Галина Сафонкина
Консультация «Психологическая помощь «Каприз или истерика?»
▼ Скачать + Заказать документы
*Каприз - обдуманное, целенаправленное поведение для достижения цели.
*Что помешает ребёнку капризничать :
- отвлеките ребёнка. Начните эмоционально, с выражением говорить на другую тему.
- используйте активное слушание. «Я понимаю, что ты злишься, потому что тебе хочется ещё поиграть…». Демонстрируем понимание и чувствуем его.
- «Нельзя»- это, но «Можно»-то. «Нельзя рвать книги, но можно старые газеты и др.»
Темочки:
- Детские истерики. Консультации
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- помогите перейти на спокойный тон. Сообщите, что ребёнок должен говорить спокойным голосом. «Пожалуйста, скажи спокойно, другим голосом, как я сейчас. Тогда мы сможем поговорить с тобой»
- зеркало. Иногда можно его голосом, тоном и капризной интонацией показать его поведение.
- договаривайтесь. «Давай мы вместе с тобой лучше…»
слова: нельзя, прекрати, перестань, замолчи – являются «боевыми словами» для начала капризов, истерики
- используйте приёмы. «Переключаем на действие», «Варианты на выбор», «Тараторка», «Говорящие предметы», «Когда-тогда», «Присоединение», «5-3-1 – время вышло», «А вот было бы здорово, если бы…» (фантазии);
- игра «Все наоборот». Сделай наоборот….(эффективный метод);
- уважение. Говорим с ребёнком уважительно, без приказов, грубостей.
- обнимите.
*ИСТЕРИКА - бурное проявление эмоций, направленный на выход переживаний.
*ПРОЯВЛЯЕТСЯ через крик, ор, визг, падает на пол, выгибается в «истерическом мостике», бьётся об пол головой.
*Контролируемая истерика – это сознательное, контролируемое поведение (на зрителей)
*Неконтролируемая истерика – бесконтрольное состояние аффекта.
*Причины истерики
- тип нервной системы (холерики, меланхолики слоны к истерикам);
- физиологические причины (голод, усталость.);
- адаптационный период к новым условиям;
- неумение выразить словами свои чувства, желания, потребности;
- неумение сосредоточиться на обучающий процесс;
- невозможность получить то, что хочет;
- нежелание закончить интересное (свое) дело, ради нужного;
- ребёнок ощущает недостаток чувства значимости в семье;
- неврологические проблемы;
- стиль воспитания ребёнка в семье.
*Стиль воспитания ребёнка в семье
- в семье ребёнку все можно;
- большое количество запретов (более 5-7 в течении дня);
- противоречивые требования к ребёнку членами семьи (понимание «нельзя» затрудненно, развивается манипулирование);
- непоследовательные требования приводят к непониманию его границ признания, дозволенности и недозволенности.
Основные задачи для родителей:
-установите единые, поддерживающие всеми членами семьи правила, требования, запреты, наказания
- последовательно выполняйте установленные правила, требования и ограничения…;
- уделяйте достаточно позитивного внимания ребёнку в течении дня;
- не переводить каприз в истерику;
- учить ребёнка говорить о своих чувствах и состояниях, называть их словами (расширять эмоциональный и чувственный словарь);
- во время истерики показать, что она не приводит к какой-либо реакции со стороны взрослого. Ребёнок быстро понимает, что его поведение бессмысленно.
**
Неверная реакция взрослых на истерику ведёт к закреплению такого поведения, и ребёнок начинает использовать её :
- как способ управлениями людьми;
- как способ привлечь внимание.
*Правильное поведение при истерике
- создать безопасное пространство. Если ребёнок пытается повредить себе, нужно его обнять и держать.
- полное спокойствие! Если вы хотите чтобы ребёнок научился контролировать свои эмоции – вы должны это делать сами. Не заряжайтесь от ребёнка негативными эмоциями. Действуйте очень спокойно и сдержанно.
- скажите один раз: «Так вести себя нельзя. Я буду говорить с тобой только тогда, когда ты успокоишься». ВСЕ!
- не взаимодействуйте с ребёнком, пока у него продолжается истерика, т. к. можно позитивно или негативно подкрепить его поведение.
* позитивное подкрепление: успокаивать, стараться обнять, предлагать разные варианты, давать, что просит ребёнок.
* негативное подкрепление: кричать, ругать, шлёпать, трясти, тащить и др.
- выйдите в другую комнату, если вам трудно остаться рядом;
- беседа. Когда ребёнок успокоится, обязательно поговорите с ним о его поведении. Важно, чтобы прозвучало: «Когда ты валяешься и кричишь -ничего не происходит. В следующий раз ты можешь сказать: «Я сержусь! Мне это не нравится! Я не хочу и мы с тобой сможем поговорить». Обнимите ребёнка, расскажите о своей любви к нему, как хорошо с ним, когда он может говорить спокойно.
- научите ребёнка приемлемым способам выражения чувств злости, обиды, страха, агрессии и др. Родители на уровне капризов не обращают внимания на их значимость, и они перерастают в истерики.
*Истерика в публичном месте
- если возможно вынести ребёнка из помещения – вынесите его. Оставайтесь спокойными! Ждите сколько нужно, дайте успокоиться ребёнку.
- если нет возможности выйти, то спокойно, ничего не говорите ребёнку, игнорируйте комментарии окружающих: «Мы разберёмся сами, спасибо». Ребёнок сам должен понять бессмысленность попедения.
- не позволяйте детским скандалам, в общественных местах, управлять Вами. Тогда он будет постоянно пользоваться этим методом.
*Обратитесь к детскому невропатологу и психологу, если:
- если ребёнок во время истерики задерживает дыхание и теряет сознание;
- истерики становятся более частыми и агрессивными;
- ребёнок истерит после 4 лет;
- он наносит вред себе и окружающим, ломает вещи;
- плохо спит, частые страхи, перепады настроения