Екатерина Гордиенко
Программа стажировки для воспитателей детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Ласточка» города Десногорска
1. Информационный блок программы
1.1 Гордиенко Екатерина Владимировна.
1.2 Технология «Сказкотерапия» как средство духовно – нравственного становления личности дошкольника.
1.3 Цель стажировки – Включить стажеров в деятельность по освоению технологии «Сказкотерапия», необходимой для эффективной организации работы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.
1.4 Задачи программы :
1. Погружение стажеров в психолого – педагогическую идею, которая заложена в технологии «Сказкотерапия»
Публикация «Программа стажировки для воспитателей детского сада» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
2. Формирование у стажеров понятия о принципах, целях и ценностях духовно - нравственного воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
3. Помочь овладеть стажерам способами проектирования предметно – развивающей среды, направленной на реализацию интеграции образовательных областей.
4. Создать условия для овладения стажёрами технологией «Сказкотерапия», и вовлечь стажёров в практическую деятельность по созданию авторских сказок.
5. Сформировать у стажеров понимание места, роли и значения рефлексивных процедур, самопознания и самооценки, способствовать развитию рефлексивных навыков.
6. Обеспечить комфортные условия для работы участников стажировки.
1.5 Ключевые идеи опыта.
Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у дошкольников, как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Задача образовательных организаций дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе с помощью использования новых технологий духовно – нравственного воспитания. Такой технологией является игровая «Сказкотерапия». Духовно-нравственное воспитание и игровая технология «Сказкотерапия» очень тесно взаимосвязаны, что позволяет интегрировать образовательные области по всем параметрам требований ФГОС ДО.
«Сказкотерапия» – это один из самых популярных психологических методов. Но не стоит забывать, что в «Сказкотерапии» присутствует и педагогическая нотка. Поэтому «Сказкотерапию» называют воспитательной системой и она является самым древним психологическим и педагогическим методом. Первоначально все знания передавались устно, то есть посредством легенд, былин, мифов, и, конечно, сказок. Поэтому «Сказкотерапия» является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания. Сказки учат нас многому: как слушаться, как помогать, как уметь бороться. И, помимо этого, сказки лечат. Технология «Сказкотерапии» направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем.
Методы, применяемые в ходе реализации технологии «Сказкотерапия» носят деятельностный характер и предполагают проведение с дошкольниками, их родителями (законными представителями, а также педагогами детского сада различных интегрированных занятий; театрализованных постановок; работу творческих лабораторий для педагогов, воспитанников и родителей (законных представителей). Для осуществления данной работы в детском саду функционирует музей «Горница», работа которого организована по следующим направлениям:
Знакомство с устным народным творчеством;
Знакомство с русской народной песней;
Использование фольклора в развитии двигательной активности детей;
Знакомством с русским народным искусством;
Знакомство с народными календарно – обрядовыми праздниками;
Приобщение к истории родного края;
включающая в себя мониторинг усвоения образовательных задач;
включающая в себя мониторинг усвоения образовательных задач.
Концепция стажировочной программы базируеться на методических пособиях Коротковой Л. Д., О. Л. Князевой, М. Д. Маханева, В. П. Ватаман, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева, О. А. Цыгвинцева.
Программа стажировки основывается на принципах:
проектной диагностики;
сказкотерапевтической коррекции.
Программа стажировки предлагает использовать следующие приё мы работы:
1. Изменение обстановки в помещении, создание при помощи мебели или модулей импровизированного пространства, которая поможет создать игровую обстановку.
2. Изменение внешности стажёров, добавление какой-либо «сказочной» детали в образе, обыгрывание любого имеющегося предмета как сказочного.
3. Арт-терапевтические упражнения: мелодичное пение; минута внутреннего сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумывание ласковых слов для сказки.
4. Превращение в сказку любой жизненной ситуации на темы взаимоотношений, работы, погоды и т. д., стажёры превращают эту историю в волшебную сказку. При этом возможно разбиение на подгруппы и сравнение получившихся сказок, желательно с выделением сходства.
5. Раскрытие творческого потенциала стажёров при помощи своих способностей и воплощения задуманного (тема выбирается на своё усмотрение).
Таким образом, «Сказкотерапия» широко использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач стажёрами : воспитания, образования, развития личности и формирования нравственно-патриотического и духовного поведения у дошкольников.
В результате обучения стажеры ознакомятся с технологией, на практике освоят технологию работы со сказкой в индивидуальном и групповом формате, узнают больше о своих ресурсах, разовьют творческую составляющую личности, будут иметь возможность исследовать себя, свои истинные потребности и мотивации, отработают часть собственной проблематики, создадут авторский образовательный продукт.
2.1. Содержательный блок программы :
- мультимедийная установка (экран, проектор, ноутбук);
- оборудованная площадка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников музей «Горница» (наглядный материал, инвентарь и утварь Древней Руси; костюмы; материал для продуктивной деятельности);
- оборудование, необходимое для разработки проектов (компьютер – 2шт., ноутбук – 2шт., выход в сеть Интернет – 1).
3. Способы оценки результатов стажировки.
3.1. Внешняя оценка результатов стажёров. Размещение авторских проектов на сайте МБДОУ «Детский сад «Ласточка. Организация интернет – голосования. Для оценки проектов будут предложены следующие критерии: оригинальность и эстетичность оформления; наличие разделов, отображающих сущность опыта; новизна и доступность информации; значимость представленного опыта для практического применения. В интернет – голосовании смогут принять участие конкурсанты и любой посетитель сайта. Также при голосовании можно будет оставить рецензии на созданные материалы. Количество рецензий, их положительная или отрицательная направленность будут учтены при подсчёте голосов интернет – голосования. Положительные отзывы и достаточное количество голосов будут свидетельствовать об эффективности работы педагогов – стажёров по теме программы стажировки.
Взаимооценивание разработанных циклов игровых проблемных ситуаций для детей с простановкой баллов по совместно разработанным стажёрами критериям.
3.2. Самооценивание стажёрами собственных результатов.
Самооценивание стажёрами собственных результатов
Самооценивание стажерами достижения планируемых результатов стажировки осуществляется в ходе рефлексивно-аналитических семинаров на основе заполнения листа самооценки в соответствии с предложенной ниже 5-балльной шкалой оценивания:
Общий результат прохождения стажировки определяется по итогам подсчета баллов: низкий результат стажировки или результат отсутствует – до 30 % баллов; пониженный результат стажировки – 30-50 % баллов; базовый результат стажировки – 51-60 % баллов; повышенный результат стажировки – 61-85 % баллов; высокий результат стажировки – 86-100 % баллов. Условием сертификации стажировки является достижение базового уровня.
Написание эссе с помощью драматизации и инсценировки сказки на тему: «Практическая значимость полученного опыта».