Шагеева Айгуль
Психологический тренинг-практикум для родителей
▼ Скачать
Цель: пополнение арсенала знаний родителей по вопросу развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обсудить совместно с родителями особенности эмоциональной сферы человека.
2. Помочь родителям через творческое проявление самовыражать эмоции.
3. Ознакомить родителей с конструктивными способами выражения эмоций.
4. Способствовать приобретению ими практических знаний и навыков эффективного взаимодействия с ребенком и приемов саморегуляции организма.
Ход тренинг-практикума
Педагог-психолог :
Публикация «Психологический тренинг-практикум для родителей» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
-Добрый день дорогие родители. Сегодня мы поговорим об эмоциональном-интеллекте. Это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.
- Для эффективной работы я предлагаю нам познакомиться друг с другом.
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.
Каждый из родителей называет свое имя и имя ребенка, а затем должен закончить одно из следующих предложений.
1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка –.
2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как.
3. Больше всего мне в моем ребенке нравится –.
4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда –.
Мини лекция об эмоциональном интеллекте
Педагог-психолог :
- Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т. д. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Не пользуясь речью, мы можем судить о состоянии другого человека, настроить его на совместную деятельность и общение.
Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников. Однако, как справедливо отмечали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоциональной сферы — может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальней и значимей. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом.
Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость.
Педагог-психолог :
- Как вы думаете, с помощью чего мы можем передавать свои эмоции и чувства в общении с людьми не используя речь?
Ответы родителей : (глаза и контакт с помощью взгляда; мимика; жесты, позы; прикосновения; дистанция во время общения).
2. Упражнение «Узнай эмоцию»
Цель: развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния невербально (без речи).
Участникам раздаются карточки с названиями эмоций, которые они должны изобразить. Остальные пытаются отгадать.
Педагог-психолог :
- Предлагаю каждому выбрать карточку (эмоцию). Потом по очереди показать эмоцию или чувство при помощи мимики, жестов, поз, не используя слов. Остальные пытаются отгадать - какое чувство или эмоция была продемонстрирована.
Карточки к упражнению «Узнай эмоцию».
Радость Безразличие Страх
Грусть Удивление Агрессия
Злость Восхищение Радость
Печаль Раздражение Ужас
Гнев Тревожность Спокойствие
Педагог-психолог :
-Было ли трудно без слов понимать и выражать чувства, эмоции?
Ответы родителей : понятно, сложно, не всегда понятно, хочется дополнения и т. д.
Вывод : «Умение понимать эмоциональное состояние другого человека невербально очень важно, особенно в общении с ребенком, так как ребенок не всегда может высказать, какое чувство он сейчас испытывает. Родитель, понимая переживания своего ребенка на невербальном уровне, может помочь ему своей поддержкой, участием, правильным реагированием. Кроме того, в общении с ребенком, взрослый должен осознавать какую эмоцию или чувство он сейчас передает ребенку и как он это делает».
Педагог-психолог :
-Сейчас мы с вами окажемся наблюдателями одного дня из жизни девочки Маши. У вас на столах лежат смайлики. В процессе прослушивания вы собирайте те смайлики с эмоциями которыми столкнется наша героиня.
3. Упражнение «Один день из жизни Маши»
Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде - плакат с изображением девочки) ведущий отрывает полоски от плаката с изображением девочки в процессе чтения. После окончания рассказа на плаката остаются только силуэт девочки.
Один день из жизни Маши
Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей выучить на праздник. И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает. К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.
Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.
Ляп, ляп, ляп — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила мне выучить на праздник. Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.
- Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки! - строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)
Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.
- Мама, мама, ты знаешь, вчера. — начала Маша.
- Маша, ты уже умылась? - снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)
Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.
- Мама, вчера на занятии в детском саду., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок.
- Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)
- Я. Я. нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила выучить воспитательница.
- Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)
- Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.
Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка.
-«Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша.
Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)
У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» - подумала Маша.
Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок.
«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:
- Лариса Николаевна! - громко крикнула Маша и подбежала к ней.
- Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка. До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)
После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой. (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Дома папа сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.
Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда. Мама сама зашла к Маше в комнату:
— Машуня! Я так соскучилась по тебе! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?
Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала.
Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее — активное обсуждение:
- Является ли достоверным этот рассказ?
- Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?
- Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
- Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом?
Педагог-психолог :
- Сейчас мы с вами постараемся помочь девочке Маше исправить этот день.
Перед вами лежат оторванные кусочки с плаката, где была радостная Маша. Перед вами реплики и ситуации которые подавляли Машино эмоциональное состояние. Нам нужно найти правильные слова и действия при которых ребенок чувствовал бы себя комфортно.
Работа с родителями. Каждый зачитывает негативную ситуацию и свой положительный ответ.
Включить музыку «Радостная»
затем приклеивает обратно на плакат эти кусочки.
4. Упражнение «Росток»
Педагог-психолог :
-Мы помогли Машеньке, но и про себя не забываем! Проделаем упражнение.
Исходное положение – родители сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.
Педагог-психолог :
- Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.
В начале освоения этого упражнения на каждый счет называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других:
- «один» – медленно выпрямляются ноги; - «два» – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»; - «три» – постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); - «четыре» – разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову; - «пять» – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.
В свою очередь и Маша хочет сделать вам приятное.
Включить веселую музыку «Орленок»
5. Упражнение «Чудесный мешочек»
Инструкция: Предлагаю вам вытащить по одному сердечку из волшебного мешочка, которая поднимет Ваше настроение…На сердечках написаны пожелания!
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются поверь в это!
-Ты самая лучшая мама!
-Ты очень красивая!
-Твоя улыбка освещает всех добротой!
-Твои руки волшебные и их прикосновение лечит!
Педагог – психолог :
-Я думаю каждому приятно услышать приободряющие слова в свой адрес, тоже самое происходит и с детьми. Чаще им говорите, что – то приятное и Вы увидите перемены в поведении детей. Ребята будут более оптимистичны, нежели унылы и пессимистичны.
Включить веселую музыку «Орленок»
6. Рефлексия «Дети-цветы жизни»
Педагог – психолог : Сейчас мы с Вами погрузимся совсем в детство и нарисуем цветы нетрадиционным способом. Возьмите пакет и надуйте его. А теперь берем кисть и выбираем цвет краски, каким у вас будут цветы. Раскрашиваем уголок пакета и печатаем этим углом раскрашенного пакета на альбомный лист. Вы видите какие неровные контуры получаются на ваших рисунках – это лепестки наших роз. Теперь берем тубу от туалетной бумаги и наносим зеленую краску на ребро тубы. Теперь отпечатываем – получаются контуры листочков. У розы не один листик, поэтому можно сделать несколько отпечатков, как и с самим цветком. У Вас отлично получается. Поверьте, и маленькие дети также испытывают восторг от полученного результата. Теперь кистью подрисовываем стебли наших роз и прожилки на листиках.