Марина Лазарева
Психологическая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность к обучению в школе-определенный уровень познавательной и личностной зрелости ребенка, необходимый для успешного овладения программным материалом и общего развития. Показателями психологической активности к учебе в школе в области познавательной сферы являются: способность поддерживать внимание во время пояснений учителя, более или менее спокойной состояние при ответах на его вопросы, возможность элементарно обобщать, удерживать в памяти небольшое количество информации, иметь минимальный словарный запас. Показатели психологической готовности к учебе в школе в области личностной сферы являются: наличие у ребенка соответственного отношения к учебным обязанностям, стремление выполнять школьные правила, слушать учителя. Психологическая готовность к школе возникает на основе достаточно полного овладения ребенком игры по правилам. То, что ребенок не овладел ролевой игрой в дошкольный период, еще не значит, что он не может ею овладеть в дальнейшем. Готовность к школе-это не только знания, умения и навыки, не только определенная сформированность психологических процессов. А еще и психологическая зрелость (желание учится, стать первоклассником, а также произвольность поведения (способность контролировать свое поведение, выполнять правила). Большинство современных детей ходит в детские сады и развивающие центры. Однако подготовка к школе начинается в семье буквально с первых самостоятельных шагов ребенка. Готовность к школе включает в себя три компонента:
Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах
-педагогическая готовность подразумевает наличие навыков чтения и счета, письмо печатными буквами и пр.
-физиологическая готовность, т. е функциональная зрелость, подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. Например, примерно к 7 годам у ребенка завершается формирование коры головного мозга, повышается общая выносливость организма, продолжается окостенение хрящей кисти рук, необходимых для способности удерживать длительное время ручку или карандаш.
-психологическая готовность.
Выделяют следующие показатели психологической готовности к школе в системе взаимоотношений ребенка с окружающим миром:отношения с взрослыми-подчинение поведения ребенка определенными нормам и правилам в системе учитель-ученик; отношение со сверстниками-умение увидеть проблему "другими глазами", встать на точку зрения партнера. Такие дети обладают большей гибкостью, не слишком жестко привязаны к ситуации;отношение к себе-адекватная самооценка и самоконтроль своих действий и возможностей.
Основные компоненты психологической готовности к школе
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе. Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т. к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки. Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению? Под психологической готовностью к школьному обучения понимает необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников. Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоциональноволевая готовность. Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, несколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении. Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желание учится и стремлением добиваться успехов в учении. Ребенок, готовый к школе, хочет учится и потому, что у него есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома)познавательный мотив учения). Социально- личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовность к принятию новой социальной позиции- " позиции школьника", которая предполагает определенный круг обязанностей.
Социально-личностная готовностьвыражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания. Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности. Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т. к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных процессов-способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющих данных. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания. аналитической мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, сто понимание таких образов интеллектуальная зрелость в существенном мире отражает функциональное созревание структур головного мозга. Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя. Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения,намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия. Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудится, делать то, что от него требует учеба, режим школьной жизни. Сформированности компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.
По данным Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, В. В. Холмовского и др. выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная зрелость подразумевает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка: внимания, памяти, мышления, речи; эмоционально-волевая зрелость предполагает уменьшение импульсивных реакций, усиление самоконтроля дошкольника, усидчивости; к социальной зрелости относится умение ребенка устанавливать отношения со сверстниками и учителем, вписываться в систему прав и обязанностей школьника. Все эти качества могут быть измерены или описаны с помощью различных тестов профессиональным психологом. Могут применяться разные методы диагностики, в зависимости от предпочтений специалиста или особенностей детей. главное, чтобы эти методики показывали развитие ребенка во всех перечисленных выше сферах. результаты диагностики верны на момент исследования и могут служить лишь общим ориентиром для родителей, воспитателей и будущих учителей. Эти данные помогут понять, какие качества школьной зрелости у ребенка развиты уже достаточно, а какие еще нет. Процедура тестирования выглядит как беседа психолога с ребенком, перемежающаяся различными заданиями. Учитываются многие факторы-успешность выполнения ребенком задания, время, затраченное на это, нуждается ли дошкольник в помощи или справляется самостоятельно, как быстро утомляется и прочее.
Часто родители уделяют много внимания интеллектуальному развитию ребенка, упуская из вида другие аспекты школьной зрелости. например, наслушавшись разговоров на детской площадке об умениях других детей, мама чуть ли не силой усаживает ребенка за занятия, к которым у него нет ни малейшего интереса. И еще задолго до учебы у малыша рождается отвращение ко всему, что связано со школой.
Психологическая готовность ребенка к школе-важный фактор, который влияет на успешность (или не успешность) школьного обучения. Бывает так, что ребенок к моменту поступления в школу уже обладает всеми необходимыми для первоклассника знаниями и умениями, познавательные процессы и речь развиты но должном уровне, физическое развитие тоже в пределах нормы, а вот морально ребенок к школе не готов. Один из самых важных аспектов психологической готовности к школьному обучению-это отношение к школе и процессу обучения в целом. Ребенок должен понимать, что его ждет в школе. Очень многое зависти от родителей, ведь именно им предстоит объяснить ребенку, что такое школа. Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью-обучением. Поэтому если ребенок говорит, что хочет идти в школу, чтобы узнавать новое, или выучиться и стать умным, как папа, то к школе он готов. А вот если он хочет пойти в школу, потому что туда идет учится его друг, о готовности к школе пока говорить нельзя. А еще ребенок может ответить на вопрос отрицательно: не хочу в школу, потому что там ставят двойки, потому что там нельзя играть и т. п. Это значит, сто родители сформировали у ребенка неправильное отношение к школе. Нельзя запугивать ребенка школой "в воспитательных целях": это не принесет никакой пользы, только вред. Иногда бывает так, что негативное отношение к школе формируют не родители, а старшие дети, тогда родителям придется приложить усилия, чтобы это отношение изменить. Есть еще один аспект психологической готовности к школе, он связан с изменением статуса ребенка. Из статуса дошкольника он переходит в статус школьника, что означает новое положение в обществе, новые правила и обязанности, иной уровень ответственности. В школе ребенок будет взаимодействовать с учителем и одноклассниками, и эти отношения будут отличаться от отношений с воспитателем и сверстниками в детском саду. Ребенок должен осознавать, что правила поведения в школе отличаются от правил поведения в детском саду: во время урока придется сидеть за партой, нельзя будет обсуждать посторонние темы, говорить нужно будет по поднятой руке и т. п. также очень важно объяснить ребенку суть школьных отметок, чтобы он понял две вещи. Во-первых, оценки отражают не личное отношение учителя к ребенку, а степень его успехов. А во-вторых, оценивается результат труда, а не приложенные усилия. также очень важно умение ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками. ребенок должен понимать, в каких ситуациях нужно уступит, а в каких стоит настоять на своем. Еще он должен быть готов к тому, что не все будут относиться к нему с таким пониманием и любовью, как родители, и понимать, что он не будет лучшим всегда и во всем. Еще имеет значение самооценка ребенка, она должна быть адекватной. При завышенной самооценке ребенок может неправильно реагировать на замечания учителя и низкие оценки: как же так, он же молодец, это просто учитель злой.
Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний перед школой год. Готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Когда ребенок поступает в школу, он часто проходит собеседование или тестирование. Здесь задача педагога-посмотреть уровень сформированности, психологической готовности ребенка к школе.
Во-первых, это наличие учебной мотивации. Во-вторых, это определенный уровень развития интеллектуальной сферы. Ну и,конечно, произвольность, то есть волевая сфера ребенка. ТО есть о развитии личностной, интеллектуальной сферы, социально-психологической готовности и эмоционально-волевой готовности.