Галина Макулова
Использование современных технологий для успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, внутренней гармонии. Ранний возраст имеет большое значение в развитии человека и служит фундаментальной основой в формировании наиболее важных человеческих способностей и качеств. И насколько благоприятным будет этот период в жизни ребенка, зависит от нас – взрослых, которые его окружают.
Темочки:
В возрасте от двух до трёх лет ребенка впервые приводят в детский сад. Малыш попадает в новую особую среду. Начинается период адаптации ребенка к условиям ДОУ, сопровождающийся изменением привычной обстановки, распорядком дня, расставанием с мамой. Чтобы сделать этот процесс плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы с детьми. В своей работе я расскажу о влиянии современных технологий на процесс адаптации детей к условиям ДОУ.
Известно, что игра является ведущим видом детской деятельности. В период адаптации применение игровых технологий помогает ребенку отвлечься от негативных эмоций, переживаний, снижает тревожность и агрессию. Необходимо помнить, что цель применения данной технологии в этот сложный для ребенка период – не обучение, а налаживание контакта, создание доверительных отношений.
В своей работе я использую тактильные игры
- Различные упражнения с песком, крупой, водой несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, дают простор для экспериментирования, что крайне важно в сложный период адаптации
- подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного время провождения,
- все виды театра - настольные (театр игрушек или двусторонних картинок, стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр, кукольные, которые проводятся за ширмой так без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми, ростовыми куклами, куклами марионетками, так как встреча с театральными персонажами помогает расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу,
-знакомство с произведениями поэзии : пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек, сказок о животных, которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
Позитивно отражается на развитии малышей использование бизиборда. Он способствует снятию эмоционального напряжения, развитию любознательности, проявлению собственной активности. Также служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражё нных в ФГОС ДО:
Быстрому снятию заблокированных эмоций способствует (радости, хорошего настроения, удовольствия) телесно – ориентированная терапия
Здоровьесберегающие технологии оказывают большое влияние на физическое и психическое здоровье детей. Они необходимы для сохранения здоровья ребенка. К данным технологиям относят различные виды гимнастик: дыхательную, пальчиковую, глазодвигательную; подвижные игры; элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции
Использование музыкотерапии, сказкотирапии в различных режимных моментах, обеспечивает эмоциональный комфорт, ребенок чувствует нежность и заботу, которые исходят от взрослого.
Современный мир информативно усложняется и мы, педагоги, должны идти в ногу со временем. Применение информационно - коммуникационных технологий в ДОУ, в том числе в адаптационный период, очень эффективно. Этот вид технологий привлекателен для детей, вызывает активный познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей. А какую помощь компьютер оказывает воспитателю в оформлении развивающей предметно-пространственной среды! Это и подбор яркого иллюстративного материала для показа детям и музыкального сопровождения для прослушивания, использование мультимедиа и планшетов в работе с детьми. ИКТ дают возможность виртуального общения с родителями на специально созданных сайтах, с целью распространения и обмена информации и решения различных вопросов, что особо необходимо в период адаптации.
Результативным средством организации современного образовательного процесса является технология проектной деятельности. Так как маленький ребенок за неимением жизненного опыта ещё не может самостоятельно выбрать проблему и пути её решения, то ведущую роль на себя берет воспитатель. Наблюдая за детьми, за их интересами педагог выявляет проблему и в совместной работе ищет пути её решения. Использование технологии проектной деятельности помогает активизировать психические процессы детей, делает нахождение ребенка в детском саду интересным и познавательным. В раннем возрасте реализация проекта основывается на подражательно - исполнительском уровне в несколько этапов. В процессе работы над проектом происходит сотрудничество с родителями, а это один из принципов дошкольного образования.
Одним из перспективных способов развития ребенка является инновационная педагогическая технология - макетирование. Макет – уменьшенная модель объекта окружающего мира. Использование данной технологии формирует познавательный интерес, развивает детскую впечатлительность и фантазию. Педагогу необходимо помнить, что макет это не только экспонат, но и игровая среда: он носит многофункциональный характер. В период адаптации применение макета может помочь ребенку отвлечься от тревожных мыслей, перенеся его в увлекательный сказочный мир, где могут разговаривать животные, оживать различные объекты. Технология макетирования развивает сенсорные способности детей (работа с различными материалами способствует развитию внешних чувств, мелкой моторики рук) и остаётся одной из самых интересных технологий.
Таким образом, я считаю, что использование современных педагогических технологий в период адаптации детей к условиям ДОУ способствует успешному и гармоничному развитию ребёнка.