двух - четырех лет набор признаков, по которым ищется сходство, должен быть четко обозначен. Для более старших детей предлагаются упражнения, в которых количество и характер признаков сходства может широко варьироваться.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию;
- по размеру;
- по цвету;
- по форме.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.
Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе этих причинно-следственных связей.
Развитие внимание и памяти
3 года
• Идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания;
• распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно;
• ребёнок ещё не может быть внимательным как таковым;
• внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах : ребёнок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, играет, увлеченно рисует.
4 года
• Наконец появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции;
5 лет
• Возникает самая первоначальная, элементарная форма полноценного произвольного внимания;
• охотно и успешно играет в игры на внимание и память для детей 5 лет, выполняя все задания;
• способен составить простейшую самоинструкцию для собственного внимания и следовать ей;
• устойчивость формируется в активной деятельности, манипуляции предметами, в играх, при выполнении разных действий.
Вот такими темпами происходит развитие внимания детей 4-5 лет. В 3 года о формировании этой психической функции говорить ещё сложно, а через 2 года она уже должна соответствовать критериям.
Развитие памяти у детей 6-7 лет находится на достаточно высоком уровне. Она складывается из трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения. От того, насколько результативно было запоминание, зависят сохранение и воспроизведение.
С развитием памяти дети 6-7 лет уже могут запоминать достаточно большое количество информации. Однако, как и на другие процессы нервной деятельности, на память огромное влияние оказывает отношение (эмоциональное восприятие) к материалу.
В школе ребенку приходится запоминать не только интересный, но и нужный материал, что вполне естественно вызывает некоторые затруднения. Для развития памяти детей 6-7 лет крайне важно научить не просто повторять то, что надо запомнить (это всего лишь заучивание, а вырабатывать отношение к материалу. Окончательные навыки запоминания формируются к 8-9-ти годам.
Сохранение информации — важный показатель памяти. В 6-7 лет дети помнят очень многое, они с удовольствием читают стихотворения, пересказывают любимые сказки, сюжеты мультфильмов. Однако сохранение учебной информации происходит намного сложнее и во многом зависит от запоминания.
Как показывает практика, память детей хранит огромное количество информации, а задача воспитателя состоит в том, чтобы научить ребенка ею пользоваться.
Внимание и память очень тесно связаны друг с другом, поэтому выделяются дидактические игры, направленные специально на развитие и внимания и памяти одновременно. Произвольное внимание и память просто необходимы ребёнку для обучения к школе. В начальной школе практически всё строится на этих психических процессах.