Лучший педагог года

Психофизические особенности и особые образовательные потребности слабовидящих детей

Оксана Маликова
Психофизические особенности и особые образовательные потребности слабовидящих детей

Сложности, которые существуют при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, обуславливают необходимость скоординированной работы всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения. От деятельности педагогического коллектива напрямую зависит дальнейшая судьба ребенка, ведь именно они определяют, сможет ли ребенок жить полноценной жизнью или обречен стать изгоем в обществе.

Публикация «Психофизические особенности и особые образовательные потребности слабовидящих детей» размещена в разделах

Успешность реализации инклюзивного и специального обучения во многом определяется качеством адаптации стандартных учебных программ под нужды конкретного ребенка. И здесь уже ключевую роль играет педагог, который должен отказаться от традиционного подхода к обучению и сконцентрировать свое внимание не столько на когнитивном компоненте, сколько на оказании коррекционно-реабилитационной помощи, а также обеспечении социальной направленности образовательного процесса.

В первую очередь воспитателю необходимо оградить ребенка от негативных социальных взаимодействий, неудовлетворенности своими успехами. Необходимо понимать, что для ребенка с ОВЗ первостепенное значение имеет социализация и приобретение определенных социокультурных качеств, соответственно, его нахождение в группе с другими детьми, прежде всего, направлено на адаптацию ребенка в микросоциуме, социально-психологическую коррекцию и социальную реабилитацию.

Основные принципы, методы и формы современного интегрированного обучения разрабатываются с учетом того, что к детям с особенностями применяется аналогичный подход, что и к здоровым обучающимся. Ключевое отличие заключается в том, что ребенку с ОВЗ, прежде всего, требуется помощь в обучении и обеспечение коррекционной поддержки.

Педагогам необходимо уметь чувствовать психофизические ресурсы обучающегося с определенной патологией (нарушения моторики, речи, зрения, слуха и т. д.) и при этом педагог в ребенке с ОВЗ должен, прежде всего, видеть личность. И для того чтобы обеспечить успешную интеграцию ученика с особенностями в социум, педагог должен создать оптимальные условия для реализации возможностей для каждого ребенка и при этом не допустить формирование личности с комплексом неудачника. Чтобы включить дошкольников с особенностями здоровья в образовательный процесс дошкольного учреждения, важно знать об их психофизических особенностях и образовательных потребностях.

Категории слабовидящих детей и причины проблем со зрением

Для обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации слабовидящих детей нужно понимать особенности их зрительных функций.

Абилитация – это процесс, при котором у человека первоначально формируются способности к чему-либо. Чаще термин применяют к детям раннего возраста с отклонениями в развитии.

Реабилитация – это термин, противоположный абилитации. Он означает возвращение какой-либо способности, которую человек утратил в результате болезни, травмы.

Степень проблем со зрением определяют по уровню снижения остроты зрения. Острота зрения – это способность глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. Нормальная острота зрения равна единице (1,0 или 100%). При ней человек различает буквы и знаки десятой строки из специальной таблицы на расстоянии 5 м.

Когда ребенок не видит знаки и буквы десятой строки, но различает девятую строку, острота его зрения отклоняется от нормы на 0,1 (1,0 – 0,1). Значит, зрение такого ребенка составляет 0,9 или 90%. Аналогично и с последующими строками таблицы. Так, человек, способный различить наиболее крупные знаки первой строки сверху, имеет остроту зрения 0,1 или 10%, второй строки – 0,2 или 20% и т. д.

Детей в зависимости от остроты зрения можно разделить на следующие категории:

Слабовидящие дети. Это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением (пограничным зрением между слабовидением и нормой). Это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Слабовидящий ребенок воспринимает информацию об окружающем мире в первую очередь через глаза. Он использует зрение и в учебном процессе – читает и пишет. Слепой ребенок не способен воспринимать мир с помощью зрения.

Причинами появления проблем со зрением могут быть как органические, так функциональные поражения зрительного анализатора. Слепые и слабовидящие дети страдают только органическими или органическими и функциональными нарушениями. Их зрение либо можно улучшить незначительно, либо улучшить невозможно. Если у ребенка только функциональные нарушения зрения, то чаще всего проблему можно решить путем лечения. Зрение таких детей, особенно в период лечения, обычно считают пониженным. Большую часть детей с функциональными нарушениями составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Амблиопия (или «ленивый глаз») – это нарушение зрения, при котором один из двух глаз минимально задействован в зрительном процессе. Глаза видят разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объемную.

Косоглазие – это отклонение, при котором человек не может сфокусироваться обоими глазами на объекте зрения. То есть не может направить оба глаза на одну и ту же точку в пространстве.

Хотелось бы отметить, что среди примерных адаптированных образовательных программ на сайте fgosreestr.ru есть программа дошкольного образования для детей с амблиопией и косоглазием. Ее можно взять за основу адаптированной программы, которая должна быть разработана для каждого конкретного ребенка.

Особенности слабовидящих детей

Низкая общая и зрительная работоспособность.

Нарушения взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, точности движения, координации.

Замедленные действия. В целом их успешность зависит от состояния зрения.

Слабовидящие дети обычно несамостоятельны, безынициативны, склонны к иждивенчеству.

Слабовидящие дети имеют сложности со зрительным контролем, им трудно выполнять задания, требующие согласованного движения глаз, многократного передвижения взора.

Таким детям свойственны низкая двигательная активность, нарушения координации движений, сложности в сочетании движений глаз, головы и рук.

Слабовидящим детям сложно выполнять задания, требующие зрительно-моторной координации.

У них наблюдается недостаток чувственного опыта из-за слабо развитого зрительного восприятия.

Своеобразное речевое развитие характеризуется недостаточным запасом слов, которые обозначают предметы и пространственные отношения.

У таких детей наблюдается задержка развития многих видов деятельности, поскольку и сложно освоить, имея слабое зрение.

Такие дети могут быть менее выносливыми, поскольку нарушения в работе зрительного аппарата могут сочетаться с другими соматическими заболеваниями.

Слабовидящим детям не удается осуществлять контроль над качеством выполнения собственных действий.

Слабовидящие дети испытывают трудности в общении с другими людьми из-за нарушения восприятия.

Такие дети обычно демонстрируют низкий уровень развития мотивации, самоконтроля и самооценки.

Кроме того, при слабовидении своеобразно протекают познавательные процессы:

снижается скорость и точность зрительного восприятия;

замедленно формируется зрительный образ;

сокращаются и ослабляются свойства зрительного восприятия (объема, целостности, обобщенности, избирательности и др.);

снижаются полнота образов, широта круга предметов и явлений;

возникают трудности в мыслительном процессе, развитии внимания.

Слабовидящие дети с трудом учатся ориентироваться в пространстве. Им сложно описывать словами свое местонахождение и то, что их окружает. У таких детей низкий уровень развития обзорных возможностей, замедленный темп зрительного анализа.

Особые образовательные потребности слабовидящих детей

У слабовидящих дошкольников есть свои образовательные потребности. О них сказано в примерных адаптированных образовательных программах на сайте fgosreestr.ru.

Повышение возможностей организма в условиях ОВЗ. Взрослым необходимо поддерживать и охранять здоровье ребенка, развивать его чувства в условиях слабовидения. Важно повышать психоэмоциональный тонус, бодрость, эмоциональное благополучие дошкольника.

Сенсорное развитие, обогащение чувственного опыта. Важно развивайте у ребенка навыки зрительной и сенсорно-перцептивной деятельности. Сенсорно-перцептивная деятельность – это ощущение, восприятие, представление и воображение. То есть те психические процессы, которые помогают ребенку познавать окружающий мир. Специалисты и родители должны помогать ребенку в формировании осмысленных зрительных образов картины мира.

Оптическая коррекция и современные тифлотехнические средства. Оптическая коррекция максимально повышает возможности нарушенного зрения. Тифлотехнические средства улучшают качество материала, который визуально воспринимает ребенок. К таким средствам можно отнести оборудование, которое помогает слабовидящим детям усваивать информацию. В частности, это магнитофоны, диктофоны, специальные письменные приборы, пишущая машинка со шрифтом Брайля.

Развитие ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей роли зрения в жизнедеятельности. Специалисты должны развивать сенсорные системы ребенка, которые нормально функционируют, устную и письменную речь. Необходимо повышать роль памяти, мышления, воображения. Это поможет ребенку осмысленно формировать картину мира.

Позитивный опыт, навыки общения. Взрослым необходимо включать ребенка в детский коллектив, учить общаться с взрослыми. Стоит помочь слабовидящим детям преодолевать барьеры общения. Из-за проблем со зрением они часто застенчивы и не знают, как вести себя с окружающими. Им сложно овладеть коммуникативными навыками.

Понимание со стороны взрослых. Стоит рассказать воспитателям и педагогам о трудностях, с которыми слабовидящие дети сталкиваются в повседневной жизни и в процессе обучения. Взаимодействие со слабовидящими дошкольниками надо строить с учетом этих трудностей.

Развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Очень важно включать слабовидящего ребенка в разные виды деятельности, которыми занимаются его сверстники.

Расширение опыта. Необходимо помогать слабовидящему ребенку осваивать взаимодействие с миром предметов, формировать адекватные образы и предметные связи (родовые, причинные, структурные, пространственные, логические).

Развитие объема движений. Специалисты должны стараться повышать двигательную активность дошкольника. Важно, чтобы ребенок уверенно и безбоязненно передвигался в пространстве, научился самостоятельно преодолевать препятствия. Если нужно, можно корректировать навыки ходьбы дошкольника, формировать правильные движения, стремится, чтобы они стали скоординированными и плавными. Стоит учесть, что слабовидящий ребенок не видит, как двигаются его сверстники, и не может перенимать их навыки. Поэтому необходимо развивать зрительно-моторную координацию в системах «глаз – рука», «глаз – нога». Система «глаз – рука» – это способность одновременно использовать глаза и руки при выполнении действий. Например, смотреть и писать (рисовать). Система «глаз – нога» – это способность одновременно использовать глаза и ноги при выполнении действий. Например, смотреть и идти.

Развитие предметно-практической деятельности (игровой, продуктивной, познавательной, трудовой, двигательной с предметами). Педагоги и родители должны обучать слабовидящих детей отдельным действиям и способам захвата предметов. Развивать зрительно-моторную координацию, осязание как средство компенсации зрительных трудностей. Повышать роль зрения в практических действиях, насколько это возможно.

Особая предметно-пространственная организация пространства. Слабовидящий ребенок вправе находиться в доступной и безбарьерной образовательной среде. Пространство ДОО должно быть организовано так, чтобы дошкольник мог безопасно передвигаться, избежал возможных травм.

Поддержка и развитие активности, самостоятельности. Стоит давать детям возможность проявить инициативу в процессе обучения. Но нужно учитывать возрастные особенности и ограничения по здоровью, в том числе степень слабовидения. Специалисты должны развивать в детях познавательный интерес, любознательность.

Коррекционно-педагогическое сопровождение. Необходимо привлекать специалистов, которые скорректируют зрительное восприятие слабовидящих детей. Задача – развить у дошкольников адекватные зрительные образы окружающего мира, зафиксировать их в памяти (предметные, пространственные, сенсорные, социальные образы). Также специалист поможет слабовидящему ребенку освоить способы чувственного познания и взаимодействия с окружающим миром. Научит ориентироваться в пространстве.

Расширение знаний. Необходимо также повышайте знания ребенка, развивать его практический опыт взаимодействия с другими людьми и предметами.

Рекомендации для педагогов по работе со слабовидящими детьми.

Ознакомьтесь с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Если из заключения следует, что дошкольник должен постоянно носить очки, следите, чтобы ребенок выполнял эти требования.

Не стойте в помещении против света, на фоне окна. В одежде используйте яркие цвета, которые ребенку со зрительными нарушениями проще воспринимать.

Так как темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, давайте больше времени для выполнения заданий.

Развивайте у ребенка навыки рисования по трафарету, штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги). Также важно развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Чередуйте виды деятельности, проводите с детьми упражнения, которые снимают утомление глаз (зрительная гимнастика).

Говорите медленно. Ставьте вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы слабовидящие дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте 1–2 минуты на обдумывание.

На занятиях создавайте детям условия, чтобы им было проще зрительно воспринимать объекты, различные цвета, формы и т. п.

Обратите внимание на наглядные и раздаточные материалы. Они должны быть крупными, яркими, четкими по контуру и силуэту. Наглядные предметы должны соответствовать естественным размерам: машина должна быть меньше дома, помидор – меньше кочана капусты и т. п.

Размещайте объекты для восприятия так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Во время демонстрации объектов сопровождайте их словесным описанием.

При знакомстве с предметами снижайте темп занятия. Слабовидящим дошкольникам нужно больше времени для зрительного восприятия, осмысления и запоминания, чем детям с нормальным зрением.

При анализе детских работ не располагайте в одном месте все работы одновременно. Чтобы улучшить восприятие, показывайте их с учетом возраста детей. Например, детям младшего дошкольного возраста по 2–3 объекта, старшего дошкольного – по 4–5 объектов.

Чаще используйте указку с ярким наконечником, чтобы слабовидящим детям было проще воспринимать объекты. Применяйте на занятиях дополнительные наглядные материалы: контур, силуэт, игрушки, индивидуальные картинки с крупным рисунком для детей с низкой остротой зрения.

На индивидуальных занятиях учите слабовидящих детей последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.

Транслируйте материалы слабовидящим детям как минимум в два раза дольше, чем дошкольникам с нормальным зрением.

Иногда вы даете детям задания, которые связаны с осязательным обследованием. Увеличивайте время на их выполнение как минимум в два раза по сравнению с заданиями на основе зрения.

Когда дети выполняют графические задания, оценивайте не точность и качество, а то, насколько ребенок правильно выполнил задание. У слабовидящих детей зачастую есть трудности с координацией движений. Им тяжело рисовать, конструировать, лепить из теста или пластилина.

Давайте слабовидящему ребенку возможность подходить и рассматривать материал, который объясняете и показываете.

Все тексты и картинки ребенку нужно увеличивать. Поможет в этом специальная лупа.

Когда дети отвечают, называйте каждого по имени, чтобы ребенок с нарушением зрения мог понять, кто сейчас говорит.

Публикации по теме:

Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампанииФормирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампании Цель: Организовать во время летней оздоровительной компании укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Развивать навыки направленной.

Мастер-класс по изготовлению панно «Цветы» из сливовых косточек с учащимися 8 класса школы-интерната для слабовидящих детейМастер-класс по изготовлению панно «Цветы» из сливовых косточек с учащимися 8 класса школы-интерната для слабовидящих детей Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу вам представить фотоотчёт по изготовлению панно "Цветы" из сливовых косточек. Идею подсмотрела,.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Конспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детейКонспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детей Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цель: воспитать уважительное отношение к своей семье; пробудить у детей желание к ведению.

Образовательные терренкуры на территории ДОУОбразовательные терренкуры на территории ДОУ Созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада уделяется сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психофизические особенности и особые образовательные потребности слабовидящих детей
Опубликовано: 8 июля 2024 в 18:32
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психофизические особенности и особые образовательные потребности слабовидящих детей» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Маликова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД