Татьяна Игошина
Психолого-педагогическая технология к аттестации на I квалификационную категорию
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и целесообразность здоровьесберегающей технологии
Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» предполагает консолидацию всех усилий образовательного учреждения, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников. Сегодня проблема психологического здоровья дошкольников является актуальной. Данной проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И. В. Дубровиной, В. В. Давыдова, О. В. Хухлаевой, Д. Б. Эльконина и др. В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создает множество факторов риска для подрастающего поколения, что ведет к ряду проблем, требующих решения. Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению воспитанников в ДОУ, сохранению и укреплению психологического здоровья. Это и продиктовано введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее, ФГОС ДО, а именно:
Публикация «Психолого-педагогическая технология к аттестации на I квалификационную категорию» размещена в разделах
- Аттестация
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Задачи ФГОС ДО - п. 1.6.
п. 1- «Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей»;
п. 9- «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Также на поиск новых подходов и методов при взаимодействии с семьёй и педагогами значительно повлиял запрос администрации ДОУ (количество педагогов со стажем работы более 5 лет выше, чем количество педагогов со стажем менее 5 лет, социальное неблагополучие семей). Существует проблема эмоционального и профессионального выгорания, так как психологическое здоровье педагогов напрямую влияет на психологическое здоровье воспитанников ДОО.
И специфика учреждения – особенности комплектования групп старшего дошкольного возраста из-за наличия групп компенсирующей направленности для детей с общими нарушениями речи.
Теоретическое обоснование
Термин «психологическое здоровье» введен в лексикон И. В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. На современном этапе методологическими основами системы поддержки психологического здоровья детей могут стать:
Личностно-ориентированный подход (К. Роджерс, И. С. Якиманская, Н. Ю. Синягина, определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, учет индивидуальных и личностных особенностей детей.
Концепция психического и психологического здоровья детей (И. В. Дубровина, рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, которые влияют на состояние её психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.
Понятие о психологическом сопровождении М. Р. Битяновой, Р. В. Овчаровой рассматривает психологическое сопровождение как направление деятельности психолога и как технологию. Как технология психологическое сопровождение это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленными разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности. Как направление работы психологическое сопровождение включает: сопровождение естественного развития ребенка; поддержку в трудных ситуациях и психологическое ориентирование воспитания в образовательном учреждении и семье.
Концепция психологически безопасной образовательной среды (И. А. Баева, рассматривающая образовательный процесс как одно из условий повышения качества образования, как состояние защищенности воспитанников от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию, положительному самоотношению.
Для определения направлений взаимодействия с воспитанниками и семьёй был проведен ряд обследований в начале 2015-2016 учебного года. Применение рисуночных тестов («Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука, проектная методика «Дерево» и т. д.) сопровождалось проведением дополнительных обследований по выявленным трудностям у воспитанников.
Были получены следующие результаты:
Наличие тревожности (далее, ИТ – индекс тревожности) из 76 воспитанников: у восемнадцати – высокий уровень; у десяти – средний; у троих - низкий. У остальных ребят (45 воспитанников) тревожность отсутствует.
Наличие страхов (далее, М – наличие страхов) из 31 воспитанника: у восьми – высокий уровень; у десяти – средний; у пяти – низкий. У остальных ребят (8 воспитанников) наличие страхов в пределах нормы.
Наличие агрессивности (далее, А) из 7 воспитанников по запросу воспитателей и педагогов: ярко выражена у троих воспитанников, отсутствует – у четырех.
Взаимоотношения со сверстниками (далее, + положительные; +/- неустойчивые; - негативные) из 67 воспитанников: у девятнадцати – положительные; у тридцати семи – неустойчивые; у одиннадцати – негативные.
Также составлен социально-педагогический мониторинг сведений о детях и семьях ДОУ, который отражает социальное неблагополучие семей, что влияет на психологическое здоровье детей: 33 - неполные семьи; 8 семей – асоциальные; смена жительства – 20, что ведет за собой переход в другой детский сад – 11 воспитанников.
Анализ результатов исследований семей в детском саду позволяет сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только дети, но и воспитывающие взрослые. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствуют развитию позитивных детско-родительских отношений, которые способствовали бы формированию и сохранению психологического здоровья детей.
Цель и задачи технологии
Цель: создание эффективной модели психологического сопровождения дошкольников, способствующей сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить личностные особенности воспитанников и динамику их развития в ходе психолого-педагогического сопровождения.
Совершенствовать развивающую, коррекционную деятельность с воспитанниками.
Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Ведущая психолого-педагогическая идея
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на воспитанников с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказания ими психологической поддержки, создания в семье и ДОУ благоприятного психологического климата.
Забота о психологическом здоровье ребенка, а значит, забота о психологическом здоровье родителей и педагогов – не просто модная тенденция сегодня. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет. Это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра.
Содержание опыта моей профессиональной деятельности строится на взаимодействии со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса:
Администрация ДОУ – «психологизация» педагогического процесса: участие в разработке педагогических проектов, семинаров, круглых столов, планирование деятельности в ДОУ.
Психологическое обеспечение педагогов и родителей (теоретическое, развитие их психолого-педагогической компетентности.
Развивающе-профилактическая деятельность (практическая) с педагогами и родителями в форме круглых столов, занятий с элементами тренинга, педсоветов, родительских собраний.
Диагностическая, развивающая, коррекционная деятельность с воспитанниками для построения эффективной деятельности с детьми, решения имеющихся проблем.
Этапы деятельности в рамках реализации технологии:
- подготовительно-диагностический;
- основной;
- рефлексивно-аналитический.
В рамках подготовительного этапа для более эффективного внедрения здоровьесберегающей технологии в ДОУ свою деятельность я начала со знакомства участников воспитательно-образовательного процесса с ролью педагога-психолога в детском саду через реализацию акции «Неделя психологии» (в данном учреждении ставка педагога-психолога введена в 2015 году).
Сроки проведения акции «Неделя психологии» - с 07.08.2015 по 11.08.2015 г.
Ежедневно охватывались и воспитанники, и родители, и педагоги разными мероприятиями и конкурсами. Активно привлекались родители к жизнедеятельности детского сада: заполнение «Забора психологической разгрузки»; анкетирование «Мои ожидания», акция «День комплиментов» (помощь педагогам и детям) и т. д.
Взаимодействие с детьми в рамках акции «Неделя психологии» строилось в соответствии с возрастными особенностями через конкурсы рисунков, акцию «Добрых дел» (старшие ребята готовили подарки для младших, чтение сказок о добре и дружбе и т. д.
Взаимодействие с педагогами в рамках данной акции способствовало построению эффективных взаимоотношений, знакомству через проведение психогимнастики, часа здоровья и т. д.
Подведение итогов проходило в форме «круглого стола» с фотоотчетом для родителей и педагогов, в фойе детского сада была собрана целостная картина акции.
Далее было проведено входящее обследование воспитанников:
ссылка на используемые методики прилагается.
Ранний возраст: изучение адаптации через наблюдение, ведение психолого-педагогической карты адаптации воспитанников.
II младшие группы: наблюдение НОД, режимных моментов.
Средние группы: определение круга общения детей, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, личностного состояния.
Старшие группы: определение уровня эмоционального развития воспитанников, уровня развития волевой сферы и коммуникативной сферы.
Подготовительные группы: выявление уровня психологической готовности детей к обучению в школе; определение самооценки; определение эмоционального состояния воспитанников.
Группы компенсирующей направленности: обследование эмоционального развития воспитанников, определение самооценки, межличностных взаимоотношений.
Индивидуальные консультации для родителей и педагогов по результатам обследования.
Основной этап
Деятельность с воспитанниками (по блокам программы педагога-психолога):
• Ранний возраст – адаптационный блок Программы. Цель: адаптация малышей к ДОУ, снижение психоэмоционального напряжения. После составления прогноза адаптации воспитанников к ДОУ, в случае с тяжелой степенью адаптации, ребенок начинает посещать детско-родительские занятия с педагогом-психологом. Далее, плавное введение в детскую группу.
• II младшие группы № 11, 1 – индивидуальные занятия с детьми по запросу родителей и воспитателей. Цель: преодоление трудностей эмоционально-личностного развития воспитанников, снятие психомышечного, психоэмоционального напряжения.
• Средние группы № 6, 9, 10 – реализация коммуникативного блока Программы (выбор блока Программы был сделан на основании обследования детей, запроса родителей и воспитателей). Цель: развитие коммуникативных навыков, улучшение взаимоотношений в группе, снятие психоэмоционального напряжения.
• Старшая группа № 3 - реализация коммуникативно-личностный блок Программы. Цель: формирование «Я - концепции», эффективных взаимоотношений с окружающими людьми, коррекция самооценки.
• Подготовительная группа – реализация блока «Скора в школу!». Цель: формирование психологической готовности детей к обучению в школе, коррекция самооценки, снятие психомышечного и психоэмоционального напряжения.
• Группа старшая КН (с общими нарушениями речи) – реализация эмоционально-волевого блока Программы. Цель: развитие эмоциональной сферы детей, уменьшение тревожности, развитие произвольного внимания, снятие психоэмоционального напряжения; проведение дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. совместно с учителем-логопедом.
• Группа подготовительная КН (с общими нарушениями речи) – реализация коммуникативно-личностного блока Программы. Цель: развитие коммуникативных навыков, формирование адекватной самооценки, снятие психоэмоционального напряжения (совместно с учителем – логопедом по плану взаимодействия).
• Коррекционно-развивающий блок Программы (преодоление тревожности, страхов, агрессивности, формирование уверенности ребенка в себе, снятие психомышечного и психоэмоционального напряжения).
Взаимодействие с воспитанниками ведется строго с согласия родителей (законных представителей).
Бланк согласия/несогласия родителей (ссылка на бланки). Таким образом, мы содействуем укреплению, сохранению психологического здоровья воспитанников всех возрастных групп.
Вашему вниманию предлагаю посмотреть фотографии «Взаимодействие с детьми»:
Релаксационные упражнения с целью снятия психоэмоционального и психомышечного напряжения;
Арттерапевтический метод (отражение имеющейся проблемы на рисунке);
Развитие эмоциональной сферы воспитанников (узнавание и понимание эмоций других людей);
Пескотерапия (снижение уровня тревожности, коррекция страхов, агрессивности и т. д.);
Сухой бассейн (младшие группы, снятие психоэмоционального напряжения, способствовать легкой адаптации к ДОУ).
Система личностного роста воспитанников (мотивационная часть)
Для удержания внимания детей на занятии, для мотивации участия в играх и упражнениях применяю следующие методы:
Подготовительные группы (№ 2 и №7 ОНР): упражнение «Оценка» (рефлексия, ожидание награждения по итогам: красный жетон – у меня всё сегодня получилось, мне понравилось; желтый жетон – я испытывал трудности, но справился, участвовал в занятии; синий жетон – я не смог выполнить упражнения и задания, я расстроен. В конце 2015-2016 уч. г. будут подведены итоги и награждены активные, самостоятельные и инициативные дети.
Старшие группы (№3 и №5 ОНР): составление пазла-картинки по тематике, эффект неожиданности.
Средние группы (№ 6,9,10): художественно-продуктивная деятельность (результат работы, демонстрация родителям и педагогам) и отражение эмоций на «Дереве настроения», эффект неожиданности, ожидание предполагаемой радости.
Для сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников, родителей и педагогов реализуется проект «Волшебная шкатулка» в старшей группе компенсирующей направленности №5 совместно с воспитателем Беляевой Л. Б. с января 2015 года.
Взаимодействие с воспитанниками в рамках реализации здоровьесберегающего проекта ведется с применением сказкотерапии, пескотерапии, куклотерапии. Организуются совместные занятия с родителями (изготовление кукол-марионеток для преодоления имеющихся трудностей у детей, а также с целью сближения родителей и детей, улучшения детско-родительских отношений).
Взаимодействие с воспитателем старшей группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Волшебная шкатулка» позволяет получить более эффективные результаты при взаимодействии с детьми.
Все направления деятельности педагога-психолога в ДОУ способствуют естественному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению психологического здоровья.
Взаимодействие с педагогическими работниками
Ссылки на презентацию и информационный буклет для педагогов прилагаются.
Работа с педагогами ведется по двум модулям:
1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
2. Создание условий для охраны и укрепления психологического здоровья педагогов.
Вашему вниманию представлены фотографии «Взаимодействие с педагогическими работниками»:
Снятие психоэмоционального напряжения, формирование навыков саморегуляции;
Круглый стол для младших воспитателей, в рамках которого были проведены релаксационные упражнения и отработаны навыки снижения стрессовых влияний на организм.
Взаимодействие с родителями
В своей работе использую активные формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями):
- Общие и групповые родительские собрания;
- Консультации;
- Беседы с родителями;
- Занятия с элементами тренинга;
- Проведение детско-родительских групп.
Вашему вниманию представляю фотографии «круглого стола» с родителями на тему «Психологическое здоровье воспитанников».
Цель: выработка эффективных форм общения с ребенком для сохранения и укрепления психологического здоровья, а также знакомство родителей со способами саморегуляции.
В течение года проделана большая работа, организована деятельность педагога-психолога в ДОУ. Получены следующие результаты по исходящему обследованию:
Наличие тревожности (далее, ИТ) из 31 воспитанников: у четырех – высокий уровень; у семи – средний; у семи - низкий. У остальных ребят (13 воспитанников) тревожность отсутствует.
Наличие страхов (далее, М) из 23 воспитанников: отсутствует – высокий уровень; у четырех – средний; у двенадцати – низкий. У остальных ребят (7 воспитанников) наличие страхов в пределах нормы.
Наличие агрессивности (далее, А) из 3 воспитанников: ярко выражена у одного, отсутствует – у двух детей.
Взаимоотношения со сверстниками (далее, + положительные; +/- неустойчивые; - негативные) из 56 воспитанников: у тридцати – положительные; у двадцати трех – неустойчивые; у троих – негативные.
Наличие трудностей в развитии эмоциональной сферы из 16 воспитанников: у троих - слабо развита; у тринадцати – развитие соответствует возрасту.
Перспективы деятельности по данной теме
Организовать семейный клуб «Точка опоры» с целью формирования осознанного родительства в семьях, воспитывающих детей с ОНР, содействовать сохранению и укреплению психологического здоровья детей и их родителей.
Разработать программу для взаимодействия с педагогами с целью профилактики эмоционального выгорания.
Проведение акции «Неделя здоровья» совместно с инструктором по физической культуре для всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Организовать преемственность школ и детского сада для эффективного сопровождения воспитанников, успешной адаптации к 1 классу СОШ.
Транслируемость достижений
Создание мультимедийных презентаций по итогам взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, представление педагогам и родителям.
Публикация конспектов круглых столов, занятий с элементами тренинга, фотоотчета для педагогов и родителей на интернет-сайтах.
Распространение опыта на районном методическом объединении психологов ДОУ.
Используемая литература
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
2. «Практический психолог в детском саду» А. Н. Веракса, М. Ф. Гутарова, изд. Мозайка-Синтез, М. -2014.
3. Практическая психология образования; учебное пособие 4-е изд. /под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. :Питер,2004.
4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии» аудиокнига.
5. «Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» Е. М. Семенова, Е. П. Чесноков; под ред. проф. Е. А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010.
6. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста» Алексеева Е. Е., СПб. : Речь, 2008.
7. «Уроки психологического здоровья» Ветрова, М. /ТЦ «Сфера», 2011.
8. «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» Дубровиной И. В. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
9. «Формирование личности ребенка в общении» Лисина М. И. — СПб. : Питер, 2002
Используемые Интернет - источники
п/п
№ Название Электронный адрес Пользователь или участник
1 Сайт для воспитателей mааm.ru http://www.maam.ru
Участник
2 Социальная сеть работников образования nsportal.ru Пользователь
3 Официальный сайт ГБОУ ДПО «НИРО» niro.nnov.ru Пользователь
4 Учебно-методический портал uchmet.ru Пользователь
5 Психология www.psychologos.ru
Пользователь
6 Портал педагога portalpedagoga.ru Пользователь
7 Сказкотерапия refdb.ru Пользователь
8 Методологическая сеть gigabaza.ru Пользователь