МААМ-картинки

Фотоотчет «Психологическая готовность к обучению в школе»

Алена Холодкова
Фотоотчет «Психологическая готовность к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы

«Психологическая готовность к обучению в школе»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 66»

(МБОУ «Школа № 66»)

Методическая разработка

«Психологическая готовность к обучению в школе»

Выполнил:

педагог- психолог

Холодкова Елена Михайловна

Прокопьевск, 2019г.

Введение

Публикация «Фотоотчет „Психологическая готовность к обучению в школе“» размещена в разделах

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным. Учебная деятельность школьника резко отличается по содержанию и по организации от привычных дошкольных форм деятельности.

Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка, они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

1. Общие положения

1.1. В последнее время в образовательной среде очень много говорят о ФГОС, но не всем родителям понятна эта аббревиатура. Что же это такое? ФГОС - это Федеральный государственный образовательный стандарт. Предметом регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации организацией основной образовательной программы дошкольного образования. Стандарт обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

1.2. ФГОС ДО рассматривает:

-требования к структуре основной образовательной программы ДО,

-требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО,

-требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО.

В основу стандартов ДО заложены «вечные» и неизменные законы психического и личностного развития детей дошкольного возраста и культурно-историческая концепция Л. С. Выготского.

2. Готовность к школе включает в себя три компонента:

1. Педагогическая готовность подразумевает наличие навыков чтения и счета, письмо печатными буквами и пр.

2. Физиологическая готовность подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний.

3. Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность к школе включает в себя :

- Интеллектуальная готовность

- Социально-личностная

- Мотивационная

- Эмоционально - волевая

Интеллектуальная готовность к школе подразумевает :

Социально – личностная готовность

- Достаточный набор знаний о себе самом;

- Адекватная самооценка;

- Коммуникативные навыки.

Что должен знать ребенок о себе самом:

• Фамилию, имя, отчество;

• Дату своего рождения, сколько лет ему сейчас;

• Полное ФИО мамы, папы, где они работают;

• Страна, в которой живем, город и домашний адрес

Самооценка – представление ребенка о самом себе.

В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Она может быть:

• низкой,

• адекватной,

• завышенной,

• неопределенной.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними.

Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Низкая самооценка может стать причиной неуспеваемости в школе.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.

Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т. д.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Что нужно делать для развития адекватной самооценки?

• Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

• Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Хвалите конкретно.

• Поощряйте в ребенке инициативу.

• Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

Коммуникативная готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем.

Коммуникативная готовность включает в себя :

1. Отношения со взрослым – подчинение поведения ребенка определенным нормам и правилам в системе Учитель – Ученик, чувствовать разницу в общении с детьми и учителями. По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне его. Возрастная особенность первоклассников – это безусловный авторитет учителя. Не при каких обстоятельствах не обсуждайте плохих качеств учителя с ребенком и при нем.

2. Отношения со сверстниками – умение общаться (слушать собеседника, эмоционально ему переживать, проявлять инициативу в общении, учитывать интересы других детей; решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.

Как научиться общаться

1. Помогите ребенку усвоить некоторые правила общения:

• Играй честно.

• Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.

• Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.

• Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять - защищайся.

• Не дерись, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащиты, когда бьют тебя.

• Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.

• Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.

• Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.

Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.

• Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.

2. Поощряйте общение с чужими взрослыми, когда вы приходите в поликлинику (он сам рассказывает врачу о том, что у него болит, в магазине с продавцом, на детской площадке. Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе". Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

Мотивация– один из самых важных компонентов психологической готовности к школе. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Мотивационная готовность к школе включает :

• позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности,

• развитие познавательных критериев, любознательности,

• развитие желания ходить в школу.

Как помочь сформировать мотивацию

• Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

• Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

• Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху ваших надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

• Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи.

• Читайте вместе с ребенком книги о школе, смотрите фильмы, передачи о школе.

• Рассказывайте о школьных порядках и правилах.

• Встречая из школы спрашивайте : «Что интересного было в школе».

• Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.

Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Эмоционально-волевая сфера

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.

Исходя из этого, взрослый должен:

- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

- направлять, помогать в достижении цели;

- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

Для обеспечения эмоционального благополучия ваших детей рекомендую следующее:

1. использовать живое эмоциональное общение с ребенком;

2. доверительно относится к нему;

3. создавать ситуации успеха;

4. поощрять за личные достижения;

5. выяснять причины неудач ребенка, обсуждать их с ним и оказывать необходимую помощь.

Каждый ребенок индивидуален, и задача родителей – не только увидеть эти особенности, но и учитывать их при построении отношений с ребенком, деликатно направляя его и бережно поддерживая. Насколько благоприятно будет проходить период подготовки к школе, во многом зависит от взрослого, от его терпения, спокойствия, доброжелательности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Пусть ребёнок, проявляет инициативу, творчество, старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью.

Развитие выпускника детского сада в физическом, интеллектуальном и личностном плане будет способствовать самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных его возрасту.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе просты :

1. Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально-значимое общение.

2. Уделяйте большое внимание основному виду детской деятельности - игре. 3. Не забывайте про исследовательскую, экспериментальную, познавательную, двигательную, художественно-эстетическую, речевую, коммуникативную деятельность детей.

4. Ограничьте до минимума игру детей на компьютере и просмотр мультфильмов. Мультфильмы должны быть понятными, нравственнополезными и психологически-безопасными.

5. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, изучайте окружающий мир.

6. Способствуйте общению ребенка со сверстниками.

7. Помните, что жизнь вашего ребенка во многом зависит от вас. Удачи вам, уважаемые родители!

Список использованной литературы:

Кравцова Е., Кравцов Г. Психологические основы стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г Зубова, Л. А. Ермакова, Е. А. Кулакова; Под ред. Е. П. Арнаутовой. М. : ТЦ Сфера, с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект // Дошкольное воспитание Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Публикации по теме:

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: - Познакомить родителей.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Ваши дети стоят на пороге нового жизненного этапа - обучения в школе. Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка успешным и счастливым.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению» Мамы и папы будущих первоклассников! Существует мнение, что чем ближе ребёнок к школе, тем меньше он должен играть, это ошибка. Почему же.

Психологическая готовность к обучению в школе Подготовила: педагог-психолог ГБДОУ №29 «Сказка» г. Грозный Салумханова А. С. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка.

Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста. Оглавление 1. Понятие психологической готовности в трудах психологов.

Просветительская работа с родителями. Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе»Просветительская работа с родителями. Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Психологическая готовность детей к обучению в школе Психологическая готовность детей к школьному обучению на мой взгляд состоит из нескольких.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для каждого ребенка. Однако не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному.

Круглый стол на тему «Психологическая готовность к школе» в рамках родительского клуба (подготовительная к школе группа) Родительский клуб подготовительная к школе группа Круглый стол Тема: Психологическая готовность к школе Задачи: 1. Повысить у родителей.

«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению». Конспект родительского собрания Филиал №2 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский.

Родительское собрание «Психологическая готовность к школе» в подготовительной к школе группе Тема: «Психологическая готовность к школе». Форма проведения: классическое (традиционное собрание). Цель: Повышение компетентности родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фотоотчет «Психологическая готовность к обучению в школе»
Опубликовано: 29 ноября 2019 в 09:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фотоотчет «Психологическая готовность к обучению в школе»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Холодкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД