Анастасия Сергеевна
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологической готовности к школе можно выделить ряд его признаков.
Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям, умение принять учебную задачу. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность. По мнению Л. С. Выготского, «есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи». При помощи устной и письменной речи он будет усваивать школьную программу. Поэтому, даже небольшие отклонения в развитии речи ребенка ведут к серьёзным проблемам в учёбе, в усвоении программ общеобразовательной школы. В связи с этим, основное наше внимание сосредоточено на коррекции речи детей.
Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
1. Интеллектуальная готовность :
1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива)
2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.
4. Достижение определенного уровня физической и психической выносливости.
5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.
По мнению Н. И. Гудкиной об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
- дифференцированное восприятие, включающая выделение фигуры из фона;
- концентрация внимания;
- аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
- логическое запоминание;
- сенсомоторная координация;
- умение воспроизводить образец;
- развитие тонких движений рук.
Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя 2 этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы;
Второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.
Хорошая обучаемость ребенка косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, поскольку обучение чему-то новому возможно только при наличии познавательного интереса и желания хорошо справиться с заданием. Качественное выполнение задания дошкольником означает, что ребенок успешно прошел предшествующие фазы развития в дошкольном детстве и теперь может обучаться в школе.
Особенности:
Нарушения речи отрицательно влияют, прежде всего, на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с речевой патологией обнаруживаются недостаточная гибкость и динамичность мыслительных процессов, замедленный темп интериоризации умственных действий, повышенная психическая истощаемость, недостаточная оперативность мышления.
Особенности развития высших психических функций, в том числе речи, у детей с речевыми нарушениями приводят к недостаточному уровню сформированности интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Эмоциональная готовность :
Эмоционально-волевая готовность – умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять задание, умение ставить цели и принимать решения.
Эмоционально-волевое (уточнение преобладающих видов страха, умение сосредотачиваться на малоинтересном задании и доводить начатое дело до конца)
У ребенка, который вместо букваря достает машинку или куколку, преобладает игровой мотив, его сложно чему-то научить, объясняя:
- Если ты выучишь буквы, то научишься читать.
Но я не хочу читать, я люблю, когда мне читает бабушка.
Так потом же опять-таки ребенка ругают, что он плохо читает. Так вы же стали пичкать ребенка чтением тогда, когда игровой мотив еще не сменился на познавательный. Так "нечего на зеркало пенять, коли рожа крива"
А если ребенок тяжело переживает контакт с чужим взрослыми и ли даже сверстниками. А школа просто рассадник этих чужих взрослых (другие учителя, администрация, старшеклассники и разные родители, да и сверстников изо всех дверей по звонку вылетает тьма тьмущая. Ребенку дискомфортно, легко ли ему сосредоточится на учебной задаче? А не сможешь сосредоточится, обзовут тебя "отстающим", "ничего непонимающим". Вот так: ребенку и так тяжело, а ему вместо того, чтобы помочь, еще и обзывают.
" У меня никогда ничего не получается", "Я все равно не смогу", "Все будут надо мной смеяться" - это фразы "заниженной самооценки". Будет ли она препятствием на пути к успешному обучению?
А сложно ли будет ребенку, который не умеет собрать волю "в кулак" и довести начатое (да еще и малоинтересное) дело до конца. А задания как раз следующие: дочитать до конца (предложения, абзаца, страницы, дописать до конца строчки (страницы). А если не дописал, то не справился с заданием, очередная ситуация "неуспеха" малоприятная для самого ребенка, да еще и подкрепленная родителями и учителями: "Да, ты не справился!". "Я плохой!" - перекодирует фразу взрослых нервная система ребенка.
Кто-то постучал в дверь, что-то треснуло за окном, сзади неожиданно и громко захлопнули книгу, резко и громко зазвонил звонок - тревожное состояние и страхи поглотят ребенка раньше, чем он сможет узнать что-то новое. А вдруг это новое тоже будет страшным?
Чтобы определить внутреннюю позицию ребенка, спросите его:
Хотел бы ты перейти из детского сада в школу? Почему?
Что тебе нравится в школе? Что бы ты хотел делать в школе больше всего?
А может быть, лучше походить еще в детский сад? Почему?
Как ты думаешь, где лучше - в школе или в детском саду?
Если бы можно было выбирать, что бы ты предпочел: заниматься у себя дома вместе с учительницей или с ребятами в классе и этой же учительницей?
Чтобы узнать ведущий мотив (игровой или познавательный, в комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный набор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.
Эмоциональную и социальную готовность ребенка к школе вы можете определить с помощью обычного наблюдения. Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх? Стремится ли он довести до конца начатое дело? Часто ли задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире? Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?
Социально-психологическая готовность :
относится умение выполнять требования учителя, умение подчиняться интересам группы и умение общаться, а также умение контролировать свое поведение.
Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению.
У детей, поступивших в школу, могут наблюдаться различные нарушения речи: ее недоразвитие, дизартрия, ринолалия, заикание [3]. Для общего недоразвития речи характерными признакам и являются: нарушение фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи. Это, в свою очередь, осложняет процесс подготовки дошкольников с общим недоразвитием к школе.
Физическая готовность :
подразумевается общее физическое развитие ребенка, состояние его здоровья.
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Они часто ослаблены физически. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Педагог может сделать для здоровья воспитанника дошкольного учреждения не меньше, чем врач. Школа заинтесована в том, чтобы в нее пришли ученики, способные позаботиться о сохранении и укреплении своего здоровья.
Поэтому, воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства.
В связи с этим широкое применение получилаздоровьесберегающая практика. На этом мне хотелось бы остановиться немного подробнее. Понимая важность здоровья для будущего школьника, в группе и логопедическом кабинете организована здоровьесберегающая среда, которая включает:уголок релаксации, игры и различные предметы для проведения минуток здоровья. Были разработаны картотеки «Минуток радости, удовольствия и пользы», которые включают игры и упражнения:
- на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- зрительной гимнастики;
- дыхательной гимнастики;
- аурикулотерапии;
- психогимнастики;
- упражнеий для релаксации.
Изучены и активно применяются кинезиологические методы («Гимнастика мозга», которые влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.