Шишова
Психологический тренинг для отцов в форме круглого стола «Понять и поддержать подростка. Как?»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг для отцов
«Понять и поддержать подростка. Как?»
Приветствие участников. Знакомство с темой занятия.
«Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст.
Подростковый возраст - это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась.
Публикация «Психологический тренинг для отцов в форме круглого стола „Понять и поддержать подростка, Как?“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Психология подростка
- Психология школьников
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Упражнение-приветствие «Я рада вас видеть сегодня» (клубок передается по кругу всем родителям, они называют имя, постепенно его разматывая).
Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой - сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме.
И вы папы принимаете непосредственное участие в этом вопросе.
О роли отца в воспитании ребенка сегодня говорят не мало.
Очень сложно вырастить полноценную личность, будь то девочка или мальчик, без отцовского влияния.
Ведь отец для ребенка не только родной человек, а образец мужчины, символ мужественности и мужского начала.
Папа - определённый пример поведения, источник уверенности в себе и авторитета, олицетворение дисциплины и порядка, наиболее естественный источник познания мира, труда и техники. Именно отцовское воспитание формирует у ребёнка способность к проявлению инициативы, учит противостоянию групповому давлению.
Народная мудрость гласит: "Один отец значит больше, чем сто учителей".
Упражнение: "Роль отца в воспитании сына - дочери". Родители делятся на две группы: 1 группа – отцы дочерей, 2 группа – отцы сыновей. В течение 2 минут, группы отвечают на вопросы: «Какие качества отец прививает сыну» - 2 группа, «Какие качества отец прививает дочери» - 1 группа.
Далее происходит обсуждение ответов на заданные вопросы.
Для сына отец является примером, образцом для подражания.
Отцовское воспитание является необходимым условием полноценного развития личности будущего мужчины. При общении с отцом у мальчика формируются истинно мужские черты: потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность. Формируется внутренняя энергия и душевная сила. Складывается модель внутрисемейных отношений между родителями, родителями и детьми, посредством наблюдения малыша за семейными взаимоотношениями.
Дочь, как и сын, воспринимает отношения между родителями как образец или сценарий своей будущей семейной жизни. Повзрослев, девочка начинает искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом. Так же, отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, повседневное общение дочери с отцом учит ее разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее, учит не бояться мужчин.
Каждому родителю важно помнить, что большое влияние на развитие ребенка оказывают реальные поступки родителей, а не нравоучения о правильном поведении ребенка. Срабатывает детское сознание: «Я - как мама (или папа)».
Главная задача ОТЦА – это показать ребенку, как устроен этот мир и как в нем научиться выживать. Вы, как папы, как взрослые состоявшиеся мужчины, прошли большой путь. Вы многому научились, и многое знаете.
В подростковом возрасте, вашему ребенку, нужен взрослый отец, у которого сильная личность и сложившиеся жизненные ценности.
Сила отца в личности, в ее составляющих. Детей нужно учить уважать себя и других.
Так что же мы понимаем под СИЛОЙ ЛИЧНОСТИ – это способность человека противостоять внешним или внутренним воздействиям, осуществляя собственные стремления и планы.
Основы силы личности – воля и решительность – ЛИДЕРСТВО.
Качества характера сильных людей (личностей) :
1. Вы не кричите и вас нелегко рассердить. Повышая голос – вы унижаете себя.
2. Вы открыты для обратной связи. Вы не боитесь высказывать свое собственное мнение и не боитесь выслушивать мнение или отзывы других «+» и «-». Только так Вы можете учиться. Любой человек – это ваше зеркало.
3. Вы извиняетесь, когда это необходимо.
4. Вы знаете, как устанавливать границы вежливо, но твердо.
5. Вы открыты для помощи (к тебе смело обращаются за ней).
6. Вы принимаете себя и других такими как они есть.
7. Здоровье.
8. Вы не вините во всем внешние обстоятельства.
9. Используете время мудро.
Т. Е. целеустремленный, самодостаточный, эмоционально уравновешенный, эрудированный, с открытым сердцем и доброй душой.
Упражнение «Закончи предложение». Давайте же выясним, чему мы учим детей совершая в их отношения определенные действия и поступки.
Ведущий зачитывает начало предложения, а родители его продолжают.
1. Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится… (находить любовь);
2. Если к ребенку относятся враждебно, он учится… (драться);
3. Если ребенка высмеивают, он учится… (быть застенчивым);
4. Если ребенка стыдят, он учится… (чувствовать себя виноватым);
5. Если ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
6. Если ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
7. Если ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя).
Упражнение Ситуации»
Обсуждение ситуаций в группах по 2 человека (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).
Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».
1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
( Ответ: «Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)
2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»
( Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)
3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»
( Ответ: «Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)
4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»
( Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)
После обсуждения ситуаций и обмена мнениями делаем выводы:
1. любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;
2. дети, слушая, что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
3. высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также
формируют у него и чувство ответственности.
Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи! Зачастую, дети пытаются таким образом привлечь к себе ваше внимание, сказать, что ему не хватает заботы, любви, ласкового слова….
Упражнение «Чаша чувств»
(каждый отец по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух).
Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:
1. принятие
2. внимание
3. признание (уважение)
4. одобрение
5. теплые чувства.
6. понимание
7. любовь
8. доверие
9. поддержка
10. юмор
Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.
Уважаемые папы, а теперь я хочу прочитать вам притчу, которая называется «Пять минут твоего времени».
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец.
— И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать.
Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами — Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать.
Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?»
Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец.
— У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит,
— ответил ребенок.
— Папа, здесь ровно пятьсот.
Можно я куплю один час твого времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу чтобы ты поужинал вместе с нами.
Мораль
Морали нет. Просто хотелось напомнить, что наша жизнь слишком коротка, чтобы проводить её целиком на работе. Мы не должны позволять ей утекать сквозь пальцы, и не уделять хотя бы крохотную её толику тем, кто действительно нас любит, самым близким нашим людям.
Если нас завтра не станет, наша компания очень быстро заменит нас кем-то другим. И только для семьи и друзей это будет действительно большая потеря, о которой они будут помнить всю свою жизнь.
Подумай об этом, ведь мы уделяем работе гораздо больше времени, чем семье.
Всего доброго!
Памятки-рекомендации (раздаются всем родителям)
1. Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
3. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
6. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.