Ольга Косаревская
Психологическая готовность детей к школе
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Каждый семилетка приходит в первый класс с надеждой, что в школе он будет отличником, появятся новые друзья, учительница будет добрая и красивая. Но вот проходит недели 3и ребёнок в школу собирается утром без особой охоты. В школу уходит грустный, а порой и со слезами и приходит из школы не в лучшем расположении своего настроения. Что школа не оправдала надежды ребёнка? Потому что дети представляют себе школу, как что-то очень интересное и рассчитывают на положительные перемены в их жизни. Не каждый ребёнок знает, что школьная жизнь- это прежде всего труд. Понятно что ребёнок, ожидающий, что школа –это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что не всегда может нравится, а именно прилагать старание, усилие в таком сложном и нелегком труде.
Публикация «Психологическая готовность детей к школе» размещена в разделах
Психологическая готовность ребёнка к школе не относится к умению ребёнка писать, считать или читать. Чаще всего на подготовительных курсах к школе программа ведётся на базе обучения в первом классе. И тем самым дети с более высоким уровнем развития, обучаемы быстрее многих сверстников и повторение материала в первом классе для кого то облегчает усвоение программы, а у кого то из детей пропадает интерес к учёбе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «»зону ближайшего развития ребёнка», которая определяется тем, чего ребёнок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда, как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. При этом обучение только тогда приносит свои плоды, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребёнка. Если же уровень психического развития такой, что «зона ближайшего развития» ниже той которая требуется для освоения учебной программы в школе, он считается психологически не готовым к школьному обучению, поскольку в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в группу отстающих учеников.
Психологическая готовность к школе – комплексный показатель, позволяющий оценить успешность или не успешность обучения первоклассника. И включает в себя определённые параметры психического развития это :- наличие учебной мотивации;
- уровень поведения позволяющий ученику выполнять требования учителя;
- интеллектуальное развитие (подразумевающий владение ребёнком операциями обобщения);
- Фонематический слух, а так же фонематическое восприятие, анализ и синтез.
Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умения трудиться.
Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое поведение осуществляемое в соответствии с определенной целью, в определенной ситуации.
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется определенным образом:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них что- то общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними. От процесса обобщения зависит обучаемость ребёнка. Она включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы (решение задачи, второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные. Второй этап невозможен без умения обобщать. В основном к моменту поступления в школу ребёнок владеет эмпирическим, т. е основанным на опыте, обобщением. Это значит,что сравнивая предметы он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Обобщение развивается в процессе познания ребёнком свойств различных предметов, нужно дать ребёнку возможность обследовать окружающий мир. Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото, также составление рассказов по сюжетным картинкам, пересказ прочитанного текста. При этом существенно расширяется кругозор и представление о мире.
Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звук в слове, уметь производить звуковой анализ слова.
Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника.
Если ребёнок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, работает по образцу и правилу, обладает хорошей обучаемостью, в школе у такого первоклассника не должно быть проблем.