Дадаева Татьяна
Психологическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать
«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венгер).
У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.
Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность.
Что такое психологическая готовность ребенка к школе?
Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность.
Ребенок должен уметь вступать в общение
и с учителем и со сверстниками.
Важные компоненты, по которым можно оценить готовность ребенка к школе
1 Саморегуляция (самоконтроль) – основа готовности к школе
Примерно к семи годам у ребенка формируется новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью.
Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке! Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Родители могут помочь детям в развитии самоконтроля через познавательные игры (сделай по образцу, повторять слова за мамой)
2 Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.
Важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.
3. Личностно- Социальная готовность к школе
Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.
Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями.
Что необходимо в первую очередь для подготовки к школе?
Заранее составьте для своего ребенка режим дня с учетом особенностей семьи и приучайте к его выполнению.
Обратите внимание на навыки самообслуживания, привлекайте ребенка к участию в домашних делах.
Ваш ребенок должен знать :1. Свое имя, фамилию, возраст, где он живет (город, улица, дом), имена, отчества родителей, где они работают.
2. Мир который его окружает: времена года, животных, насекомых, деревья.
3. Ребенок должен не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять. Чаще задавайте ему вопросы: «Почему ты так думаешь?», важно, чтобы ребенок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.
4. У него должна быть сформирована внутренняя позиция школьника, т. е. у него должно быть желание учиться, серьезное отношение к школе, учению, учителю.
5. Ребенок должен владеть навыками, традиционно относящимся к школьным : - письмо, счет (в пределах 10 в прямом и обратном порядке), решением арифметических задач.
6. Владение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, объяснить то или иное правило.
7. Умение входить в детское общество, действовать совместно с другими.
8. Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве и времени.
9. У ребенка должен быть сформирован достаточный уровень волевого развития (т. е. умение подчиняться и выполнять систему требований, предъявляемых школой и учителем) .
10. У ребенка должно быть сформировано цветоразличение, должен знать формы предметов, их величину.
Портрет будущего первоклассника
Физически развитый ребенок, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Любознательный, активный.
Эмоционально отзывчивый.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Способный ребенок управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Способный ребенок решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может.
Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам.
Как понять, что малыш не готов к школе?
По проявлениям его детской непосредственности.
Не умеет слушать — перебивает.
Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
Нарушает общую дисциплину.
Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.
ребенок рисует
Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.