Оксана Аникина
Психологический тренинг для детей подготовительной группы «Подводное морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг для детей подготовительной группы «Подводное морское путешествие»
Для кого: для воспитанников подготовительной к школе группы, до 20 детей
Публикация «Психологический тренинг для детей подготовительной группы „Подводное морское путешествие“» размещена в разделах
Зачем: создать условия для совместного проживания новых ситуаций жизнедеятельности и межличностного общения воспитанников подготовительной группы детского сада; сплотить детский коллектив; формировать толерантные взаимоотношения посредством игровой деятельности.
Как: подготовить помещение – просторную группу со столами и стульями по числу участников, расставить их кругом. Подготовить необходимые материалы: магнитофон, запись шума воды, шторм, картины морского дна и морских обитателей, цветные карандаши, цветные шнурки, большие куски материала, маты, отрезы ткани, клеенку, доску, маркеры. Распечатать шаблоны-раскраски морских обитателей по количеству детей, а также портреты рыбки-клоуна и акулы.
Приветствие
Цель: создать положительный эмоциональный фон, снять тревогу и напряжение, создать атмосферу доверия и сплочения детей и ведущего.
Педагог-психолог :
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Вячеславовна, я работаю психологом. Сейчас я немного волнуюсь. А вы? Снять напряжение и тревогу нам поможет дыхание. Давайте возьмемся за руки и сделаем глубокий вдох и выдох, еще раз: вдох и выдох, еще раз: вдох и выдох. (Дети выполняют упражнение.) Спасибо! Мое волнение улеглось! А ваше?
Ребята, хотите поиграть. Тогда отправляемся в одно интересное путешествие? В каждой игре есть правила, и наша игра не исключение. Послушайте правила игры: во время игры нельзя ругаться и драться; нельзя перебивать друг друга; нужно уважать другого члена игры; нельзя отвлекаться и отвлекать от игры товарищей; во время игры нужно обращаться друг к другу только по имени. Тот, кто из вас нарушит правила игры, выбывает из нее и становится зрителем. Вы принимаете правила? ( Дети отвечают: «Да!».)
Погружение в содержание тренинга
Допматериалы: аудиозапись шума воды, световое оформление.
Педагог-психолог :
Ребята, закройте глаза. (Включает запись со звуками моря.) Представьте себе, что мы с вами стали обитателями кораллового рифа в тропическом море. Вокруг нас чистая прозрачная вода светло голубого цвета. Утренние лучи согревают воду, мелькают солнечными зайчиками. Мы подплываем к коралловому рифу, и в сине-зеленой воде всплывают кусты, грибы, деревья, причудливые кружева, смутные, подернутые нежно-зеленой дымкой. Несколько дальше четко вырисовываются, словно вырезанные, молочно-белые и бирюзовые каменные кусты. Их белые и сине-фиолетовые, ярко-красные ветви переплетаются сказочным узором, его ярко освещают солнечные лучи. Вы – маленькие разноцветные рыбки, осьминоги, морские змейки, шустрые, подвижные, быстро двигаетесь в мягкой воде. Морское дно устелено мягким песочком, разными раковинами, диковинными камушками. Красивые водоросли тихо покачиваются, когда вы проплываете мимо. Медленно откройте глаза.
Образная презентация детей
Цель: стимулировать творческое самовыражение у детей.
Допматериалы: проектор и слайды с фотографиями кораллового рифа и его обитателей, шаблоны-раскраски морских обитателей кораллового рифа, цветные карандаши, цветные шнурки.
Педагог-психолог :
Очутившись в море на коралловом рифе, каждый из вас превращается в удивительную рыбку, или в осьминожку, или в морского конька, краба или морскую черепашку. (Показывает слайды с фотографиями кораллового рифа и его обитателей.) Пофантазируем все вместе и представим, в кого превратились вы. Возьмите у меня на подносе фигурки морских обитателей. Выберете для себя одну и закрасьте цветными карандашами как захотите. У вас на это есть несколько минут. (Дети выбирают шаблоны.)
Время закончилось. Повесьте свой рисунок себе на шею. Теперь каждый из вас встанет со стульчика и представится, кто вы – рыбка, осьминог, конек, морская звезда, краб, кит. А затем опишет себя. (Дети представляются.) Мне очень приятно познакомиться с вами!
Принятие новенького
Цель: учить детей принимать ответственность за свой выбор, дать детям опыт
личного проживания ситуации выбора и ответственности за него,
создать атмосферу принятия для нового члена группы.
Допматериалы: портрет рыбки-клоуна.
Педагог-психолог :
Ребята, на нашем коралловом рифе появилась новая рыбка. (Входит незнакомый ребенок с портретом яркой рыбки на груди.)
Новая рыбка:
Я – рыбка-клоун. Меня зовут Джипси. Я ищу себе домик и новых друзей.
Педагог-психолог :
Ребята, вам необходимо сделать так, чтобы Джипси почувствовала себя уютно на нашем рифе. Помогите новенькой рыбке построить ее дом или примите его в общий дом.
Дети устраивают Джипси в одном из домиков, которые сделали из подручных средств.
Нападение злой акулы
Цель: снимать эмоциональное напряжение, сплотить группу на уровне тактильных контактов.
Допматериалы: портрет акулы.
Педагог-психолог :
Рыбки, осьминожки, змейки и коньки! Опасность! На риф заплыла злая акула. Их давно не любят на рифе за их прожорливость и коварство. А вот и акула!
Заходит взрослый с портретом акулы на груди. «Акула» широко открывает свою пасть, ищет, кого бы ей съесть. В это время педагог-психолог выкладывает на полу из обручей несколько «пещерок», в которых будут прятаться дети.
Педагог-психолог :
Все вы сейчас будете плавать, играть, веселиться по всей комнате, то есть по морю. Как только я крикну: «Акула!», вам нужное будет спрятаться в пещерки, чтобы спастись. Если я скажу: «Акула ушла!», то вы все опять начинаете плавать и веселиться. Будьте внимательны. С каждым разом пещерок будет все меньше.
После каждого «заплыва» акулы педагог-психолог убирает одну из пещерок. В конце игры остается от одной до трех пещер в зависимости от количества участников.
Педагог-психолог :
Ребята, вы умницы! Вы смогли объединиться и вместе спрятаться от злой акулы!
Шторм
Цель: сплотить группу детей в совместной деятельности.
Допматериалы: аудиозапись звуков шторма.
Педагог-психолог :
Ребята, на море начинается шторм. Стало темно, ветер поднимает высокие волны. Даже на морском дне началось сильное водяное волнение. Водоросли вырываются из песка с корнем, ломаются кустики кораллов. Почти все пещерки, ракушки-домики сломались. Кроме одной. Выберите, какой дом теперь будет общим? (Дети и педагог-психолог разбирают остальные домики-пещеры.)
Ребята, из оставшихся материалов вы можете достроить пещерку, чтобы она стала одним большим домом для всех. У вас есть 10 минут. (Дети строят один домик.)
Выход из ситуации игры. Деролинг
Педагог-психолог :
Ребята, расположитесь в вашем домике поудобнее, возьмитесь за руки. Закройте глаза. Когда я скажу «три», вы возвращаете себе свое тело и превращаетесь в мальчиков и девочек. Вы вновь оказались в нашей групповой комнате в детском саду. (Дети берутся за руки и закрывают глаза.) Один, два, три!
Рефлексия
Цель: дать возможность детям отреагировать чувства, которые возникли в процессе игры; получить обратную связь; закрепить положительный эмоциональный фон от игры.
Педагог-психолог :
Ребята, вот и закончилась наш тренинг. Давайте сядем все вместе в круг и обсудим. Скажите, вам понравилось играть? Что именно понравилось? Что было трудно? Пусть каждый выскажется по очереди. (Дети высказываются.)
Ребята, мы с вами здорово провели время сегодня! До свидания!