Ольга Петрова
Психологическая подготовка детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Нам, взрослым, необходимо знать психологические причины школьной зрелости. Выделяют три компонента школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социально-личностный.
Интеллектуальный компонент включает способность ребенка обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки явлений и устанавливать причинно-следственные отношения между ними, способность воспроизводить образец, логическое запоминание, интерес к напряженной деятельности, к новым знаниям, овладение разговорной речью и способность понимать и использовать символы, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Публикация «Психологическая подготовка детей к школе» размещена в разделах
Эмоциональный компонент в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, иными словами у ребенка у ребенка должны быть сформированы параметры произвольности, на которые опирается обучение в первом классе, а именно:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
Социально-личностный компонент включает потребность ребенка в общении со сверстниками, а также потребность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что:
- ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости;
- у него есть потребность познания, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей – это «внутренняя позиция школьника».
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе хотелось бы выделить еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.
Если все вышеперечисленные компоненты присутствуют у детей, то можно говорить о сформированности у них полноценной психологической готовности к школе. Если нет, то надо постараться до поступления в школу оказать ребенку коррекционно-развивающую помощь.
В детском саду в режиме дня предусматривается специальные занятия. Проведение занятий с детьми, не посещающими детский сад, возлагается на родителей. Наиболее благоприятные часы для занятий – утренние или после дневного сна. Длительность занятий не более 25 – 30 минут.
Давая ребенку задания, нужно показать ему, как его выполнить, и проверить выполнение. После занятий ребенок должен все убрать на свое место.
Дети должны научиться ровно и красиво держаться во время обеда, занятий рисованием, лепкой и др. Ребенок должен уметь контролировать свою позу.
Ребенок к семи годам должен самостоятельно одеваться, есть, мыть руки, чистить зубы, следить за чистотой одежды и обуви, прибрать свой уголок.
Умственное воспитание детей зависит во многом от разумного общения взрослых с детьми. Ребенок должен знать об окружающем мире, реальное понимание природных явлений и связей между ними.
Хорошо, если дети знают о своем городе или селе, в котором живут; чем он замечателен; о правилах уличного движения; о школе, в которой он будет учиться; свой домашний адрес; о семье, кок зовут родителей, где они работают.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована ориентировка в величине, в форме, пространственном расположении предметов, умение считать предметы.
В школе дети труднее всего овладевают письмом. Но это не означает, что родители должны обучать письму. Родители не знают требований к методике преподавания, и может случиться, что учителю придется переучивать ребенка после вмешательства родителей. Достаточно, если родители уделят внимание подготовке руки ребенка к письму. В этом могут помочь такие виды домашних занятий, как лепка, рисование, конструирование, штриховка и раскрашивание картинок. Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе является развитие устной речи. Нужно побуждать детей пересказывать знакомые сказки, рассказывать по картинке об увиденном на прогулке, придумывать небольшие сюжеты.
Нередко родители и учителя жалуются, что дети забывают, что задано на дом. Это происходит потому, что у детей не сформировано чувство ответственности, помогающие удержать в памяти то, что надо сделать.
Работу ребенка надо оценить, вместе с ним разобраться, что у него хорошо, а над чем надо еще поработать. При этом следует помнить, что дети очень чувствительны в оценке их деятельности другими людьми и родителями. Нельзя запугивать и применять физическое наказания. Справедливая положительная оценка очень важна, она побуждает ребенка к действию, познанию, развивает интерес к учению. Родителям необходимо ориентироваться в том, что должен знать и уметь поступающий в школу ребенок (см. приложение 1).
Готовя детей к школе, родители не должны забывать о формировании у них таких навыков общественного поведения, как вежливость, сдержанность, послушание. Надо не только разъяснять детям, что хорошо и что плохо, как поступать в том или ином случае, но постоянно упражнять их в хороших поступках – помогать более слабым, заступаться за обиженных, дать другому любимую игрушку. Это приучает ребенка быть внимательным и справедливым по отношению к окружающим людям.
Важнейшим средством воспитания общественного поведения является пример взрослых, прочные нравственные устои семьи.
В период подготовки к школе важно проверить состояние здоровья ребенка. Кроме педиатра, ребенка осматривают окулист, специалист по болезням уха, горло и нос, хирург – ортопед, психоневролог, стоматолог, логопед и другие специалисты.
Если у ребенка выявлено какое-либо хроническое заболевание, пониженная острота зрения, дефекты осанки и прочее, ему в обязательном порядке будет назначено лечение. И долг родителей – аккуратно и точно выполнять назначения врача с тем, чтобы ребенок пошел в школу здоровым. Здоровье – это главный фактор, который обеспечит успешное овладение учебным материалом, поможет вызвать интерес к учению и знаниям.
Приложение 1
Что положено знать и уметь поступающему в школу ребенку
Уметь называть себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку, дедушку.
Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа "Когда птицы улетают на юг?", "Когда холодно и идет снег?", "В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?", "В какое время года листья желтеют и опадают?", "Когда мы собираем грибы и ягоды?" и т. д.
Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений. Некоторые школы этого не требуют.
Быть в состоянии написать или скопировать простую фразу. Например: "ОН ел суп", "Миша мыл окно".
Прямой и обратный счет в пределах двадцати.
Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые чем-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это - транспорт, или средства передвижения, или "на них ездят люди". Если предложен ряд из слов "туфли, сапоги, тапочки", то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово "обувь".
Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: "сыр, масло, пластилин, колбаса". Ребенок не только должен исключить лишнее слово "пластилин", но и объяснить, почему лишним является именно оно. "Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное - это еда. Ее едят".
Находить сходство и различия между предметами: Что общего между морковкой и картошкой? (Оба они овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.). Чем они отличаются друг от друга? (Отличаются формой. Морковка
длинная и треугольная, а картошка круглая или овальная. Отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая).
Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказывать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев ("На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик", "Дети обрадовались, что им построили горку" и т. д.)
Знать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
Уметь отвечать на вопросы типа "Что бывает раньше - обед или ужин? Весна или лето?" "Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?", "У коровы детеныш - теленок. А у лошади?".
Знать 10-12 цветов.
Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).
Если ребенок владеет всеми перечисленными навыками и умениями, то, скорее всего, в школу он успешно поступит и учиться в первом классе будет без особых учебных проблем.