Дубровина Юлия
Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Игры, развивающие познавательную активность ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение родительского собрания в первой младшей группе
Тема: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка
младшего дошкольного возраста»
Цель: Формирование представлений родителей о развитии познавательных процессов детей 2-3 лет.
Задачи:
1. Расширение знаний родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 2-3 лет.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей.
3. Показ на практике примерных заданий для развития познавательных процессов детей 2-3 лет.
Место проведения: музыкальный зал
Предварительная работа:
1. Изготовление развивающих пособий и дидактических игр.
2. Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
3. Подготовка слайдовой презентации «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста»
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем очередном родительском собрании, которое посвящено теме: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста».
–Что же такое познавательная активность? Как вы думаете?
Ответы родителей : желание ребенка узнать, что – то новое.
Что делают дети, когда хотят узнать, что – то новое?
Правильно, дети, задавая вопросы, проявляют любопытство, интерес, выражая тем самым любознательность.
Как вы считаете, надо ли развивать познавательную активность у детей?
Ответы родителей : да
Для чего?
2 слайд. Познавательная активность нужна для более успешного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Если у ребенка будет развита познавательная активность, то активно будет развиваться речь.
3 слайд. Если у ребенка развита речевая и познавательная активность, то он в дальнейшем на занятиях:
• Внимательно слушает собеседника, дополняет ответы, замечает неточности.
• Постоянно отвечает
• Стремится узнать что – то новое
• Прислушивается к указаниям, замечаниям взрослого по поводу содержания и форм речевого высказывания.
• Стремится заинтересовать слушателей (говорит спокойно, интонационно, выразительно).
4 слайд. В повседневной жизни речевая и познавательная активность проявляется в том, что
• Ребёнок может поддержать разговор со взрослым
• Пересказывает сказки, любит рассматривать картинки.
• Проявляет желание выступать на утренниках, спектаклях.
• Проявляет любознательность ко всему, что его окружает.
Всё это способствует в дальнейшем успешной учёбе в школе.
5 слайд. Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни.
Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
6 слайд. Особенности развития детей 2-3 лет :
Работать с детьми 2-3 лет сложно, но очень интересно.
В два-три года стремительно развивается познавательная активность. Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все.
Интенсивно развиваются
Ощущение, Восприятие, Внимание, Память, мышление
С ощущением ребенок уже рождается – это первая форма познания окружающей действительности.
С ощущений начинается развитие человека.
Различают пять основных видов ощущений:
1. Вкусовые
2. Тактильные
3. Обонятельные
4. Зрительные
5. Слуховые
7 слайд. В психических процессах ведущая роль отводится восприятию.
Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.
8 слайд. Внимание – это один из сложных познавательных процессов.
Если нет внимания, то все напрасно. Концентрация внимания в раннем возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок увлекается.
9 слайд. Особенности развития внимания у детей раннего возраста:
В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.
Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания.
10 слайд. Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни –становятся годами первых детских воспоминаний.
11 слайд. Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. т. е ребенку нужно предмет потрогать, понюхать, рассмотреть. Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей раннего возраста новыми впечатлениями,
Учитывая все возрастные особенности детей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности.
Интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.
12 слайд. Поэтому одной из форм развивающего воспитания и обучения являются развивающие игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают.
В процессе работы мы используем разнообразные развивающие игры. Некоторые из них сделаны своими руками. Часть игр представлены на слайдах.
13,14,15,16,17
Вот небольшой перечень игр и упражнений для развития познавательной активности детей.
Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Пазлы – красочные картинки развивают внимание, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Шнуровки – они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.
Игры с пуговицами, бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.
Игра с крупой - перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.
Подбери по форме, цвету – Игра, которая поможет малышам закрепить знания о форме и цвете предметов, а также развить зрительное восприятие и произвольное внимание, логическое и наглядно-образное мышление.
«Узнай, что в мешочке?» - Игра развивает мелкую моторику и мышление; закрепляет активный словарь малыша и развивает воображение.
Геометрические вкладыши, матрешки – игры, для развития мелкой моторики, усовершенствования координации движений, знакомства с основными геометрическими фигурами и понятиями «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник».
Игра с прищепками – Прикрепляем к шаблонам недостающие детали – к солнцу лучики, к моркови ботву, к ежу иголки. Игра направлена на развитие у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
В основном ребенку даются простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Немало внимания уделяется сюжетно ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра является средством воспитания ребенка и средством его психологической реабилитации. Ведь можно проиграть проблемную ситуацию и найти ее решение в процессе игры.
Мы играем в Дочки-матери, Шоферы, Больница.
18 слайд. И если вы думаете, что ребёнок в детском саду только кушает, спит, играет, то вы очень ошибаетесь – дети кроме этого, в течение дня заняты сложной деятельностью – они постоянно чему-то обучаются, узнают что-то новое, учатся быть трудолюбивыми, дисциплинированными, и так как это всё проходит в виде игры, для детей этот процесс проходит безболезненно и незаметно. Слайды 19,20,21,22,23,24,25
26 слайд. Итак, организуя среду и создавая условия в детском саду, дома, для развития детей, а именно, игры и упражнения, пальчиковые разминки, направленные на развитие сенсомоторики, проводимые в системе с самого раннего возраста, развивают детей всесторонне, стимулируют скорейшее развитие речи, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.
Развитие ребенка – это задача общества, но только совместная работа воспитателей и родителей дают наиболее благоприятные условия для развития полноценного и счастливого человека для общества.
К концу учебного года мы видим значительные результаты нашей работы – дети успешно прошли адаптацию, многому научились.