Ольга Мамонова
Консультация для родителей старших дошкольников «Психологическая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Очень часто дети представляют школу как сплошной праздник: учительница добрая, все хотят дружить, учиться легко и приятно. Почти никто из них не думает о том, что школа - это в первую очередь большой труд. Прежде всего, ребенок должен быть заинтересованным идти в школу не развлекаться, а получать знания.
Если спросить дошкольников, почему они хотят в школу, в большинстве случаев вы услышите: «В школе не нужно спать», «В школьной столовой дают блины», «Мой сосед ходит в школу - он уже высокий и сильный», «У меня будет много друзей». Скорее всего, никто не ответит вам: «Я хочу много учится, узнавать новое, развиваться и преодолевать трудности».
Публикация «Консультация для родителей старших дошкольников „Психологическая готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Понятно, что, когда ожидания детей не оправдываются, они начинают терять интерес к процессу обучения, прилагают меньше усилий, чувствуют напряжение и неудовлетворенность происходящим. Иными словами, оказывается, что ребенок был психологически не готов к школьной жизни.
Уровень психологической готовности к школе позволяет делать прогноз об успешности ученика. Он определяется по следующим параметрам:
1. Наличие учебной мотивации
Это значит, что у ребенка есть познавательный интерес: ему интересно узнавать новое, при этом он понимает. Что получение знаний - не только развлечение, но и труд. В каком случае это возможно? Это возможно лишь в том случае, когда ребенок понимает, что теперь у него новая главная роль - роль ученика.
Чтобы сформировать учебную мотивацию, нужно:
• поощрять ребенка в любознательности, не отмахиваться от вопросов;
• учить доводить дело до конца, даже если задание скучное и неприятное;
• активно хвалить за любое достижение;
• не гасить инициативу, позволять справляться с заданиями самостоятельно.
2. Определенный уровень развития произвольного поведения
Произвольное поведение - это умение поставить себе цель и добиться ее. Хорошо развитое произвольное поведение помогает ребенку:
• слушать учителя и выполнять его инструкции;
• следовать правилам;
• работать по образцу.
Для развития произвольного поведения очень полезны подвижные командные игры: в это время дети учатся играть по правилам, следя за их выполнением другими участниками. Такие игры подталкивают к организованным действиям и тренирую внимание. Произвольное поведение напрямую связано с мотивацией ребенка. Если ему интересно учиться, выполнение задания не составит больших затруднений.
3. Определенный уровень интеллектуального развития
Самое, пожалуй, важное - это умение обобщать. Умение сравнивать группу предметов, выделить что-то общее и найти различия - залог хорошей обучаемости ребенка.
Без этого ребенок не сможет:
• усваивать новый материал (понимать, как решаются задачи, примеры и т. д.);
• переносить правила на похожие (но не одинаковые) задачи.
Умение обобщать развивается в процессе познания различных свойств предметов, поэтому ребенку необходимо исследовать окружающий мир:
• больше взаимодействовать с природными материалами: возиться с водой, песком и глиной, мастерить поделки из желудей, камешков, деревяшек;
• участвовать в бытовых делах: месить тесто, печь свои маленькие (но настоящие) пирожки, пылесосить, забивать гвозди, мыть семейный автомобиль;
• работать в личном «огороде», пусть это будет даже цветочный ящик на балконе (купите ему несколько разных наборов семян ли луковиц, пусть учится ухаживать за растениями);
• переживать новые ощущения не только наблюдая, - давайте ребенку возможность узнавать новые вкусы, запахи, прикосновения.
Родители должны понимать, что в 7 лет ребенок переживает настоящий психологический кризис, возникающий из-за рубежа между дошкольной и школьной жизнью. В это время у ребенка только начинается становление. Ему впервые предстоит влиться в школьную команду, он занимает свою ступеньку в школьной иерархии, получает всестороннюю оценку своих знаний и умений.
Задача родителей - ослабить стресс, создать такой психологический климат, который будет поддерживать ребенка в трудный период. Поймите, что сын или дочь - во многом ваше отражение. Если вы достаточно легко относитесь к его поступлению в школу, готовы к его ошибкам, вашему чаду тоже будет легче. Если же вы постоянно напряжены, срываетесь из-за каждой плохой оценки или лишнего вопроса, тревожность ребенка будет расти.
Список использованной литературы
1. Чубукина Е. С. К школе готов! Всестороннее развитие дошкольника. - СПб. : ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2014. - С. 18-19.