Алена Холодкова
Фотоотчет «Психологическая готовность к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическая готовность к обучению в школе»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 66»
(МБОУ «Школа № 66»)
Методическая разработка
«Психологическая готовность к обучению в школе»
Выполнил:
педагог- психолог
Холодкова Елена Михайловна
Прокопьевск, 2019г.
Введение
Темочки:
Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.
Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным. Учебная деятельность школьника резко отличается по содержанию и по организации от привычных дошкольных форм деятельности.
Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка, они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.
1. Общие положения
1.1. В последнее время в образовательной среде очень много говорят о ФГОС, но не всем родителям понятна эта аббревиатура. Что же это такое? ФГОС - это Федеральный государственный образовательный стандарт. Предметом регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации организацией основной образовательной программы дошкольного образования. Стандарт обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
1.2. ФГОС ДО рассматривает:
-требования к структуре основной образовательной программы ДО,
-требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО,
-требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО.
В основу стандартов ДО заложены «вечные» и неизменные законы психического и личностного развития детей дошкольного возраста и культурно-историческая концепция Л. С. Выготского.
2. Готовность к школе включает в себя три компонента:
1. Педагогическая готовность подразумевает наличие навыков чтения и счета, письмо печатными буквами и пр.
2. Физиологическая готовность подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний.
3. Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе включает в себя :
- Интеллектуальная готовность
- Социально-личностная
- Мотивационная
- Эмоционально - волевая
Интеллектуальная готовность к школе подразумевает :
Социально – личностная готовность
- Достаточный набор знаний о себе самом;
- Адекватная самооценка;
- Коммуникативные навыки.
Что должен знать ребенок о себе самом:
• Фамилию, имя, отчество;
• Дату своего рождения, сколько лет ему сейчас;
• Полное ФИО мамы, папы, где они работают;
• Страна, в которой живем, город и домашний адрес
Самооценка – представление ребенка о самом себе.
В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Она может быть:
• низкой,
• адекватной,
• завышенной,
• неопределенной.
Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними.
Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Низкая самооценка может стать причиной неуспеваемости в школе.
Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.
Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т. д.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Что нужно делать для развития адекватной самооценки?
• Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
• Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Хвалите конкретно.
• Поощряйте в ребенке инициативу.
• Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
Коммуникативная готовность.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем.
Коммуникативная готовность включает в себя :
1. Отношения со взрослым – подчинение поведения ребенка определенным нормам и правилам в системе Учитель – Ученик, чувствовать разницу в общении с детьми и учителями. По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне его. Возрастная особенность первоклассников – это безусловный авторитет учителя. Не при каких обстоятельствах не обсуждайте плохих качеств учителя с ребенком и при нем.
2. Отношения со сверстниками – умение общаться (слушать собеседника, эмоционально ему переживать, проявлять инициативу в общении, учитывать интересы других детей; решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.
Как научиться общаться
1. Помогите ребенку усвоить некоторые правила общения:
• Играй честно.
• Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
• Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.
• Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять - защищайся.
• Не дерись, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащиты, когда бьют тебя.
• Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.
• Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.
• Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.
• Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.
• Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.
2. Поощряйте общение с чужими взрослыми, когда вы приходите в поликлинику (он сам рассказывает врачу о том, что у него болит, в магазине с продавцом, на детской площадке. Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе". Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
Мотивация– один из самых важных компонентов психологической готовности к школе. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Мотивационная готовность к школе включает :
• позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности,
• развитие познавательных критериев, любознательности,
• развитие желания ходить в школу.
Как помочь сформировать мотивацию
• Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
• Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
• Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху ваших надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
• Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи.
• Читайте вместе с ребенком книги о школе, смотрите фильмы, передачи о школе.
• Рассказывайте о школьных порядках и правилах.
• Встречая из школы спрашивайте : «Что интересного было в школе».
• Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.
Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
Эмоционально-волевая сфера
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.
Исходя из этого, взрослый должен:
- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- направлять, помогать в достижении цели;
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.
Для обеспечения эмоционального благополучия ваших детей рекомендую следующее:
1. использовать живое эмоциональное общение с ребенком;
2. доверительно относится к нему;
3. создавать ситуации успеха;
4. поощрять за личные достижения;
5. выяснять причины неудач ребенка, обсуждать их с ним и оказывать необходимую помощь.
Каждый ребенок индивидуален, и задача родителей – не только увидеть эти особенности, но и учитывать их при построении отношений с ребенком, деликатно направляя его и бережно поддерживая. Насколько благоприятно будет проходить период подготовки к школе, во многом зависит от взрослого, от его терпения, спокойствия, доброжелательности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Пусть ребёнок, проявляет инициативу, творчество, старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью.
Развитие выпускника детского сада в физическом, интеллектуальном и личностном плане будет способствовать самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных его возрасту.
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе просты :
1. Дарите детям ежедневное доброжелательное, интересное, эмоционально-значимое общение.
2. Уделяйте большое внимание основному виду детской деятельности - игре. 3. Не забывайте про исследовательскую, экспериментальную, познавательную, двигательную, художественно-эстетическую, речевую, коммуникативную деятельность детей.
4. Ограничьте до минимума игру детей на компьютере и просмотр мультфильмов. Мультфильмы должны быть понятными, нравственнополезными и психологически-безопасными.
5. Больше гуляйте с детьми, наблюдайте, изучайте окружающий мир.
6. Способствуйте общению ребенка со сверстниками.
7. Помните, что жизнь вашего ребенка во многом зависит от вас. Удачи вам, уважаемые родители!
Список использованной литературы:
Кравцова Е., Кравцов Г. Психологические основы стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г Зубова, Л. А. Ермакова, Е. А. Кулакова; Под ред. Е. П. Арнаутовой. М. : ТЦ Сфера, с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект // Дошкольное воспитание Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.