Екатерина Викторовна
Психологические особенности детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Работать педагогом-психологом в детском саду для детей с нарушениями зрения я начала около восьми лет назад. До этого у меня был опыт работы в обычном дошкольном учреждении.
Особенности моих воспитанников, отличающие их от сверстников с нормальным зрением, проявились уже при первом знакомстве.
Публикация «Психологические особенности детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
У детей с нарушениями зрения не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения. Есть дети подвижные, есть вялые и малоинициативные, есть с нормальной активностью – но почти не встречаются дети с хорошей координацией и достаточным объемом движений.
Контакт глазами у таких детей, общение жестами ограничен, или почти отсутствует. Речевой контакт организован лучше, но у детей трех – четырех лет в большинстве случаев – задержка речевого развития. У детей постарше – часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке).
Любое обследование или какая-либо диагностика может занимать в полтора-два раза больше времени из-за того, что ребенку с нарушением зрения нужно давать больше времени на выполнение задания из-за сложностей восприятия и замедленной обработки информации, а также из-за трудностей в организации своей деятельности ребенком, неточности движений и т. д. Для них характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.
Многим детям нужна дополнительная стимуляция для удержания внимания, подбадривания для выполнения задания из-за неуверенности, скованности и нерешительности ребенка.
Отличаются дети с нарушениями зрения друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.
Дети в одной возрастной группе, имея примерно одинаковые зрительные диагнозы, могут очень сильно отличаться по уровню развития интеллекта и психоневрологическому статусу. Осложненный неврологический анамнез встречается чаще, чем интеллектуальные нарушения, дети с задержками развития обычно составляют 15-20 процентов от общего количества воспитанников. К пяти-шести годам около 20-25 процентов детей имеют высокий уровень интеллектуального развития, и довольно часто в эту группу попадают дети с очень низкой остротой зрения.
Нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, как и поведенческие нарушения, встречаются примерно у половины воспитанников. Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.
Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей, им в большей степени требуется организующая помощь взрослого, на первых порах на всем протяжении игры. Правила игры приходится много раз повторять заново, и, хотя действия детей, как правило, стереотипны, фрагментарность восприятия мешает им удерживать целостный образ игрового сюжета. Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети даже старшего дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности.
Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей. Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Вследствие этого и возникает непонимание языка пантомимики у других и трудности собственных коммуникаций.
Кроме того, для детей с нарушением зрения, особенно при общении на расстоянии, характерно неточное восприятие жестов вследствие снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности. Они реже пользуются жестами и только, как правило, для уточнения словесной информации, что связано с несформированностью средств невербальной коммуникации. Обращает на себя внимание и такой факт, что таким детям очень сложно услышать другого ребенка, речь их обычно монологична, и они очень мало интересуются тем, что говорят партнеры по игре. С одной стороны, это может быть связано с недостаточностью восприятия, с другой стороны, возможно, сказывается влияние опекающего воспитания в семье.
Конечно, имеет значение и общая соматическая ослабленность детей. Все большее количество детей при поступлении в детский сад кроме глазных заболеваний имеют сопутствующие нарушения деятельности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, других органов. Если к этому обстоятельству прибавить еще тот факт, что ребенку с нарушенным зрением приходится гораздо больше потрудиться, чтобы получить и переработать все возрастающий поток информации, который окружает его сегодня со всех сторон, становится понятно, что такие нагрузки не могут не отражаться на неокрепшей психике малыша.
Готовность к школе
К 7-ми годам у ребенка возникают трудности восприятия, обусловленные изменением ведущей деятельности с игровой на учебную: он «начинает замыкаться и становится неуправляемым».
Диагностика готовности к обучению в школе проводится в подготовительных группах ежегодно в сентябре-апреле. Результаты обследования показывают, что дети, посещающие детский сад компенсирующего вида, в основном хорошо подготовлены к школе, от 40 до 60 процентов детей имеют высокие показатели в данном тестировании.
Обследование показало, что лучше всего нашим детям удаются задания на логическое мышление и слуховую память.
Трудности чаще всего возникают при выполнении теста «Корректурная проба» (на внимание) и «Домик» (произвольная регуляция деятельности). Количество детей с низким уровнем школьной готовности составляет обычно от 10 до 20 процентов от общего количества выпускников детского сада.
В подготовительных группах с целью определения особенностей развития познавательной и мотивационной сферы, уровня подготовленности детей 6-7 лет к обучению в школе, я использую индивидуальную диагностическую методику на определение готовности к школе.
Предмет обследования: развитие психических процессов; сформированность учебных навыков (умение воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с ней); степень психосоциальной зрелости; уровень развития мотивационной готовности.
Используемые методики:
1. Экспериментальная беседа (Гуткина Н. И.)
2. Заучивание 10 слов (Лурия А. Р.)
3. Узнавание фигур (Бернштейн)
4. Четвертый лишний
5. Последовательность событий (Гуткина Н. И.)
6. Корректурная проба (Бурдон)
7. Домик (Гуткина Н. И.)
Со всеми детьми подготовительных групп запланированы психологические занятия по коррекционно-развивающей программе Н. Ю. Куражевой, И. А. Козловой «Приключения будущих первоклассников». Целью данной программы является развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения; развитие интеллектуальной сферы; развитие эмоциональной сферы, введение ребёнка в мир человеческих эмоций; развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; формирование позитивной мотивации к обучению.
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.
Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они, то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. Цель работы на этом этапе - вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт.
Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.
На своих занятиях по подготовке к школе детей с нарушениями зрения обязательно использую реальные предметы, окружающие ребёнка в повседневной жизни; игрушки – с чётко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с чётким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов.
На занятии рассаживать детей необходимо в соответствии с окклюзией, со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.
Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие необходимо строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов. На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз.
Известно, что дети с нарушениями зрения отличаются большей тревожностью, страдают гиперактивностью, в меньшей степени владеют невербальными средствами общения, они не эмоциональны в силу патологии зрения и практически не используют мимику, жесты для выражения своих эмоциональных состояний.
В соответствии с вышесказанным, я активно использую на своих занятиях, в первую очередь, упражнения, позволяющие поднять общий тонус организма, улучшить самочувствие и тем самым создать основу для усвоения информации: «Доброе утро», «Ласковое имя», «Паутина», «Радостное приветствие». Также с нашими детьми провожу занятия по тренинговой программе С. В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Основная её цель – ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный "эмоциональный фонд", с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж. Лабрюйера, "в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах". Поэтому задачи программы — научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и "проживание" ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.
Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
Большую роль играют психогимнастические этюды : «Машенька прислушивается», «Бабочка», «Тишина», «Неожиданная встреча», «Подарок». Также использую разнообразные упражнения «Изображаем эмоции», «Какое у тебя сейчас настроение»; игры «Театр», «Прогоняем злость», «Храбрец», «Дерево», направленные на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, движений, речи, что способствует развитию эмоционального мира ребёнка. Очень важно использование на занятиях упражнений для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения детей, гимнастики для глаз.
В старшем и подготовительном дошкольном возрасте применяю рефлексивные техники эмоционального состояния и рефлексивные круги. Рефлексия – форма работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным, - рефлексивный круг. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность нашей работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и сотрудничать с ними.
Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка и вытекающие из этого различные системы отношений в семье. Переоценка нарушения зрения ведет к излишней опеке и способствует развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации и негативных моральных качеств. Недооценка дефекта ведет к неоправданному оптимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга.
Конечно, имеет значение и общая соматическая ослабленность детей. Все большее количество детей при поступлении в детский сад кроме глазных заболеваний имеют сопутствующие нарушения деятельности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, других органов. Если к этому обстоятельству прибавить еще тот факт, что ребенку с нарушенным зрением приходится гораздо больше потрудиться, чтобы получить и переработать все возрастающий поток информации, который окружает его сегодня со всех сторон, становится понятно, что такие нагрузки не могут не отражаться на неокрепшей психике малыша.
Готовность к школе
К 7-ми годам у ребенка возникают трудности восприятия, обусловленные изменением ведущей деятельности с игровой на учебную: он «начинает замыкаться и становится неуправляемым».
Диагностика готовности к обучению в школе проводится в подготовительных группах ежегодно в сентябре-апреле. Результаты обследования показывают, что дети, посещающие детский сад компенсирующего вида, в основном хорошо подготовлены к школе, от 40 до 60 процентов детей имеют высокие показатели в данном тестировании.
Обследование показало, что лучше всего нашим детям удаются задания на логическое мышление и слуховую память.
Трудности чаще всего возникают при выполнении теста «Корректурная проба» (на внимание) и «Домик» (произвольная регуляция деятельности). Количество детей с низким уровнем школьной готовности составляет обычно от 10 до 20 процентов от общего количества выпускников детского сада.
В подготовительных группах с целью определения особенностей развития познавательной и мотивационной сферы, уровня подготовленности детей 6-7 лет к обучению в школе, я использую индивидуальную диагностическую методику на определение готовности к школе.
Предмет обследования: развитие психических процессов; сформированность учебных навыков (умение воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с ней); степень психосоциальной зрелости; уровень развития мотивационной готовности.
Используемые методики:
1. Экспериментальная беседа (Гуткина Н. И.)
2. Заучивание 10 слов (Лурия А. Р.)
3. Узнавание фигур (Бернштейн)
4. Четвертый лишний
5. Последовательность событий (Гуткина Н. И.)
6. Корректурная проба (Бурдон)
7. Домик (Гуткина Н. И.)
Со всеми детьми подготовительных групп запланированы психологические занятия по коррекционно-развивающей программе Н. Ю. Куражевой, И. А. Козловой «Приключения будущих первоклассников». Целью данной программы является развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения; развитие интеллектуальной сферы; развитие эмоциональной сферы, введение ребёнка в мир человеческих эмоций; развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; формирование позитивной мотивации к обучению.
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.
Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они, то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. Цель работы на этом этапе - вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт.
Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.
На своих занятиях по подготовке к школе детей с нарушениями зрения обязательно использую реальные предметы, окружающие ребёнка в повседневной жизни; игрушки – с чётко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с чётким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов.
На занятии рассаживать детей необходимо в соответствии с окклюзией, со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.
Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие необходимо строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов. На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз.
Известно, что дети с нарушениями зрения отличаются большей тревожностью, страдают гиперактивностью, в меньшей степени владеют невербальными средствами общения, они не эмоциональны в силу патологии зрения и практически не используют мимику, жесты для выражения своих эмоциональных состояний.
В соответствии с вышесказанным, я активно использую на своих занятиях, в первую очередь, упражнения, позволяющие поднять общий тонус организма, улучшить самочувствие и тем самым создать основу для усвоения информации: «Доброе утро», «Ласковое имя», «Паутина», «Радостное приветствие». Также с нашими детьми провожу занятия по тренинговой программе С. В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Основная её цель – ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный "эмоциональный фонд", с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж. Лабрюйера, "в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах". Поэтому задачи программы — научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и "проживание" ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.
Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
Большую роль играют психогимнастические этюды : «Машенька прислушивается», «Бабочка», «Тишина», «Неожиданная встреча», «Подарок». Также использую разнообразные упражнения «Изображаем эмоции», «Какое у тебя сейчас настроение»; игры «Театр», «Прогоняем злость», «Храбрец», «Дерево», направленные на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, движений, речи, что способствует развитию эмоционального мира ребёнка. Очень важно использование на занятиях упражнений для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения детей, гимнастики для глаз.
В старшем и подготовительном дошкольном возрасте применяю рефлексивные техники эмоционального состояния и рефлексивные круги. Рефлексия – форма работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным, - рефлексивный круг. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность нашей работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и сотрудничать с ними.
Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка и вытекающие из этого различные системы отношений в семье. Переоценка нарушения зрения ведет к излишней опеке и способствует развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации и негативных моральных качеств. Недооценка дефекта ведет к неоправданному оптимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга.
Родители же ребенка с нарушением зрения часто склонны излишне жалеть и оберегать его, спешат удовлетворять любые желания и капризы, воспитывая тем самым у него эгоизм и иждивенческие наклонности.
Л. С. Выготский же считал формирование отношения ребенка к требованиям взрослого основным моментом, определяющим и характеризующим учебную деятельность. Систему требований к ребенку Л. С. Выготский называл программой воспитателя. В раннем детстве ребенок субъективно не осознает эту программу, но постепенно к концу дошкольного периода он начинает действовать по программе взрослых, т. е. она становится и его программой. Таким образом, требования, выдвигаемые учителем, становятся требованиями к себе самого ребенка.
Для родителей мы организуем циклы бесед, тренинговые занятия с демонстрацией видеоматериалов, где наглядно представлены способы эффективного взаимодействия родителя с ребенком.
Основная задача данных мероприятий – расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребёнка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. На таких мероприятиях повышается не только информированность родителей о ребёнке, а главное – это изменение отношения родителей к проблемам и задачам воспитания такого ребёнка.
Таким образом, нарушения зрения оказывают влияние на формирование психики ребёнка, на развитие личности. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития, как в семье, так и дошкольной организации.
Основным условием успешности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является чуткое, тактичное, бережное отношение к ним всех участников воспитательно-образовательных отношений.