МААМ-картинки

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Тамара Гурник
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Ваши дети стоят на пороге нового жизненного этапа - обучения в школе. Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка успешным и счастливым. И каждый родитель может ему в этом помочь. Достаточно грамотно подготовить его к школе, опираясь на полученные учеными-психологами данные о психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Публикация «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» размещена в разделах

Прежде всего, нужно сказать, что готовность к школьному обучению – это понятие не педагогическое, а психологическое, даже психофизиологическое. Говоря научным языком, готовность заключается в созревании у ребенка некоторых функций психики. Можно провести аналогию с моментом, когда ребенок начинает ходить. Чтобы он был готов сделать первый шаг, необходим достаточный уровень развития мышц ног, спины, уровня координации движений. Родители, конечно, могут влиять на эти функции с помощью специальных упражнений, но очень слабо, все же человеческое развитие идет по своим законам. Это же касается и готовности к школе, с той лишь разницей, что эта готовность – более сложное образование, состоящее из нескольких компонентов.

По сути, психологическая готовность к школе во многом предопределяет будущую успешность. Школьные психологи знают, что если ребенка приняли в школу, несмотря на его неготовность, например, по настоянию родителей, то у него с большой вероятностью к концу первого полугодия будет признана так называемая «школьная дезадаптация».Так что диагностика готовности ребенка к школе, безусловно, важна. Но не для того, чтобы поступить в нужную школу, а для того, чтобы понять, нужно ли это вашему ребенку, готов ли он сесть за парту.

Психологическая готовность включает в себя :

личностную готовность;

интеллектуальную готовность;

мотивационную.

Личностная готовность включает в себя :

Произвольность: умение регулировать свои действия и своё поведение, умение воспринимать учебную задачу. Примерно к семи годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. А вы пробовали заставить ребенка посидеть спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых, а ему хочется с вами поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или слезы? Конечно нет, и он не виноват. Просто в дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой и легко запомнить стихотворение, но только если его эмоционально зацепило занятие, то есть делает он это непроизвольно.

Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке!

Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.

На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие самые разные трудности. Предупредите ребенка о возможных трудностях и расскажите, как можно вести себя в проблемных ситуациях.

Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Зачастую развитию заниженной самооценки способствуют, к сожалению, сами родители. Порицание за неудачу и равнодушие при успехе. Родители сравнивают достижения своего ребёнка с достижениями других детей. Зависимость успеха и неуспеха от прилагаемых усилий в расчёт не берётся. Помощь от родителей поступает не в форме совета, а в виде приказа, навязывания своего мнения. Родители принуждают ребёнка работать на "оценку" и всё больше провоцируют страхи, неуверенность, тревогу. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Интеллектуальная готовность.

Наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи. Очень полезно учить ребёнка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: ". потому, что. "; ". если., то. "; "., поэтому. ". Учите ребёнка задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать "подумай".

Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребёнка это пересказ. После чтения задайте ребёнку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребё нок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед, за, спереди от., сзади от., ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к., дальше всего от. и т. д.

Моторика руки. Как можно больше и чаще предлагайте ребёнку лепить, рисовать, вырезать, конструировать. При этом не только готовится рука вашего ребёнка к овладению письмом, но и развитие речи.

Мотивационная готовность.

Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.

Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.

Как правило, компоненты готовности к школе возникают естественным путём при нормальном развитии ребёнка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).

Чтение также должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребёнка.

Электронные игрушки, компьютерные игры не многофункциональны, они не оказывают достаточного влияния на развитие интеллекта.

Психика ребёнка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению.

Важен не объём знаний ребёнка, а их качество. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

Чем больше ребёнок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в неё включиться.

Так же не требуйте от ребенка отличных успехов. Он должен знать, что Вы любите его не зависимо от его школьной успешности, а в случае неудачи Вы будете на его стороне, поддержите его и поможете преодолеть трудность.

Ведь Вы действительно любите его не за «пятерки», и строго следите за его обучением из этой же любви. И эта логика для Вас очевидна, а ребенку надо это слышать, снова и снова.

И напоследок, не забудьте, что успешный школьник – здоровый школьник. На самом деле, поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по возможности, заниматься спортом.

Так же не требуйте от ребенка отличных успехов. Он должен знать, что Вы любите его не зависимо от его школьной успешности, а в случае неудачи Вы будете на его стороне, поддержите его и поможете преодолеть трудность.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Готовность детей к школьному обучению» Давайте еще раз обговорим, что действительно должны знать родители об интеллектуальной готовности ребенка к школе, и что должен знать ребенок,.

Психологическая готовность к обучению в школе Подготовила: педагог-психолог ГБДОУ №29 «Сказка» г. Грозный Салумханова А. С. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка.

Консультация «Готовность к школьному обучению» Готовность к школьному обучению Начало школьного обучения - важный и закономерный этап в жизни каждого ребенка. Поступление в школу и начальный.

Консультация для родителей «Цветы нашей жизни. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»Консультация для родителей «Цветы нашей жизни. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» 1. Вступительное слово педагога Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена психологической готовности ребенка к школьному.

Консультация для родителей «Готовность к школьному обучению» Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного.

Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста. Оглавление 1. Понятие психологической готовности в трудах психологов.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе Шиф И. А., психолог ГБУ ЦСПСиД «Гелиос» Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Начало школьного обучения – естественный этап.

Психологические и физические особенности ребенка 6–7 лет. Готовность к школьному обучению Переход ребенка из детского сада в школу, интересный и сложный период. Ребенок существенно изменяет социальную сторону своего развития,.

«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению». Конспект родительского собрания Филиал №2 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский.

Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность к школьному обучению» Цели собрания: педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 18:34
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Гурник (УИ 2020460) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД