Мария Сизова
Консультация для родителей «Профилактика и помощь тревожному ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы и наград. Но особенно в нашей помощи и поддержке нуждаются тревожные дети.
Тревожность у детей дошкольного возраста – это устойчивое состояние эмоций. Такие эмоции постоянно напоминают о предчувствии беды и от этого у ребёнка появляются страхи.
Когда у человека есть тревожность, то он склонен паниковать по любому поводу, испытывает непонятный страх, ощущение неопределённой, но реальной угрозы.
Публикация «Консультация для родителей „Профилактика и помощь тревожному ребенку“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Тревожный ребёнок – это переживающий ребёнок. Переживает он без причин, не может сконцентрировать внимание, испытывает постоянное напряжение, особенно в области лица и шеи.
Причины возникновения тревожности у детей :
I. Одной из основных причин возникновения тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений :
1. Противоречивые требования, предъявляемые взрослыми.
2. Неадекватные требования (чаще всего завышенные). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он неприметно должен быть лучшим и требуют с ребенка не возможного для него.
3. Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, если ребенку говорят : «Если ты расскажешь мне, как вел себя старший брат в мое отсутствие, я не скажу папе, что ты меня не слушался» и т. п.
4. Одной из причин тревожности у ребенка является недостаток тепла, ласки со стороны взрослых. Причем этот недостаток могут испытывать даже дети из внешне благополучных семей. Поэтому, любой шаг на встречу ребенку, похвала, ласка помогают ему, создают чувство комфорта и защиты.
II. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность родителей передается ребенку. Уровень тревожности ребенка возрастает, если взрослые не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.
III. Авторитарный стиль воспитания также способствует повышению тревожности у ребенка.
IV. Менее тревожные дети в тех семьях, где к ним доброжелательно относятся. В тех семьях, где часто возникают конфликты, повышается тревожность и у детей.
Как выглядит тревожный ребенок?
Тревожные дети – это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей иногда считают скромными или застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Когда ребенок попадает в новую для него вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается, неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Этих детей отмечает чрезмерное беспокойство. Причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Они чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Эти дети очень требователен к себе. Они ищут одобрения, поощрения взрослых во всех делах.
Что делать взрослому, чтобы его ребенок не стал тревожным?
А если ребенок уже тревожен. Как ему помочь?
Рассмотрим основные правила профилактики тревожности и помощи тревожному ребенку.
1. Повышение самооценки.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Хвалить ребенка :
-хвалите в присутствии других людей (например, во время общего ужина, на улице); -главное, похвала должна быть искренней, т. к. дети очень остро реагируют на ложь; -ребенок обязательно должен знать, за что его хвалят, хвалить просто так нельзя; -хвалите даже за незначительные успехи, для ребенка эти успехи важны.
- Не предъявлять ребенку завышенных требований. Необходимо учитывать возможности ребенка, не требовать от него того, что он не может выполнить. Помочь ему лишний раз, оказать поддержку.
- Стараться делать как можно меньше замечаний.
- Наказания использовать только в крайних случаях.
- Отмечать успех ребенка в присутствии других людей.
- Откажитесь от слов унижающих достоинство ребенка («осел», «дурак» и т. д.).
- Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими. Сравнивайте достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
2. Обучение ребенка управлять своим поведением.
- Совместно обсуждать проблемы (поговорить о чувствах, переживаниях в волнующих ребенка ситуациях).
- Чтение художественных произведений о смелых людях. Объяснить, что смелый человек – это не тот, кто ничего не боится, таких людей на свете нет, а тот кто умеет преодолеть страх. Такие беседы помогут ребенку понять, что и у других людей существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
- Предложить ребенку нарисовать сой страх, потом рассказать о нем.
- Совместное сочинение сказок или историй. Это научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И если даже он приписывает их вымышленному герою, то это помогает снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Релаксационные упражнения, массаж.
- Растирание тела (особенно напряженными у тревожных детей бывает живот, шея, голова – отсюда и частые головные боли).
- Занятия йогой, ушу, дзюдо, айкидо. Такие занятия повышают самооценку, уверенность в себе, дисциплинирует ребенка.
- Игры на телесный контакт.
- Раскрашивание лица (старой губной помадой). Это снимет излишнюю тревогу и напряжение.
- Игры с песком, тестом, глиной.
- Рисование красками.
- Снятие напряжения с помощью дыхания :
-«глубокое дыхание» — глубоко вздохнуть, задержать дыхание, счет до 5, медленный выдох;
- «воздушный шарик» — надуваем шарик – вдох – руки в стороны, сдувается – выдох – сжимается (очень плавно) или руки на животе: вздох – шарик надули, выдох — сдули).
При стрессах дыхание грудное, а в спокойном состоянии – брюшное.