Яшутина Анжелика Сергеевна
Психологическая готовность младших школьников к школе
▼ Скачать
Психологическую готовность ребенка к обучению в школе сегодня принято рассматривать как комплексную характеристику ребенка, в соответствии с которой раскрываются уровни развития психологических качеств, выступающих основными предпосылками для нормальной адаптации в новой социальной среду и для формирования учебной деятельности. Есть и другие определения этому понятию, так, в психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» представлено как множество морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, благодаря которым достигается успешный переход к постоянному, организованному школьному обучению.
Публикация «Психологическая готовность младших школьников к школе» размещена в разделах
Д. Б. Эльконин утверждает, что готовность ребенка к обучению в школе представляет собой «вращивание» социального правила, особой системы социальных взаимоотношений между ребенком и взрослым [1].
Более глубокую трактовку понятию «готовность к школе» предложил 3. Алиджанов Э. К., под ней он понимал определенную систему знаний и умений, которая должна включать все остальные элементы, при этом уровень их развития может отличаться [3]. Элементами этого набора, главным образом, являются мотивация, личностная готовность, состоящая из «внутренней позиции ученика», интеллектуальной и волевой готовности.
Сегодня готовность к школе рассматривают, главным образом, как уровень подготовленности к школьному обучению и учебной деятельности. Такой подход вызван особыми взглядами на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности.
Сейчас общепризнанным является факт того, что готовность к обучению в школе является многокомпонентным образованием, которое требует проведения комплексных психологических исследований.
Существует три стороны школьной зрелости : интеллектуальная, эмоциональная и социальная.
Интеллектуальная готовность к обучению в школе непосредственно связана с развитием мышления. От решения задач, которые предполагают установление определенных связей между предметами и явлениями, при помощи внешних ориентировочных действий, ребенок начинает осуществлять в уме элементарные мыслительные действия, используя при этом образы. Иначе говоря, на основании наглядно-действенной формы мышления начинает формироваться наглядно-образная форма мышления [4].
Личностная готовность к обучению в школе предполагает определенное отношение ребенка к самому себе. Успехи в учебе должны сопровождаться адекватным отношение ребенка к своим способностям, умениям, результатам обучения, поведению, т. е. соответствующим уровнем развития самосознания.
Уровень личностной готовности ребенка к обучению школе можно увидеть по его поведению на групповых занятиях в детском саду и во время беседы с психологом.
К концу дошкольного периода ребёнок уже является настоящей личностью. Он понимает свою половую принадлежность, знает себе место в пространстве и времени. Он разбирается в семейно-родственных отношениях и умеет строить адекватные отношения со взрослыми и ровесниками. У такого ребёнка достаточно развита рефлексия. Одним из главных достижений в развитии личности ребёнка является преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». Особо важную роль играет мотивационная готовность к обучению в школе.
Следовательно, школьная готовность – это комплексное явление, в состав которого входит интеллектуальная, личностная, волевая готовность. Для эффективного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым к нему требованиям.
Список использованных источников
1. Агаркова Н. Г. Теоретико-методические основы подготовки дошкольников к систематическому обучению русскому языку в школе // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. - Т. 23, № -4. - С. 63-65.
2. Авсеенко Н. В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе // Начальная шк. плюс до и после. — 2017. — № 8. — С. 1-5 ;
3. Алиджанов Э. К. Использование современных методов педагогической диагностики в учебном процессе // Образование как фактор развития личности : сб. ст. / под ред. Н. В. Смирновой. - Оренбург, 2012г.
4. Братцева С. А. Адаптационная школа для будущих первоклассников / С. А. Братцева, Е. И. Максимова // Там же. — 2017. — № 4. — С. 41-44 ;
5. Волков Б. С. Готовим ребенка к школе / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – 4-е изд. перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2018. – 192 с. ;
6. Вахитова Г. Х. Роль игры на этапе предшкольного образования // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества : сб. науч. -метод. материалов междунар. науч. -образовательного форума СВФУ. - 2018. - С. 169-174 ;
7. Гребенникова О. В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников // Психол. исслед. – 2017. - №1(3) ;
8. Гончарова И. И. Психологическое сопровождение образовательного процесса на этапе введения стандартов нового поколения в начальной школе : [образовательная система "Школа 2100"] // Упр. качеством образования : теория и практика эффективного администрирования. — 2018. — № 2. — С. 42-45.