Наталья Захарова
Организация условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Изменение привычного течения жизни и отрыв от матери достаточно травматичны для ребенка, и от нас как от воспитателей во многом зависит, чтобы детский сад стал для ребенка привычным местом, вызывающим положительные эмоции.
Свою работу мы начали за несколько месяцев до прихода детей в сад. Состоялось родительское собрание, куда мы пригласили родителей будущих наших воспитанников. Целью собрания было представить себя, познакомиться с ними, познакомить их с условиями детского сада, получить первичную информацию о детях, а также донести до них информацию об адаптации детей к ДОУ. Причем последнее представлялось нам достаточно сложной задачей. Одних родителей необходимо было убедить в существовании адаптации как таковой, объяснить, что гибкий график пребывания ребенка в группе первые пару недель, это не прихоть нежелающих работать воспитателей, а необходимость для их собственного ребенка. Других, тревожных родителей, наоборот, успокоить, что адаптация, хоть и сложный процесс, но при нормальных условиях и согласованных действиях родителей и педагогов в большинстве случаев заканчивается вполне успешно. Мы объяснили родителям, что именно на их плечах лежит подготовительный этап адаптации. Им необходимо, главным образом, приблизить режим ребенка к режиму, существующему в ДОУ, создать детскому саду положительный образ и сформировать у ребенка определенные навыки самообслуживания, потому что ощущения его от собственной беспомощности в условиях детского сада, с двумя взрослыми на большое количество детей, будут отрицательными и только усложнят адаптацию. Мы посоветовали родителям рассказывать детям о садике, описывать чем, он будет там заниматься, как играть, гулять, есть. Отвечать на все возникающие вопросы, где будет в это время мама, и кто будет кормить кошку, которая останется дома. В случае, если такие рассказы не получается придумать или непонятно, что именно и как рассказывать, можно воспользоваться готовыми изданиями, например, книга Оксаны Стази «Жил-был Сережа», часть 2. Книга основана на методе сказкотерапии, короткие рассказы объясняют ребенку, зачем нужен детский сад, что в нем происходит, дают примерить на себя различные ситуации из жизни садика. Также может помочь книга издательств CLEVER из серии Главная книга малыша Детский сад. В этой книге рассматриваются ситуации, возникающие в детском саду в картинках. Рассказы о саде должны быть оптимистичными, но правдивыми, чтобы не обмануть ожидания ребенка. Эти беседы являются важной частью подготовки ребенка, потому что помогают успокоить ребенка и внести упорядоченность в его мысли на этот счет. Чтобы информация не забылась, родителям были выданы распечатанные рекомендации. Также мы попросили родителей заполнить анкеты о детях, чтобы мы могли познакомиться с детьми заочно, спрогнозировать возможное течение адаптации. К рекомендуемому во многих источниках предварительному очному знакомству детей с воспитателями родители отнеслись очень прохладно, и от него мы отказались. Первая встреча с родителями прошла хорошо, поставленные цели были достигнуты и установлены доброжелательные уважительные отношения.
Публикация «Организация условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
Далее мы подготовили группу к прибытию малышей. К сожалению, отсутствие спальни и использование кроватей-комодов ограничивало нас в расположении мебели, но мы постарались создать в группе уют, красочно и ярко ее оформить.
Мы организовали предметно-развивающую среду соответственно возрасту, подобрали игры и игрушки, обеспечив должное их разнообразие. Чтобы каждому ребенку нашлось занятие по душе, мы разделили пространство группы на несколько игровых уголков: «Игровой», «Развивающие игры, «Театральный», «Музыкальный», «Спортивный», «Конструирование», «Уголок чтения», «Уголок рисования», «Уголок природы».
В нашей группе недостаточно места, чтобы устроить уединенное место, где ребенок мог бы побыть один, если, например, устанет от сверстников. Для этой цели мы использовали складную тканевую палатку, которая выставлялась и убиралась по необходимости.
В раздевалке мы оформили стенд для родителей, где можно было найти всю необходимую и полезную информацию. Информация о ДОУ, сотрудниках группы, режиме дня, питании присутствовала там постоянно. Естественно, в период привыкания детей, главное место на этом стенде занимали советы родителям по поводу адаптации.
Мы считаем, что главным в детском саду является не оснащенность групп и изобилие занятий, а отношения между детьми и воспитателями. Никакие новые игрушки и бассейн не заставят ребенка идти в сад с удовольствием, если там его ждет нелюбимый воспитатель, недружелюбная атмосфера. Доброе, теплое отношение, поддержка – только в таких условиях дети могут нормально развиваться, обучаться общению в коллективе и проявлять свои природные способности. И создать такую атмосферу – задача воспитателей. И именно на них в большой степени лежит ответственность за благополучное течение процесса адаптации детей.
В детском саду, конечно, не обойтись без дисциплины. Воспитатель играет ведущую роль в формировании у ребенка представлений о правилах и нормах поведения, и в зависимости от отношения ребенка к воспитателю, он склонен слушаться его или нет. Поэтому сначала надо установить с детьми добрые отношения и только на их базе устанавливать дисциплину. И главные усилия были направлены именно на установление таких отношений.
Когда ребенок чем-то расстроен, наталкивается на сложное препятствие, испугался или ударился, он ищет утешения у «своего» взрослого, который доступен в этот момент. Ему нужно залезть на руки, прижаться, быть приласканным, расслабиться и успокоиться. А так как отрыв от мамы крайне расстраивает ребенка, мы старались стать для детей таким значимым взрослым. Мы брали их на руки, обнимали, чтобы успокоить, дать понять, что здесь безопасно. Мы показывали детям, что они тут нужны, что их тут любят, используя и приветливое поведение и прямые слова, например, «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься». В общем, можно сказать, что мы старались наилучшим образом удовлетворить острые в период адаптации базовые потребности детей в нужности, любви, безопасности, защищенности путем эмоционального контакта с взрослым.
Так же в общении с ребенком мы старались принять его безусловно, вне зависимости от индивидуальных особенностей, активно слушать его переживания и потребности, не использовать командный тон, понимать, что ребенок имеет право на любые эмоции, в том числе на негативные. По мере возможности мы пытались не просто утешить ребенка, переключив на что-то новое, неожиданное, а признать за ним это право на обиду, страх, озвучить эту эмоцию, показать, что понимаем его чувства.
Вышеперечисленная практика общения требует развитого эмоционального интеллекта. Под ним современные теории понимают способность к пониманию своих и чужих эмоций и умение управлять ими. Нам не всегда легко было распознавать детские эмоции и их причины, бывало, возникали сложности с управлением собственными эмоциями. Поэтому мы старались избегать ситуаций, вызывающих нежелательные эмоции.
На время адаптации мы разрешали детям сохранить «вредные» привычки, чтобы стресс от отучения не накладывался на привыкание к саду. Мы приветствовали любимую игрушку ребенка в группе. Примерно одной трети детей наличие такой игрушки облегчало адаптацию, особенно засыпание в тихий час.
Аппетит детей страдает во время адаптации. Мы, конечно, уговаривали детей поесть, используя шутки, прибаутки, «конкурс чистых тарелок», но не заставляли их это делать.
Сон у детей во время адаптации заставляет желать лучшего. Но он является важной составляющей хорошего настроения ребенка. Так как в нашей группе отсутствует спальня, и создать затемнение ввиду отсутствия темных штор невозможно, засыпание детей становилось еще сложнее. Мы читали им много сказок, гладили, успокаивали. Старались уделить внимание каждому. Хорошо помогали игрушки, которые «не могли заснуть» без помощи. Одному ребенку приходилось петь колыбельные песни, без них он не засыпал.
С большим интересом дети в нашей группе воспринимали театрализованную деятельность. У нас сложилось впечатление, что почти ни у кого из детей дома кукольный театр не использовался. Мы показывали им русские народные сказки со знакомым повторяющимся сюжетом, используя пальчиковые куклы и куклы би-ба-бо. На фланелеграфе мы показывали не только сказки, но и короткие истории из жизни детей, сада, помогая детям пережить какие-то эмоции, примерить ситуации на себя.
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Как говорит пословица: «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить». Поэтому мы не заставляли детей участвовать в игре. Мы приглашали всех детей в игру с помощью игрушек, стараясь разбудить интерес. Более стеснительные дети присоединялись позже, увлекаясь игрой других, заражаясь их настроением.
Чтобы игра могла увлечь детей, мы были ее активными участниками и организаторами. Мы действовали увлеченно и эмоционально, делая игру значимой для детей. Чтобы при повторении игра не стала скучной и для детей и для нас самих мы могли внести в игру новые элементы, не видели ничего страшного, если игра пошла не в соответствии с методичкой, могли пойти вслед за инициативой детей, подхватить ее и возглавить, при необходимости могли вернуть их обратно. В игре мы не оценивали детей, просто играли, приветствуя и одобряя каждого, радуясь и вместе с детьми.
Для снятия психоэмоционального напряжения у детей мы устраивали релаксационные игры, такие как «Дождь», «Лягушата», «Овощи отдыхают», «Кто в кулачке», «Легкое перышко», «Мы потопаем ногами» и другие.
Для установления хорошего контакта между детьми и воспитателями, для сближения детей друг с другом мы использовали хороводы, игры «Иди ко мне», «Карусели», «Собачка», «Секрет», «Чей голосок?», «Под зонтом». Для снижения агрессивности и ослабления негативных эмоций мы предлагали детям поиграть в «Сороконожку», «Покатаемся на качалке», «Ежи», «Коврик злости».
Через месяц мы провели опрос родителей, с целью выяснить успешность адаптации их ребенка к саду. Мы также оценили уровень эмоционального благополучия детей, как показатель адаптации ребенка к ДОУ. Мы выяснили, что родители считают, что их дети успешно освоились в саду. По нашим наблюдениям случаев тяжелой адаптации в группе не наблюдалось, только средняя и легкая степени.