Миляуша Хисамова
Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важным этапом в развитии личности ребенка считают старший дошкольный возраст. Именно на данном этапе происходит интенсивное психическое развитие. Следует отметить, что прогрессивные изменения затрагивают практически все сферы психического развития ребенка в этот период. Начиная от преобразования психофизиологических функций и затрагивая появление сложных новообразований личности.
Публикация «Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Восприятие старшего дошкольника приобретает особую роль. Одной из важнейших особенностей восприятия является то, что у ребенка меняются представления об образе. Связано это с тем, что старший дошкольник воспринимает сначала предметный образ по внешним признакам, затем при переходе к сенсорным эталонам у ребенка формируется общее представление об основных видах каждого свойства, каждой отличительной черты. К шести годам у ребенка происходит развитие четкой избирательности в восприятии по отношению непосредственно к социальным объектам [Акулова, 2019, с. 38-39].
Также изменения происходят и в памяти ребенка. У старшего дошкольника изменения памяти связаны с приобретением произвольного характера. Это означает, что ребенок запоминает лучше то, что произвело на него более сильное впечатление. К тому же объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональной составляющей психики ребенка, его отношением к тому или иному предмету, или же явлению.
Следует отметить, что на данном возрастном этапе преобразуются и пространственные представления, они достигают значительного уровня. Причем для старших дошкольников характерны следующие изменения в памяти: попытки провести анализ пространственных ситуаций. К тому же анализ пространства в данном случае подразумевает расчлененность образа самого пространства и расположение в нем отдельных элементов [Акулова, 2019, с. 39-40].
Необходимо отметить, именно на данном возрастном этапе происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок активно проявляет желание в поиске информации. Происходят изменения и в отношении к окружающим, в плане непосредственно положительного отношения. Особенно это заметно, когда взрослые одобряют действия и поступки детей. Зачастую дети нуждаются в положительном одобрении и испытывают от этого яркие положительные эмоции. И это в действительности становится осознанным.
При этом следует понимать, что важной составляющей формирования познавательной активности является комплексная многоаспектная работа педагога с участием ребенка на занятиях, где применяются сюжетно-ролевые игры. Также особое значение приобретает семейное воспитание. В ходе практической деятельности усвоение этикета, норм социального общения и поведения напрямую определяется тем, какой отклик получает ребенок от общения со взрослым. Прежде всего, взрослый считается носителем норм и правил поведения, активность правильного поведения и общения во многом зависит от того, что видит ребенок в своем окружении [Урунтаева, 2014, с. 124].
В научной литературе, как правило, отмечается, что со временем в период дошкольного детства, а именно в старшей группе, формируется способность оценивания своих поступков и окружающих, при этом ребенок становится восприимчив к внешним моральным оценкам. Он понимает, что правильно, а что порицаемо. В силу формирования внутренних структур психики ребенком посредством усвоения социальной деятельности, происходит понимание ребенком, порой даже осознание того, что нарушение правил поведения влечет к отрицательному оцениванию его поступка. При этом ребенок переживает порицание даже в отсутствие взрослого [Шинкарева, 2016, с. 1210-1211].
Обобщая наиболее важные преобразования в психическом развитии старшего дошкольника, отметим, что детей указанной возрастной категории отличает интенсивное формирование интеллектуальной сферы, что связано с важными достижениями в восприятии, в обобщенных нормах мышлениях, а также в смысловом запоминании. Особое значение отводится освоению определенного набора знаний, умений, навыков, становлению произвольной формы памяти, воображения и других новообразований в психическом развитии, в том числе в мышлении.
Часто люди ошибаются, считая главной особенностью этого возрастного периода учебную деятельность. Ведь на уровне психики у старшего дошкольника только формируется подготовленность к школьному обучению.
В связи с этим И. Ю. Кулагина выделяет следующие аспекты психологической готовности к обучению, а именно: интеллектуальную и мотивационную. Мотивационную иногда называют личностной. Оба аспекта важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, а социализация эффективной. При этом важно понимать, что учебная деятельность не является ведущей в старшем дошкольном возрасте. В сравнении с игрой она является доминирующей и приобретает своеобразную форму: учение в дидактической игре [ Приводится по: Ивановой, 2015, с. 138].
Старший дошкольник проявляет активность в познании себя и сравнении с другими людьми, постепенно осознавая связи и взаимосвязи в поведении людей в социуме. Эти познания проявляются и формируются, зачастую, в игре. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор, часто в воображаемом плане. В действительности, преобразования касаются и поведения старших дошкольников, которые прислушиваются к требованиям взрослых и ориентируются на их модель поведения. Можно с полным правом утверждать, что поведение старшего дошкольника есть отражение поведения взрослых.
Следует понимать, что ребенок эмоционально переживает оценку его поведения другими детьми и взрослыми. Ему важно, как другие оценивают не только само поведение, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям [Атарова, 2019, с. 96-100].
Следовательно, у старших дошкольников, как отмечалась выше, вследствие познавательной активности по отношению к самому себе, формируются представления о собственной личности. При этом данные представления начинают включать не только актуальные характеристики, которыми ребенок наделяет себя в настоящее время, но и потенциальные, которые он хотел бы примерить на себя. И существуют данные представления пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть такой, как Леди Баг», «Я буду, как рыцарь Мартин» и т. д.) [Удалова, 2016, с. 60-63].
Важно отметить, что наиболее активно мировоззренческий арсенал представлений об окружающем мире нарабатывается у старшего дошкольника благодаря экспериментам. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления о цветовых оттенках. Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Дошкольники учатся ориентироваться в пространстве [Акулова, 2015, с. 47-49].
Преобразования затрагивают и внимание. Оно становится более устойчивым и произвольным. В действительности, по сравнению с младшими дошкольниками устойчивость внимания увеличивается практически в два раза. Игры могут длиться около 30 минут. Ребенок в среднем способен рассматривать картинку около 10 минут. Дети могут переключать свое внимание с одного сложного объекта на другой, способны распределять свое внимание между несколькими предметами, например, в их играх задействовано несколько персонажей и игрушек [Андреева, 2015, с. 54].
На данном возрастном этапе активно развивается воображение. Оно постепенно становится самостоятельным. Образы ребенка по мере сформированности воображения, воспроизводят действительность, становятся более точными и полными.
При восприятии художественных произведений, а также произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны делать выбор в соответствии со своими вкусами и предпочтениями [Шинкарева, 2015, с. 138].
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, а также способны выбирать себе род занятий, участников по сoвместной деятельности. Старшие дошкольники способны к волевым усилиям, они пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Немаловажной особенностью самостоятельности ребенка на данном возрастном этапе является то, что старший дошкольник способен к принятию собственных решений [Шинкарева, 2016, с. 1215].
Именно в этом возрасте ребенок уже способен к самосознанию. Он начинает руководствоваться определенными нравственными нормами. Развивается способность к нравственной саморегуляции.
Также в старшем дошкольном возрасте важную роль играют интересы и предпочтения другого человека. Ребенок в этом возрасте начинает употреблять в своей речи слова, которые обозначают нравственные качества и их противоположности, например: честный – лживый, добрый – злой, жадный – щедрый и прочие. Происхождение их связано с конкретной ситуацией на основе собственного опыта ребенка, что объясняет конкретность в образности детского мышления.
Особую значимость приобретает активное формирование знаний, умений и навыков, способствующих не только знакомству ребенка с окружающим миром, но и его изучению, возможность анализировать и сравнивать по отличительным признакам предметы и явления внешней среды, а также умение воздействовать на них с целью изменения. Это и есть наглядно-действенное мышление. К концу дошкольного периода развития происходит смена характера мышления, оно становится наглядно-схематическим, являясь высшей формой образного мышления. Данное преобразование связано с тем, что у ребенка развиваются знания о себе вследствие социального взаимодействия. Он осознает свое «Я» в качестве субъекта и начинает понимать, что отличается от объектов. Дошкольник может координировать свою точку зрения, а не рассматривать ее как единственно возможную. Иначе говоря, происходит переход от центрации к децентрации, что помогает ребенку объективно воспринимать реальность, оперируя образами на произвольном уровне [Андреева, 2015, с. 61-65].
Разумеется, меняется и самосознание старшего дошкольника. Особое значение приобретает то время, когда ребенок может без помощи взрослых объяснить свои действия и поступки, причем в достаточно рациональной форме. Данное изменение принято считать началом нравственного самосознания. Ребенок начинает действовать в соответствии с требованиями, стараясь получить положительную оценку своим действиям. Он понимает, как нужно себя вести, допустим, в общественных местах, в гостях, в поликлинике и т. д. Сюда можно отнести и личностные «внутренние позиции», происходит формирование саморегуляции и ценностного отношения к окружающей действительности.
Таким образом, отметим, что в старшем дошкольном возрасте эффективное формирование нравственных понятий является многоаспектной задачей, требующей комплексного подхода. Важно при построении педагогической работы использовать различные формы, методы и средства, в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольника.