Кочетова Ольга Евгеньевна
Опыт работы «Формирование экологической культуры дошкольников с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Я Кочетова Ольга Евгеньевна воспитатель группы компенсирующей направленности детей с тяжёлым нарушением речи МДОУ№23. г. Шуя Ивановской обл.
Тема выступления «Формирование экологической культуры дошкольников».
Проект «Сохраним природу вместе»
Вступление. Взаимодействие человека с природой- чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её значение становится сильнее. В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина-деятельности человека в природе. Часто безграмотная, неправильная с экологического точки зрения, расточительная,ведущая к нарушению равновесия.
Каждый из тех. Кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль педагога в экологическом воспитании детей, начиная с дошкольного возраста.
Цель пректа: Формирование бережного, ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста»
Задачи:
-знакомство с календарём экологических дат проведение цикла мероприятий, -направленных формирование у детей бережного и ответственного отношения к природе,
-развитие познавательного интереса средствами опытно-экспериментальное деятельности
-приобретение навыков правильного поведения в природе.
Участники проекта дети, педагоги,родители.
Читаю по листку
Экологическое воспитание в группе компенсирующей направленности детей с ТНР тесно переплетается с изучение определенной лексической темы. Если посмотреть на годовое календарно-тематическое планирование, то можно заметить, что около 50% тем связаны с темами экологического содержания, например. Такие как «Огород»,овощи,» Сад,фрукты», «Деревья», «Лес,грибы,ягоды», «Времена года», «дикие и домашние животные», «животные жарких стран и животные Севера», «Цветы, комнатные растения», «Пресноводные и аквариумные рыбы», «Птицы», «Насекомые», «Откуда хлеб пришёл?» и другие имеют место быть в течение всего учебного года.
Педагогический коллектив нашей группы (воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) принял решение более углублено заниматься собственным экологическим образованием и помочь детям в освоении экологических норм и правил. С этой целью нами был разработан план экологических дат.
Данные даты обсуждались во время «утреннего круга», отмечались в «линейном календаре», Мы готовили разнообразный наглядный материал. В результате, дети сами делали умозаключения о значимости определенной даты.
Мы решенли отмечать одну экологическую дату в месяц боле углубленно с полным погружением в тему. При этом мы использовали следующие методы и приёмы:
-Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация видеороликов.
-Словесные методы (рассказ воспитателя,рассказ ребенка, беседы чтение художественных произведений о природе и экологических сказок) –
-Практические методы (опыты,поисково- исследовательская деятельность).
Поведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Опыты помагают развивать мышление,логику,творчество ребёнка,наглядно паказать связи между живым и неживым в природе. Исследования представляют ребёнку возможность самому найти ответ на вопросы «как?» «почему?»
Воспитание экологической культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности,труд. игра.
Экологические даты.
4 октября. Международный день защиты животных. Была проведена фото – выставка «Моё любимое животное».
Популярным развлечением для современных детей становится Квест –игра «В поисках страниц «Красной книги», знакомство детей с Красной книгой, её представителями. Закрипляют знания детей о среде обитания животных, птиц, занесённых в Красную книгу. Повысить осознание детей о необходимости защиты окружающей среды, повысить активность в защите животных. Разьяснить необходимости создания Красной книги.
15 октября «Всемирный день мытья рук». Мы с коллегами организовали Досуг –развлечение «Поможем Грязнуле соблюдать чистоту».
Его задачей было формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, умение следить за своим здоровьем самостоятельно, соблюдая правила гигиены и питания. Учить основам правил личной гигиены, расширять знания детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности. Развивать логическое мышления, память, внимание, воображения, пополнять активный словарный запас.
28 октября Международный день без бумаги. В нашем детском саду прошла – Акция «Сдай макулатуру –спаси дерево». В преддверии акции педагоги провели беседу с детьми,где рассказали детям о том,что в силах каждого человека сделать вклад в общее дело сохраняя лесов, экологии и естественной красоты нашей планеты. Основной целью акции является стремление к сохранению окружающей среды. бережное отношение к природе.
12 ноября «Синичкин день». К проведению экологической Акции «Поможем птицам». В рамках этой акции воспитатели подготовили и раздали буклеты и памятки для родителям и детям Приняли активное участие и родители наших воспитанников, которые изготовили кормушки для птиц, а заготовкой корма для них занимались дети.
15 ноября – Всемирный день вторичной переработки. Первое полугодие мы боролись с мусором и решали экологические проблемы. Провели опытно-экспериментальную деятельность. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем» узнали, какие предметы разлагаются в земле, а какие лежат в земле долгое время без изменений, нанося тем самым вред природе.
Частью нашей работы стала выставка поделок, которые сделали ребята вместе со своими родителями. Главное условие: для своих шедевров надо было взять какие-то ненужные вещи и "вдохнуть" в них вторую жизнь. – Выставка работ детей с родителями из бросового материала «Дай вторую жизнь предмету»
30 ноября Всемирный день домашних животных. Было проведено интегрированное мероприятие «Расскажем Буратино о домашних животных». Оно помогло детям обобщить знания о пользе домашних животных для человека. И закрепить правила безопасного общения с животными, развивать доброжелательное отношение к ним
25-30 декабря. – Наступающий Новый год. В преддверии нового года мы обьявили конкурс «Смастери свою Ёлочку» между родителей с детьми в рамках акцции «Чтобы ёлку не рубить,надо ёлку смастерить».
15 января – День зимующих птиц.
Наши родители вместе с детьми не остались равнодушными и по прежнему приняли активное участие в изготовление экологических кормушек.
26 января – Всемирный день экологического образования. К этой дате мы решили придумать с детьми свои экологические сказки. Которые формируют познавательное и речевое развитие детей, ответственное и доброжелательное отношения к природе. Способствуют развивать связанную речь через драматизацию и сочинение сказок, обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.
27 февраля Международный день полярного медведя. Для наших ребят воспитатели приготовили познавательное мероприятие «Как живёшь,Умка» с использование мультимедийных технологий. Главной задачей стояла познакомить с одним из животных Арктики – белым медведем. Расширить представления детей о жизни полярного медведя, о его приспособленности к жизни на Крайнем Севере; познакомить с внешним видом. повадками, отличительными особенностями белого медведя. И в конце мероприятия познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью поролоновой губки.
22 марта- Всемирный день водных ресурсов. С ребятами нашей группы мы экспериментировали с водой,а на прогулке раздали листовки прохожим,которые были приятно удивлены.
1 апреля – Международный день птиц. Мы организовали акцию «Подари птице дом» А родителям предложили совместно с детьми изготовить кормушки для птиц.
22 апреля – Международный день Земли. Провели развлечение «Из тысячи планет Земли прекрасней нет».
14 мая Акция «Посади дерево. кустарник» Воспитатели с ребятами на прогулочном участке посадили каштан кустарники, цветы.
Вывод:
Таким образом, применение разнообразных методов обучения, реализация различных форм совместной деятельности педагога и детей с ТНР помогают в формировании экологически осознанного поведения дошкольников, становлении экологических знаний и в формировании умений и навыков,в воспитании гуманного отношения к окружающему миру, способствуют активизации мышления и развитию всех видов речи.
Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то именно экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привести в любую образовательно- воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследования. А окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Это являлось главной задачей педагогов при реализации экологического воспитания.
Считаем,что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
-сформированы начала экологической культуры у детей,
-сформировано правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологического мышление,
-дети учатся практическим действиям по охране природы,
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы,
-произошло развитие всех аспектов речевого развития,
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.