Елена Кулинич
Психогимнастика как метод коррекции тревожности в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы вырос процент дошкольников, испытывающих тревожность и страхи. Появлению тревожности у ребё нка могут способствовать разные факторы:
• Тревожность родителей;
характерологические особенности;
• нарушение системы детско-родительских отношений: неудовлетворённая потребность и условность материнской любви;
• неспособность общаться, влиться в детский коллектив, редкое посещение детского сада;
• воспитание по типу гиперопеки: отодвигание процесса формирования самостоятельности, на одного ребёнка приходится много родственников;
Публикация «Психогимнастика как метод коррекции тревожности в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
• переутомление из-за чрезмерной нагрузки: посещение нескольких кружков;
• завышенные родительские требования: родители имеют большие ожидания в отношении успехов ребёнка в разных сферах;
• авторитарный стиль воспитания: родители накладывают много запретов и ограничений.
Данные факторы привели к поиску эффективных методов психокоррекции тревожности в дошкольном учреждении. В психокоррекционной работе одним из таких методов считаю психогимнастику. М. И. Чистякова даёт такое определение «психогимнастика» это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка : познавательной, эмоционально-личностной сферы.
Детей с высоким уровнем тревожности отличают такие особенности как: недостаточно сформированные коммуникативные навыки, психофизическое напряжение, недостаточное сформированность социально-нравственных представлений, ориентиров, неумение выходить из конфликтных ситуаций, бедность эмоциональных проявлений, замкнутость.
В основу своей психокоррекционной работы взяла курс психогимнастики Алябьевой Е. А. «Психогимнастика в детском саду». Данный курс направлен на:
- формирование умения определять эмоциональные состояния, выражать их, умение нивелировать негативные состояния;
- формирование социальных черт характера для адаптации к обществу через моделирование жизненных ситуаций;
- снятие психофизического напряжения через обучение релаксационным упражнениям;
Данные занятия показаны как для детей с неврозами, задержками психического развития, тревожностью, пониженным фоном настроения, с негативными личностными проявлениями.
Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, продолжительностью по 25-30 минут. Количество детей не должно превышать 10. Занятия строятся по схеме и состоят из 4 фаз.
1. Мимические и пантомимические этюды.
2. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
3. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или группу в целом.
4. Психомышечная тренировка.
Свои занятия дополняла слайдовой презентацией, музыкой в соответствии с темой занятия для лучшей визуализации и вхождения в занятие.
Дети отбирались по результатам диагностического обследования по методике «Тест тревожности» Р. Тэммпл, В. Амен. Тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребёнка» - опросник для родителей.
Я предположила, что своевременная коррекционная работа, способствует снижению уровня тревожности и формированию адекватного поведения.
Проведённый курс психогимнастики из 20 занятий доказал высокую эффективность. У обучающихся повысился уровень коммуникативной компетентности, умеют гибко реагировать в различных жизненных ситуациях, обогатился эмоциональный интеллект, раскрылся личностный потенциал во взаимодействии со сверстниками, снизилось количество проявлений страхов, удалось нивелировать негативные личностные проявления.
Считаю, что метод психогимнастики является эффективным средством коррекции тревожности и страхов у дошкольников.