Шевченко Татьяна
Психологическая консультация «Одарённый ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду " Радуга" прошла психологическая консультация для педагогов «Одарённый ребёнок»,тема которой является актуальной в наши дни. Детей с различной одарённостью становится всё больше и педагогу и родителям очень важно увидеть и заметить это в ребёнке, для того чтобы развивать её.Под одарённостью понимают системное, развивающееся в течение всей жизни человека качество психики,которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности, т. е. одарённость не врождённое, а приобретённое качество, к-е может не только появиться и развиваться, но и исчезнуть без целенаправленной системной работы для её поддержания. Одарённость опирается на задатки-психофизиологические особенности организма человека. Следует отличать одарённость и мастерство. Мастерство-это обязательный системный минимумЗУН, необходимый для качественного выполнения стандартизированных заданий. Соотношние между данными понятиями отражает схема:-одарённость-творчество- мастерство. Наличие мастерства без одарённости в данной сфере деятельности никогда не позволит человеку проявить творчество. Одарённость без мастерства может сопровождаться бессистемными актами творчества,Творчество = одарённость+ мастерство. (творчество рассматривается, как устойчивая характеристика личности человека).Творчество-это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, её преобразования и развития. Одарённый ребёнок -это ребёнок, который выделяется яркими
Публикация «Психологическая консультация „Одарённый ребёнок“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
достижениями или имеет предпосылки для таких достижений, в том или ином виде деятельности. Можно выделить два базовых вида детской одарённости-
общую и специальную одарённость. Общая одарённость-проявляется по отношению к различным видам деятельности, выступает как основа их продуктивности и является результатом целенаправленного воспитания ребёнка и постоянного позитивного влияния социокультурной среды.
Типичным проявлением общей одарённости являются
дети-вундеркинды. Это дети как правило дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в
математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д.
Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. С 2-3 лет идёт освоение чтения, письма, счёта, возможно овладение программой начальной школы к концу 1-го класса. Выбор сложной деятельности по собственному желанию (пишут книги о птицах с собственными иллюстрациями, составляют энциклопедию по истории и т п.).
Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления). В большинстве случаев темп психического развития постепенно замедляется и к окончанию школы (18-19годам).
Эти дети уже мало чем отличаются от сверстников. *Попытки искусственно поддерживать высокий темп развития в течение всей жизни ребёнка или достаточно долго в большинстве случаев приводили к возникновению психических расстройств. Специальная одарённость-проявляется в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей-поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, общение и т. д. Специальная одарённость оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одарённого человека. Схема возрастной периодизации формирования задатков будет полезна:
Задатки к практической и художественно-эстетической деятельности наиболее интенсивно формируются в дошкольном возрасте.
С 2-х-до 5-6 лет—к практической деятельности.
с 4-х 4,6 лет-до 6-7 лет—к художественно-эстетической деятельности
*при правильно организованном воспитании и обучении особенности ребёнка могут привести к развитию одарённости в ремёслах, спорте, хореографии, изобразительном искусстве и музыке.
В младшем школьном возрасте формируются задатки к познавательной и коммуникативной деятельности.
От 7-8 лет-до 11-12 лет—интеллектуальная и лидерская одарённость,
сценическая и литературно-поэтическая одарённость.
*самой последней развивается духовно-ценностная одарённость,
которая требует определённого уровня личностного развития человека. Она может появиться (но не обязательно) только у тех людей, которые уже проявляют ярко какой-либо подвид специальной одарённости.