Ирина Кучерова
Психологический портрет воспитателей коррекционных групп детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический портрет воспитателей
коррекционных групп детского сада.
Воспитатели коррекционных групп детского сада имеют высокий уровень эмпатии, а также ее различных каналов. Их восприятие, внимание, мышление направлено на сущность любого другого человека - состояние, проблемы, поведение. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующим непредвзято выявлять его сущность. Фиксируется высокая способность работников данной педагогической специальности входить в эмоциональный резонанс с окружающими, сопереживать и сочувствовать им. В данном случае подобная эмоциональная отзывчивость является средством «вхождения» в энергетическое поле партнера, что, в свою очередь, обеспечивает понимание внутреннего мира другого человека, способность прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать на него. Также можно отметить высокую способность респондентов видеть поведение партнера, действовать в условиях дефицита исходной информации о нем, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Все каналы в структуре эмпатии имею высокий уровень выраженности, однако рациональный канал развит наиболее всего. У воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста по коррекционной программе, не выявлены установки, умонастроения, которые резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия (например, стремление избегать личных контактов, убеждения в том, что к проблемам и переживаниям других нужно относиться спокойно и т. д.).
Публикация «Психологический портрет воспитателей коррекционных групп детского сада» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Известно, что расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению. Воспитатели коррекционных групп детского сада обладают важным коммуникативным свойством - высокой проникающей способностью в эмпатии. Именно эта способность позволяет им создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, информационно-энергетического обмена. Воспитатели обладают способностью к подражанию, подвижностью и гибкостью эмоций, умением поставить себя на место партнера, понять его на основе сопереживания и идентификации.
Методика исследования фрустрации С. Розенцвейга позволила нам выявить показатели направленности и типа реакции в ситуации фрустрации у воспитателей коррекционных групп детского сада. Характеризуя относительную частоту разных направлений ответа, мы можем говорить о том, что наиболее часто встречаются безобвинительные реакции и гораздо реже, но практически с одинаковой частотой встречаются самообвинительные и внешнеобвинительные реакции. В целом, подобный результат свидетельствует о признаках адекватного реагирования, активности личности, разрешении фрустрационной ситуации в форме требования помощи от каких-либо других лиц, принятии на себя обязанности разрешить ситуацию. Порицание, осуждение кого-либо, уклонения от упрека, подчеркивание препятствий и других помех встречается редко.
Описывая относительную частоту типов ответов, мы можем констатировать, что чаще всего встречается разрешающий тип реакции, определяющий фиксацию на удовлетворении потребности, решении возникшей проблемы, что в целом, является признаком адекватного реагирования. Реже встречаются самозащитные типы реакции, то есть с фиксацией на самозащите. И наиболее редкий вариант - препятственно-доминантные типы реакции, когда происходит фиксация на препятствии. Воспитатели коррекционных групп детского сада отличаются высоким интеллектом, вербальной культурой, развитым абстрактным мышлением, сообразительностью, быстрой обучаемостью, проницательностью, эрудированностью. Они независимо мыслят, испытывают потребность в автономии, руководствуются собственными правилами поведения, стремятся к самостоятельности, самоутверждению, независимости, честолюбивы, то есть имеют высокие доминантные черты.
Оценивая отношение личности к другим людям, окружающей действительности и тактическое мастерство можно говорить, что это люди, умеющие вести себя в обществе, в общении дипломатичны, обладают эмоциональной выдержанностью, проницательностью, осторожностью, умением находить выход из сложных ситуаций, являются лидерами в аналитической, целенаправленной дискуссии.
Воспитатели коррекционных групп отличаются высоким самоконтролем поведения и эмоций. Они социально внимательны, сознательны, настойчивы, склонны к соблюдению этикета, имеют четкие принципы, сильную волю.
Оценивая эмоциональную устойчивость и стабильность личности, зависящую от врожденных биологических особенностей, можно заметить, что наши респонденты выдержаны, спокойны, устойчивы, трезво оценивают действительность, работоспособны, то есть в большинстве своем имеют сильную нервную систему. Профессиями, требующими преодоления стрессовых ситуаций (коррекционная работа с детьми, несомненно, является такой) должны владеть индивидуумы именно с такими показателями. Однако, несмотря на данные особенности, психическое состояние работников характеризуется повышенным уровнем возбуждения и напряжения. Они с трудом расслабляются даже в благоприятной для отдыха обстановке, раздражительны, взвинчены.
Воспитатели коррекционных групп детского сада независимы, самостоятельны, находчивы, предприимчивы, ориентируются на собственное мнение, предпочитают самостоятельно принимать решения. По собственной инициативе не ищут контактов с другими людьми, не нуждаются в «чувстве локтя», поддержке и одобрении окружающих. Нельзя считать, что это люди не любят людей, однако жизненный опыт подсказывает им, ч. они бывают более продуктивны, работая самостоятельно. Они независимы, склонны идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно.