Светлана Бутковская
Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Количество детей с ОВЗ значительно возросло.
По состоянию на 1 января 2015 года, в Российской Федерации, число детей-инвалидов составило 590,4 тыс., количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет на 1 января 2016 года – 605 тыс. чел. Судя по динамике – этот показатель с каждым годом увеличивается.
По данным НИИ детства в России ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией; 8-10% детей имеют приобретенную патологию; 4-5% составляют дети-инвалиды; 20% детей имеют стертые нарушения развития.
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Что же представляют собой интеллектуальные нарушения?
- Это умственная отсталость,
- это деменция,
- это ЗПР,
- это педагогическая запущенность.
Чтобы говорить о психолого-педагогических технологиях адресной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, необходимо рассмотреть, что представляют собой интеллектуальные нарушения.
По данным Всемирной организации здравоохранения, умственной отсталостью страдает около 3% всего населения Земли. В последние годы наблюдается увеличение количества умственно отсталых людей (это объясняется большей выживаемостью детей с нарушениями ЦНС).
Умственная отсталость (от древнегреческого «» - малый; «» - ум, разум) - стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга.
Умственная отсталость – это состояние неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальных способностей : когнитивных; речевых; моторных; социальных.
Умственная отсталость может сопровождаться любым другим психическим или соматическим расстройством; либо возникать без него.
Термин «олигофрения» был впервые введен в XIX веке немецким психиатром Эмилем Крепелином. Он предложил классификацию психических расстройств, исходя из нозологического (клинического) подхода, а олигофрении – исходя из возможностей обучения детей. Заслуга Э. Крепелина в том, что он объединил все известные к тому времени клинические симптомы врожденного и раннего слабоумия у детей в одну группу под названием «олигофрения» (от греч. oligos — малый + phren — ум, а термины «идиот», «имбецил», «дебил» использовал для определения степени тяжести поражения интеллектуальной деятельности.
Классификация умственной отсталости по МКБ-9:
- Дебильность («смотрящий сквозь мутное окно») – умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может обучаться по специальным коррекционным образовательным программам во вспомогательной школе, овладевать несложными рабочими профессиями.
- Имбицильность («имбиз» - не может существовать без помощи) – умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может овладевать речью и усваивать несложные навыки самообслуживания и обслуживающего труда. Здесь можно отметить, что:
- наблюдаются глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы;
- определенная часть детей может овладеть простейшими навыками чтения, письма, счета;
- после специального обучения они могут работать в специально организованных мастерских.
- Идиотия («идиос» - существует сам по себе) – самая глубокая степень умственной отсталости. Детям недоступно осмысление окружающего мира; речь развивается крайне медленно или не развивается вообще; характерно нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве; часто тяжесть нарушений такова, что дети ведут лежачий образ жизни; крайне трудно формируются элементарные навыки самообслуживания. Часто эти навыки не формируются вообще.
Дети-олигофрены в степени идиотии не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях.
Предложенная Э. Крепелином классификация олигофрении сохраняется и на сегодняшний день.
В клинической практике детские психиатры используют диагноз «умственная отсталость», ориентируясь на справочное издание МКБ-10 (с 1999г.). Диагноз «умственная отсталость» представлен в четырех формах:
- легкая (F-70.00 – F-70.99,
- умеренная (F-71.00 – F-71.99,
- тяжелая (F-72.00 – F-72.99,
- глубокая (F-73.00 – F-73.99).
Характерным признаком при умственной отсталости легкой степени являетсянедостаточная сформированность абстрактного мышления, которая выражается в том, что в жизни такие люди предпочитают действовать на основе имеющихся у них штампов. Для них бывает очень сложно найти правильное решение в новой, необычной ситуации. Поэтому, став взрослыми, лица с легкой степенью умственной отсталости нуждаются, прежде всего, в совете и поддержке со стороны окружающих.
Темп психического развития детей с умеренной степенью умственной отсталости резко замедлен. Словарный запас составляет 200-300 слов. Логическая память по существу отсутствует, но благодаря относительно хорошей механической памяти и пассивному вниманию эти дети в состоянии усвоить некоторые элементарные знания, которыми пользуются как штампами. Как правило, приобретенные этими детьми школьные знания являются механическими и легко утрачиваются при отсутствии постоянной тренировки. Лишь немногие из них, став взрослыми, используют их.
При тяжелой и глубокой умственной отсталости наблюдается грубая задержка развития речи и мышления, слабая дифференцированность восприятия, снижение и неадекватность реакций на окружающее, ограниченность эмоций (чувств удовольствия
и недовольства). Любая осмысленная деятельность, в том числе, навыки самообслуживания недоступны этим детям. Двигательные функции грубо недоразвиты, в связи с чем многие больные не умеют самостоятельно стоять и ходить. Поведение характеризуется либо малоподвижностью, либо склонностью к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (раскачиванием туловища, размахиванием рук, хлопаньем в ладоши и т. д., либо проявлениями агрессии и аутоагрессии, разрушительными действиями.
Несмотря на различия проявлений умственной отсталости, имеются общие ее признаки (если проследить развитие таких детей в динамике) : замедление темпа психического развития таких детей по сравнению со здоровыми сверстниками; невыразительность, "смазанность" основных периодов развития и возрастных кризисов (четко очерченная в норме смена ведущих деятельностей, характеризующая качественные изменения в психике ребенка).
Причины возникновения умственной отсталости
(предложенные советским психиатром, основоположником детской психиатрии в СССР Сухаревой Груней Ефимовной)
- генные и хромосомные нарушения;
- повреждающие факторы в период внутриутробного развития;
- повреждающие факторы во время родов, в первые месяцы и годы жизни.
Генные и хромосомные нарушения : синдромы Дауна, Клайнфелтера, Тёрнера; истинная микроцефалия; наследственные обменные нарушения (фенилкетонурия и др.).
Рассмотрим некоторые из них. Симптомы синдрома Клайнфельтера: признаки заболевания часто отсутствуют до подросткового периода (полового созревания).
Признаки дефицита тестостерона в подростковом возрасте: слабовыраженный рост волос по всему телу, на лобке – по женскому типу; прямая линия роста волос в области лба, недостаточный рост волос на лице; узкие плечи, широкие бедра, часто ожирение и слаборазвитая мускулатура (евнухоидный тип телосложения); высокий рост, увеличение грудных желез (гинекомастия); снижение половой функции.
Задержка умственного и психического развития : становится быстро заметно отставание в освоении школьной программы по сравнению с одноклассниками; выраженные нарушения (дебильность, сопровождающиеся низкой самооценкой, еще более усугубляющей эмоциональное состояние; повышенная утомляемость; беспричинная агрессия к окружающим; лабильность психики, которая обуславливает наличие периодов равнодушия к происходящим событиям.
Дети с синдромом Шерешевского-Тёрнера могут рождаться недоношенными, однако даже в случае доношенной беременности росто-весовые показатели ребенка нередко снижены (масса тела 2500—2800 г, длина 42-48 см). Уже при рождении у ребенка могут быть обнаружены типичные признаки синдрома Шерешевского-Тё рнера: короткая шея со складками кожи по бокам (птеригиум-синдром, врожденные пороки сердца, лимфостаз, отечность стоп и кистей и др. В период новорожденности таким детям свойственно нарушение сосания, моторное беспокойство, частые срыгивания фонтаном. В раннем возрасте дети с синдромом Шерешевского-Тёрнера отличаются отставанием в физическом развитии, задержкой речевого развития, частыми повторными средними отитами, приводящими к кондуктивной тугоухости.
К моменту пубертатного периода рост больных составляет 130-145 см. Кроме низкорослости, типичный внешний вид характеризуется короткой шеей с крыловидными складками, «лицом сфинкса», низкой границей роста волос, деформацией ушных раковин, широкой грудной клеткой. Нарушения черепно-лицевого скелета включают, микрогнатию (ортодонтическое заболевание, характеризующееся недоразвитием (гипоплазией) челюстных костей) высокое готическое нёбо, аномалии прикуса.
Истинная микроцефалия.
Микроцефалия - это заболевание, характеризующееся снижением массы головного мозга, вследствие чего наблюдается уменьшение параметров черепа и непосредственно окружности самой головы. Остальные органы последовательно развиваются соответственно принятым возрастным нормам. Такие изменения являются причиной развития умственной неполноценности и отклонений на неврологическом уровне.
Основные причины заболевания:
- Интоксикация плода внутри утробы в результате влияния алкоголя, наркотических веществ и сигарет, которыми злоупотребляла мать в первом триместре беременности.
- Нарушения эндокринной природы у будущей роженицы.
- Перенесенный беременной дамой инфекционные недуги (к примеру, токсоплазмоз).
- Внутриутробное инфицирование малыша (свинка, корь, краснуха, герпес).
- Влияние некоторых групп лекарственных препаратов.
- Механические повреждения и травмы, полученные ребенком во время родов.
Микроцефалия - это такое заболевание, при котором маленькие пациенты отличаются быстрой возбудимостью или, наоборот, постоянно вялые и апатичные. Они сравнительно поздно начинают держать голову, сидеть и даже ползать. Мозг таких малышей отличается многочисленными пороками, а его вес не превышает отметки в 500 грамм.
В зависимости от степени уменьшения мозга заболевание проявляется разной степенью умственной неполноценности. В каждом конкретном случае все индивидуально. У ребенка может быть диагностирована легкая степень имбецильности или глубокая форма идиотии.
Наследственные обменные нарушения (фенилкетонурия и др.)
Сочетанность олигофрении и нарушения зрения отмечается в болезнях, связанных с нарушением обмена веществ.
Фенилкетонурия представляет собой достаточно тяжелое наследственное заболевание, основная тяжесть проявлений которого сосредоточена, прежде всего, на нервной системе. Фенилкетонурия, симптомы которой чаще всего встречаются среди девочек, возникает по причине нарушения обмена аминокислот, учитывая же поражение при этом ЦНС, ее проявления сводятся к нарушению умственного развития.
Фенилкетонурия может быть спровоцирована следующими факторами:
Близкородственные браки, при которых, помимо иных патологий, повышается вероятность рождения ребенка с этим заболеванием;
Мутация гена (т. е. его изменение, произошедшая по тем или иным причинам в области локализации 12 хромосомы.
Повреждающие факторы в период внутриутробного развития: вирусы краснухи, гриппа, паротита, цитомегаловируса; возбудители сифилиса, токсоплазмоза и т. д. ; интоксикации (алкоголь, наркотики и т. д.); гемолитическая болезнь плода и т. д.
Грипп. При заболевании гриппом в I триместре выкидыши отмечаются в 25-50% случаев. Однако частота пороков развития плода не увеличена. Вирус гриппа способен вызывать умственную отсталость при внутриутробном заражении.
Краснуха. Если беременная заболевает ею в первые три месяца беременности, то риск умственной отсталости у ребенка составляет от 15 до 20%. У половины детей развивается глухота; обнаруживается микроцефалия, эпилептиформные припадки, спастические параличи и парезы. Умственная отсталость сочетается с нарушением координации движений, двигательной расторможенностью, импульсивностью. Инфицирование плода в первые 12 нед приводит к развитию наследственного синдрома краснухи (катаракта, микрофтальмия, нарушение функции органов слуха, микро- и гидроцефалия и пороки сердца). При заболевании в I триместре беременности риск выкидышей и врожденных аномалий развития достаточно высок, поэтому беременность следует прервать. При инфицировании на более поздних сроках чаще всего поражается орган слуха. После 16 нед гестации риск инфицирования уменьшается, но инфекция в эти сроки может привести к развитию хронического заболевания с нарушением функции печени, анемией, тромбоцитопенией, поражением ЦНС, иммунодефицитом, дисплазией зубов. Параллельно поражается плацента (воспаление ворсин и васкулит, что нарушает питание плода.
Корь. Увеличен риск прерывания беременности (так же как при гриппе, но аномалий развития плода не отмечается.
Полиомиелит. До 25% плодов у заболевших матерей переносят полиомиелит внутриутробно. Аномалий развития плода этот вирус не вызывает.
Герпес. Наибольшую роль в патологии беременности и внутриутробной инфекции для плода играют вирусы семейства Herpesviridae.
Инфицирование плода в I триместре беременности приводит к возникновению гидроцефалии, пороков сердца, аномалий развития желудочно-кишечного тракта и др. Часто отмечается самопроизвольное прерывание беременности. Инфицирование во II и III триместрах чревато развитием у плода анемии, желтухи, пневмонии, менингоэнцефалита, сепсиса, гипотрофии. При восходящем пути инфицирования (из шейки матки) возбудитель размножается и накапливается в околоплодных водах, отмечается многоводие. Возможно и постнатальное инфицирование новорожденных при наличии герпетических проявлений на коже у матери, родственников или медицинского персонала.
Цитомегаловирусная инфекция. Возможны такие акушерские осложнения, как самопроизвольные выкидыши, преждевременные роды, антенатальная гибель и аномалии развития плода, многоводие, неразвивающаяся беременность. Классическими проявлениями цитомегаловирусной болезни являются нарушения развития головного мозга (микроцефалия, энцефалит, пневмония и внутриутробная задержка роста. Летальность при врожденной цитомегалии составляет 20-30%.
Врожденный сифилис. Сифилитическая спирохета не проникает в эмбрион до пятого месяца беременности. Сифилис может протекать в форме внутриутробного менингоэнцефалита - тогда у ребенка обнаруживаются явления органического поражения головного мозга и умственная отсталость. При позднем врожденном сифилисе (после 2 лет) наблюдается седловидный нос, глухота, пороки развития ЦНС.
Токсоплазмоз. Одноклеточный паразит передается человеку через мясо животных. Инфицируются младенцы до рождения и после родов. Примерно 10% зараженных младенцев умирает через 1-2 месяца. У многих из выживших детей имеются множественные пороки развития (микроцефалия, гидроцефалия, а также воспалительные поражения глаз, пневмония, менингит; иногда судорожные припадки; умственная отсталость тяжелой степени.
Некоторые наркотические вещества (ЛСД, чрезмерное курение оказывают тератогенное действие (Тератогенное действие — нарушение эмбрионального развития под воздействием тератогенных факторов — некоторых физических, химических или биологических факторов. Дословно: (от греч., род. п. от греч. — чудовище, урод; и др. -греч. — рождаю).
Гемолитическая болезнь новорожденных – это тяжелое состояние плода или только что рожденного ребенка, которое возникает, как результат иммунного конфликта. Этот конфликт возникает из-за несовместимости крови плода и его мамы по некоторым антигенам. Такими антигенами могут быть разные группы крови или резус-фактор плода и матери. В результате, эритроциты плода подвергаются атаке антител матери, которые преодолевают барьер плаценты, что приводит к их гемолизу (клетки лопаются).
Повреждающие факторы во время родов, в первые месяцы и годы жизни: родовая травма; асфиксия во время родов; черепно-мозговые травмы; нейроинфекции, перенесенные в раннем детстве (нейроинфекции – энцефалит, менингит; либо другие инфекционные заболевания – грипп, краснуха, коклюш. Возбудителями болезней являются различные виды микробов и вирусов, преимущественно поражающих нервную систему и объединяемых в клинике под общим названием нейроинфекций.); гидроцефалия; депривация до 7-8 лет (например, дети джунглей).
Деменция у детей представляет собой слабоумие, распад уже сложившегося интеллекта. Деменция чаще проявляется у детей старше двух лет. До этого возраста малыш растет и нормально развивается, наравне с ровесниками. Затем начинаются определенные изменения в его поведении.
Причины деменции:
- генетические заболевания, симптомы которых появляются спустя несколько лет после рождения ребёнка – болезнь Лафора, болезнь Ньюмана-Пика, синдром Санфилиппо, нейродегенерация с накоплением железа в мозгу;
- инфекционные заболевания мозга – менингит, энцефалит;
- черепно-мозговые травмы с ушибом мозга или его сотрясением;
- воздействие вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция);
- нарушение сосудистого кровотока, приводящее к недостаточному питанию тканей мозга;
- отравление ребёнка лекарственными препаратами.
Сравнительная характеристика
детей с умственной отсталостью от детей с деменцией
Умственная отсталость Деменция
Особая форма психического недоразвития.
Причины:
- патологическая наследственность;
- хромосомные искажения;
- органические поражения.
Возраст: до 2-3 лет.
Характер : непрогрессирующий. Стойкое ослабление познавательной деятельности (критичность, память, эмоции).
Причины:
- шизофрения;
- эпилепсия;
- воспалительные заболевания мозга;
- травмы мозга (сотрясения, ушибы).
Возраст: после 3 лет.
Характер : прогрессирующий.
В последние годы количество детей с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) неуклонно растет.
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
Задержка психического развития – специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Причины возникновения ЗПР:
- отягощенная наследственность;
- патология беременности и родов;
- хронические заболевания родителей;
- неблагоприятная экология;
- профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка;
- курение матери во время беременности;
- алкоголизм родителей;
- неполная семья;
- неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
Сравнительная характеристика
детей с умственной отсталостью от детей с ЗПР
Характерные особенности детей
с умственной отсталостью Характерные особенности детей с ЗПР
Функциональная локализация нарушения (дефекта)
Характерен приоритет общих дефектов над частными. Характерны только частные дефекты.
Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом
Приоритетное влияние оказывают биологические факторы. Особую роль играет социокультурный фактор.
Критерий распространенности
Распространенность - 3%. Распространенность - 7-11%.
Стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга.
Не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур.
Незрелость:
- сложных форм поведения;
- целенаправленной деятельности;
- быстрая истощаемость, утомляемость;
- низкая работоспособность.
Носит необратимый характер.
При своевременной и адекватной коррекционной работе носит обратимый характер.
Педагогическая запущенность – это задержка психического развития, которая возникает в условиях социального неблагополучия.
У запущенного ребенка:
- остается интерес ко всему новому;
- отсутствует тугоподвижность мышления;
- страдают только те сферы психики, которые подверглись неблагоприятному воздействию.
По некоторым данным, значительная часть детей с умственной отсталостью не имеет органических поражений мозга, а их недостаточно высокий уровень IQ является результатом педагогической запущенности.
Как правило, это дети из малообеспеченных семей.
Причинами педагогической запущенности могут послужить следующие факторы:
- безразличие со стороны как родителей, так и других людей, которые представляют авторитет для ребенка;
- регулярная необоснованная критика поведения;
- постоянные конфликты и скандалы в семье, свидетелем которых является ребенок;
- маниакальная опека со стороны родителей, которая перерастает в тотальный контроль всех сфер жизнедеятельности ребенка;
- физическое насилие и отсутствие взаимного уважения между членами семьи;
- неграмотная работа педагогов, которые считают допустимым унижение или порицание ребенка в присутствии сверстников;
- неумение налаживать контакты с друзьями, а также оскорбления и насмешки с их стороны.
Стоит отметить, что именно с внешними факторами связана социальная запущенность. Педагогическая запущенность детей лишь в малой степени связана с их личностными качествами. В целом же она является недоработкой родителей и образовательных учреждений.