Урусова Наталья
Психологическая готовность ребёнка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое психологическая готовность к школе
Психологическая готовность ребёнка к школе, или школьная зрелость, – это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать, насколько успешно будет учиться первоклассник. Ключевое слово в определении – «успешно», поскольку ценность начальной школы заключается не только в приобретении ребёнком новых знаний и навыков, но и в том, чтобы спустя несколько лет он не потерял интерес к учёбе и приобрёл уверенность в себе. Именно поэтому, говоря о критериях готовности, главным можно считать способность ребёнка успешно учиться в выбранной школе. И вот что интересно: успешную учёбу не гарантируют умения малыша писать, считать, читать. Интеллектуальное развитие важно, но это лишь один из компонентов школьной зрелости.
Публикация «Психологическая готовность ребёнка к школе» размещена в разделах
Компоненты психологической готовности к школе
Рассматривая школьную зрелость как комплексное понятие, психологи выделяют три составляющие: личностную готовность ребёнка к школе, волевую и интеллектуальную. «Первоклассники сталкиваются с разными проблемами, – поясняет школьный психолог Александра Николаевна Растопчина. – Например, одни дети могут отставать в социальном плане: им трудно подчиняться правилам урока, у них беспокойное поведение. Другие – в интеллектуальном: не могут удержать внимание, не понимают основных понятий».
В этом случае многое зависит от педагога: если учитель находит подход к ребёнку, то постепенно ситуация выравнивается. А ещё не менее важно, по какой программе ведётся преподавание в начальной школе. Если программа, как образовательная система «Начальная школа XXI века», учитывает индивидуальные особенности каждого ученика, делает процесс обучения не только познавательным, но и интересным, то уже с первых школьных дней будет заложена прочная основа будущих образовательных успехов ребёнка.
Расскажем подробнее о каждом из компонентов школьной зрелости.
Личностная готовность ребёнка к школе подразумевает прежде всего самостоятельность, способность к самоорганизации, тягу к знаниям. Статус школьника – новый для ребёнка, он означает новые правила и обязанности. Первокласснику приходится учиться соблюдать школьный распорядок, без опозданий приходить на занятия, адекватно вести себя на уроках. Он совершенствует навык общения со сверстниками, учится относиться к ним как к партнёрам и выстраивать отношения. Личностная готовность включает и эмоциональную: важно, чтобы первоклассник позитивно относился к самому себе, одноклассникам и учителям, проявлял эмпатию.
Волевая готовность к школе выражается в способности ребёнка управлять собой, делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что требуется. Для ребёнка, собирающегося в первый класс, важен уровень так называемого произвольного поведения – сознательно контролируемого поведения с определённой целью. То есть ребёнок должен соблюдать дисциплину, внимать учителю, выполнять задания, уметь работать по правилам и по образцу.
Интеллектуальную готовность к школе ещё называют интеллектуальной зрелостью. Развитые внимание, память, мышление важны для будущего первоклассника. Должен быть развит и фонематический слух, то есть способность слышать и различать все звуки речи. Именно благодаря развитому фонематическому слуху ребёнок может отличать «мишку» от «мышки», «дом» и «том», верно строить фразы и предложения, согласовывать падежные окончания, число и род разных частей речи, а также грамотно писать. Развитый фонематический слух необходим для успешного освоения школьной программы.
Какую роль играет самооценка?
Об одном из показателей личностной готовности – отношении к самому себе – стоит поговорить отдельно. Будущему первокласснику крайне важно иметь адекватную самооценку во избежание проблем со школьным обучением.
«От самооценки ребёнка зависит многое: успешность в учёбе, общении со сверстниками, его отношение к миру и себе. Самооценка ребёнка в первом классе часто завышена. Это нормально, когда ребёнок начинает учиться в школе и в своих глазах вырастает до невиданных ранее высот. Однако встречаются и такие дети, которые ставят себя на последние ступеньки "Лестницы" (есть такая методика диагностики самооценки младших школьников). Обычно к таким детям предъявляют слишком высокие требования в семье или же часто сравнивают с более успешными детьми, – комментирует школьный психолог Александра Растопчина. – Если у ребёнка низкая самооценка, полезно положительно его оценивать, хвалить даже за малые успехи: ведь у каждого можно найти то, что действительно получается отлично».
Что умеет ребёнок перед школой?
За успешную учёбу первоклассника во многом отвечают внимание, память и мышление. Именно благодаря развитой произвольности психических функций школьник осознаёт необходимость подчинения правилам, старается выполнить предъявленные ему требования, внимательно слушает и делает задания. Вот пятнадцать умений, свидетельствующих о должном уровне развития внимания, памяти и мышления у будущего первоклассника:
Ребёнок способен выполнить задание от начала до конца, не отвлекаясь.
Находит 10 отличий между картинками.
Выделяет одинаковые предметы из ряда похожих.
Находит подходящий фрагмент картинки.
Проходит лабиринты из линий, не следуя пальцем, а в уме.
За 30 секунд запоминает до 9 предметов (разложенных на столе или нарисованных).
Из 10 названных ему слов запоминает и повторяет как минимум пять.
Повторяет по памяти фразы, произнесённые дважды.
Запоминает ряд из 6 цифр.
Может запомнить картинку и по памяти ответить на вопросы по ней.
Без труда подбирает логические пары предметов.
Находит закономерности в логических цепочках.
Определяет последовательность событий.
Складывает картинку из 15 частей.
Умеет обобщать.
Оценить готовность своего ребёнка родители могут, пройдя тест на нашем сайте.
Он разработан для дошкольников разного возраста, пройдя его вместе с ребёнком (но не вместо него, вы сможете самостоятельно проверить уровень готовности малыша к школе и отметить у него формирование необходимых навыков.
Готов или не готов?
Что делать, если по ряду показателей школьной зрелости ребёнок не дотягивает?
«Если ребёнок не готов к школе, лучше подождать год, – уверена школьный психолог Александра Растопчина. – Да, можно научить ребёнка читать и писать, но вот отсидеть четыре урока неподвижно, внимательно слушая учителя, ему всё равно будет довольно сложно».
Если вы решили отдать ребёнка в школу даже в том случае, когда его психологическая готовность оставляет желать лучшего, психологи советуют придерживаться двух важных правил. Первое – давайте ребёнку время на отдых. После уроков – обязательно! И второе правило – проводите дополнительные занятия на развитие познавательной сферы. Старайтесь представить их как игру и занимайтесь только тогда, когда ребёнок в хорошем настроении.