Получи документы

Психологическая подготовка детей к школе

Ольга Петрова
Психологическая подготовка детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Нам, взрослым, необходимо знать психологические причины школьной зрелости. Выделяют три компонента школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социально-личностный.

Интеллектуальный компонент включает способность ребенка обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки явлений и устанавливать причинно-следственные отношения между ними, способность воспроизводить образец, логическое запоминание, интерес к напряженной деятельности, к новым знаниям, овладение разговорной речью и способность понимать и использовать символы, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Публикация «Психологическая подготовка детей к школе» размещена в разделах

Эмоциональный компонент в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, иными словами у ребенка у ребенка должны быть сформированы параметры произвольности, на которые опирается обучение в первом классе, а именно:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

Социально-личностный компонент включает потребность ребенка в общении со сверстниками, а также потребность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что:

- ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости;

- у него есть потребность познания, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей – это «внутренняя позиция школьника».

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе хотелось бы выделить еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.

Если все вышеперечисленные компоненты присутствуют у детей, то можно говорить о сформированности у них полноценной психологической готовности к школе. Если нет, то надо постараться до поступления в школу оказать ребенку коррекционно-развивающую помощь.

В детском саду в режиме дня предусматривается специальные занятия. Проведение занятий с детьми, не посещающими детский сад, возлагается на родителей. Наиболее благоприятные часы для занятий – утренние или после дневного сна. Длительность занятий не более 25 – 30 минут.

Давая ребенку задания, нужно показать ему, как его выполнить, и проверить выполнение. После занятий ребенок должен все убрать на свое место.

Дети должны научиться ровно и красиво держаться во время обеда, занятий рисованием, лепкой и др. Ребенок должен уметь контролировать свою позу.

Ребенок к семи годам должен самостоятельно одеваться, есть, мыть руки, чистить зубы, следить за чистотой одежды и обуви, прибрать свой уголок.

Умственное воспитание детей зависит во многом от разумного общения взрослых с детьми. Ребенок должен знать об окружающем мире, реальное понимание природных явлений и связей между ними.

Хорошо, если дети знают о своем городе или селе, в котором живут; чем он замечателен; о правилах уличного движения; о школе, в которой он будет учиться; свой домашний адрес; о семье, кок зовут родителей, где они работают.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована ориентировка в величине, в форме, пространственном расположении предметов, умение считать предметы.

В школе дети труднее всего овладевают письмом. Но это не означает, что родители должны обучать письму. Родители не знают требований к методике преподавания, и может случиться, что учителю придется переучивать ребенка после вмешательства родителей. Достаточно, если родители уделят внимание подготовке руки ребенка к письму. В этом могут помочь такие виды домашних занятий, как лепка, рисование, конструирование, штриховка и раскрашивание картинок. Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе является развитие устной речи. Нужно побуждать детей пересказывать знакомые сказки, рассказывать по картинке об увиденном на прогулке, придумывать небольшие сюжеты.

Нередко родители и учителя жалуются, что дети забывают, что задано на дом. Это происходит потому, что у детей не сформировано чувство ответственности, помогающие удержать в памяти то, что надо сделать.

Работу ребенка надо оценить, вместе с ним разобраться, что у него хорошо, а над чем надо еще поработать. При этом следует помнить, что дети очень чувствительны в оценке их деятельности другими людьми и родителями. Нельзя запугивать и применять физическое наказания. Справедливая положительная оценка очень важна, она побуждает ребенка к действию, познанию, развивает интерес к учению. Родителям необходимо ориентироваться в том, что должен знать и уметь поступающий в школу ребенок (см. приложение 1).

Готовя детей к школе, родители не должны забывать о формировании у них таких навыков общественного поведения, как вежливость, сдержанность, послушание. Надо не только разъяснять детям, что хорошо и что плохо, как поступать в том или ином случае, но постоянно упражнять их в хороших поступках – помогать более слабым, заступаться за обиженных, дать другому любимую игрушку. Это приучает ребенка быть внимательным и справедливым по отношению к окружающим людям.

Важнейшим средством воспитания общественного поведения является пример взрослых, прочные нравственные устои семьи.

В период подготовки к школе важно проверить состояние здоровья ребенка. Кроме педиатра, ребенка осматривают окулист, специалист по болезням уха, горло и нос, хирург – ортопед, психоневролог, стоматолог, логопед и другие специалисты.

Если у ребенка выявлено какое-либо хроническое заболевание, пониженная острота зрения, дефекты осанки и прочее, ему в обязательном порядке будет назначено лечение. И долг родителей – аккуратно и точно выполнять назначения врача с тем, чтобы ребенок пошел в школу здоровым. Здоровье – это главный фактор, который обеспечит успешное овладение учебным материалом, поможет вызвать интерес к учению и знаниям.

Приложение 1

Что положено знать и уметь поступающему в школу ребенку

Уметь называть себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку, дедушку.

Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа "Когда птицы улетают на юг?", "Когда холодно и идет снег?", "В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?", "В какое время года листья желтеют и опадают?", "Когда мы собираем грибы и ягоды?" и т. д.

Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений. Некоторые школы этого не требуют.

Быть в состоянии написать или скопировать простую фразу. Например: "ОН ел суп", "Миша мыл окно".

Прямой и обратный счет в пределах двадцати.

Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.

Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые чем-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это - транспорт, или средства передвижения, или "на них ездят люди". Если предложен ряд из слов "туфли, сапоги, тапочки", то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово "обувь".

Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: "сыр, масло, пластилин, колбаса". Ребенок не только должен исключить лишнее слово "пластилин", но и объяснить, почему лишним является именно оно. "Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное - это еда. Ее едят".

Находить сходство и различия между предметами: Что общего между морковкой и картошкой? (Оба они овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.). Чем они отличаются друг от друга? (Отличаются формой. Морковка

длинная и треугольная, а картошка круглая или овальная. Отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая).

Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказывать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев ("На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик", "Дети обрадовались, что им построили горку" и т. д.)

Знать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.

Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.

Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.

Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.

Уметь отвечать на вопросы типа "Что бывает раньше - обед или ужин? Весна или лето?" "Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?", "У коровы детеныш - теленок. А у лошади?".

Знать 10-12 цветов.

Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).

Если ребенок владеет всеми перечисленными навыками и умениями, то, скорее всего, в школу он успешно поступит и учиться в первом классе будет без особых учебных проблем.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Программа «Психологическая подготовка детей к школе»Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

Статья «Подготовка детей к школе» Фундаментом для успешного обучения ребенка является подготовка к школе. Сама готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая подготовка детей к школе
Опубликовано: 9 сентября 2021 в 20:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая подготовка детей к школе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД