Галина Грачёва
Проведение развлечений и влияние их на воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание неотделимо от воспитания эстетического. Ведь в силу психологической особенности детского возраста всякое художественное воздействие на ребёнка оказывается самым сильным и впечатляющим. Умение воспринимать произведения искусства так, чтобы обогащаться ими, через их посредство понимать жизнь и определять своё отношение к её явлениям приобретается уже в детском саду: на занятиях, в повседневной жизни, во время праздников и развлечений.
Публикация «Проведение развлечений и влияние их на воспитание детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Развлечения объединяют различные виды искусства: музыкальное, литературно-художественное, изобразительное. Краткость формы развлечений, комплексное воздействие разных видов искусства, доступность и занимательность производят на детей наиболее сильное впечатление и позволяют решать эффективно воспитательные задачи.
Спектакль кукольного театра, литературно-музыкальная композиция, драматизация сказки, небольшая сценка, разыгранная взрослыми или детьми, побуждают детей к размышлению, расширяют их кругозор. Трепет «сопереживания» охватывает малышей. Художественный образ, если он метко, правдиво и глубоко отражает жизненный характер, становится настолько близким и реальным для детей, что по нему они проверяют свои поступки. Ребята воспроизводят в играх, рисунках, самоделках полюбившихся героев. Это делает развлечения эффективным средством нравственного воспитания.
Развлечения проводятся еженедельно и это позволяет систематически и целенаправленно осуществлять процесс воспитания.
Кукольный театр в детском саду - любимейший вид развлечений. Он захватывает дошкольников своей простотой, яркостью, динамикой. Условность, к которой дети привыкли в своих играх, помогает им не замечать далеко не совершенные жесты кукол и пр. Дети подражают тем героям кукольного театра, которые им больше всех нравятся. Поэтому мы стараемся показать спектакли, в которых раскрываются яркие примеры дружбы, взаимопомощи / «Репка», «Теремок» /, правдивости / «Петрушка-помощник»/, доброты / «Добрый медвежонок»/, отзывчивости / «Заинька простудился»/, трудолюбия / «Колосок»/.
Во время кукольного спектакля дети не просто зрители, они активные участники: с радостью выполняют поручения кукол, предупреждают их об опасности, помогают своим героям справиться с поставленными задачами: найти дорогу домой, решить, как поступить. Ребёнок как бы полностью перевоплощается в полюбившегося героя, оттого и желает всей душой победы добра над злом.
Однако можно заметить, что не только положительные герои оказывают сильное воспитательное воздействие на детей. Ирину и Соню помогла отучить от капризов пьеса кукольного театра «Капризка». Созданный воспитателем-кукловодом яркий сценический образ, выразительная музыка В. Герчик, активное участие самих детей в спектакле /они выгоняли Капризку, пели вместе с героями пьесы/ оказали сильное воспитательное воздействие на детей. Теперь только при одном напоминании: «Кажется, к нам в дверь залетел Капризка», - дети в корне меняли поведение. Оказалось, что ссылка на отрицательный пример воспринимается детьми иногда даже более остро, нежели на положительный.
Велико воспитательное воздействие сказок на детей. Их герои - нравственные эталоны, созданные народной мудростью народов мира. В сказке добро всегда прекрасно, а зло - отвратительно, эмоциональные акценты расставлены именно так, как требует того нравственность. К. И. Чуковский высоко ценил сказку как срeдcтвo нравственного воспитания : «Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей и зверей… А так, как при слушании сказки ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных. вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить в восприимчивой детской душе эту способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которой человек - не человек».
Мы в своей работе стараемся активно применять сказки в нравственном воспитании детей. Дети младших групп участвуют в играх-драматизациях по мотивам русских народных сказок «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка». Чтобы игра-драматизация получилась как небольшой спектакль, делали несложные декорации, привлекая к их изготовлению и самих детей, шили костюмы, подбирали музыку.
При разучивании текста к играм-драматизациям очень важна реакция взрослого: улыбка, одобрительный взгляд, кивок головы - всё это показывает детям, что они действуют правильно, помогает поверить в свои силы, преодолеть робость. В конце каждой репетиции надо подбодрить каждого, показать его достижения, подчеркнуть конкретные нравственные проявления: смело выгонял лису, тщательно тянул репку, радовался вместе со всеми.
Расскажу о работе над сказкой «Три поросёнка». Детей надо было заинтересовать, выяснить взаимосвязь между действующими лицами, раскрыть характерные черты каждого героя, помочь ребё нку понять своего героя: почувствовать себя, когда нужно смелым, храбрым, беззаботным, трусливым, добрым, злым. Мы убедились, что слова нужно заучивать в процессе самой игры, только тогда дети, изображающие Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, должны были выражать неподдельный страх перед волком. Можно ли добиться выразительности, если текст будет разучен отдельно, вне игры, вне связи одного героя с другим? Конечно, нет!
Были поставлены и кукольные спектакли. Причём не только силами взрослых, но и силами детей. Для усиления воспитательного воздействия в кукловоды выбирали детей с ярко выраженными недостатками в поведении: неорганизованных, робких, излишне подвижных. Дети были горды оказанным доверием. С доброй помощью взрослых смогли преодолеть неуверенность и справились с поставленной перед ними задачей. Наблюдая за детьми, мы видели, что опыт дружбы, сотрудничества, следование поставленной цели, постепенно формирует у детей сознание, что только благодаря такому сотрудничеству можно добиться хорошего результата в общей деятельности.
Вовлекая малышей в подготовку представления, необходимо иметь в виду, чтобы они испытывали удовольствие от результатов своей деятельности. Старшим дошкольникам приносит большую paдocть выступление перед малышами. Это создаёт возможность для воспитания у них доброжелательного и заботливого отношения к младшим. Дети старших групп готовят для малышей концерты, показывают драматизации сказок, спектакли кукольного театра. Например, детьми старших групп были показаны малышам драматизации сказки «Три поросёнка», сказка-опера «Огниво», спектакли кукольного театра «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», теневого - «Репка», «Колобок». В результате Настя Белкова, Соня Панкова стали значительно активнее, поверили в свои силы; Егор Кудасов - более организованным, выдержанным, к тому же у него проявились явные творческие способности; Оля Богданова и Егор Пронин научились подчинять свои интересы интересам сверстников. А так как все дети принимали посильное участие в развлечениях для малышей, то общая интересная работа сплотила их, намного улучшила коллективные взаимоотношения между детьми.
В процессе подготовки и проведения развлечений мы прививаем детям элементарные правила поведения: умение внимательно слушать товарища, не перебивать, не смеяться над его неудачами, радоваться всем вместе успехам, терпеливо дожидаться своей очереди выступления. Учим действовать согласованно, добиваться совместной реализации замысла, ответственно относиться к поставленной задаче, уметь друг другу оказывать посильную помощь.
Велико воздействие на нравственные чувства детей и музыкально-литературных концертов, посвящённых творчеству писателей, композиторов. Очень интересным получилось развлечение, основанное на произведениях А. С. Пушкина. Дети сами оформили зал, сделали замечательные иллюстрации к сказкам, стихотворениям. Силами детей поставили сказку «О рыбаке и рыбке». Комплексное воздействие разных видов искусства придало празднику особую творческую атмосферу, углубило эмоциональное впечатление от выступлений детей и взрослых.
Совместно просмотренный спектакль - хороший повод для бесед. Дети с удовольствием делятся впечатлениями, любят, когда у них есть собеседник, который не только внимательно выслушает, но и поможет разобраться в непонятном. Поддерживая разговоры, организуя специальные этические беседы, мы выявляем отношение детей к увиденному. Такие беседы очень полезны, так как помогают детям разобраться в поступках героев.
Значительна роль взрослого в нравственном воспитании детей. Взрослый поясняет ход событий, создаёт определенное настроение, учит правильно реагировать на ошибки детей. И тут важен не только строгий взгляд, сколько личный пример: «Леночка очень старалась. Сегодня у неё не получилось, но в следующий раз она обязательно справится». Доброжелательный тон ведущего, обращение к отдельным детям от лица коллектива - всё это помогает детям переживать успехи и неудачи товарищей как свои собственные.
В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что развлечения являются эффективным средством нравственного воспитания детей при соблюдении следующих условий: взаимосвязь развлечений со всем учебно-воспитательным процессом в детском саду; тщательный отбор репертуара /он должен быть высокохудожественным по форме, доступным и занимательным/; высокий художественный уровень исполнения; доброжелательность и чуткость педагога, показывающего личный пример взаимоотношения со взрослыми и детьми.