Мукаддас Шарифиён
Влияние образовательной среды на воспитание толерантности школьников младших классов
▼ Скачать + Заказать документы
В современной педагогической науке на первый план выходят проблемы формирование толерантной среды, представляющей собой комплекс условий, влияний и возможностей формирования личности школьников. При этом анализ тенденций развития образования и образовательных учреждений предусматривает в качестве ключевого понятия толерантной среды [6].
Публикация «Влияние образовательной среды на воспитание толерантности школьников младших классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2016
Основной целью нашего исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальное доказательство эффективности педагогических условий, способствующих формированию толерантности школьников младших классов. С нашей точки зрения это возможно в случае создания и формирования толерантной среды в общеобразовательной школе, которая есть результат деятельности, и не только созидательной, но и интегрирующей. Поэтому с целью формирования толерантной среды, мы должны раскрыть понятие образовательной среды.
В педагогической литературе большое внимание выделяют образовательной среде, в которых личность социализируется - социокультурная, образовательная, и самое важное национальная культурная среда (этносреда, куда включен каждый ребенок по своему рождению.
Говоря об образовательной среде, мы в основном имеем в виду влияние условий образования на ребенка, но при этом нельзя забывать о наличии обратной связи, то есть о влиянии обучающегося на условия, в которых осуществляется образование. И именно эта обратная связь определяет гуманистическую направленность образовательной среды посредством учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, через включение в содержание образования значимых для человека знаний, а также созданием и применением комфортных, здоровьесберегающих технологий обучения.
На протяжении последних десятилетий образовательная среда и производные от нее понятия разрабатываются представителями различных социальных наук. В этих исследованиях используются такие понятия, как «образовательная среда», «информационно-образовательная среда», «информационная среда обучения», которые относятся к различным аспектам среды и педагогики. В данном контексте понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, влияющих на развитие личности человека, то есть среда это не просто окружение человека, а то его окружение с которым вступает в контакт и взаимодействует, которое он воспринимает и на которое реагирует (семья, референтная группа и т. д.). При этом обучающийся не только присутствует в образовательной среде, но и взаимодействует с ней, оказывая на нее определенное влияние. К одному из наиболее востребованных типов образовательной среды смело можно отнести толерантную среду в общеобразовательной школе, формирование которой актуализировано процессами глобализации и взаимопроникновения культур.
Для того чтобы понять сущность понятия «толерантная среда» необходимо рассмотреть взаимодействие и взаимовлияние феноменов культуры и образования в трудах отечественных и зарубежных ученых, в которых описаны структурные единицы, определяющие культурно-образовательное пространство подрастающего поколения и содержащее в себе их ценностные ориентиры, представления и жизненные ориентации.
Основой для понимания сущности и перспектив развития категории «культурно-образовательное пространство» является его философско-социологическое содержание, представленное в огромном научном наследии прошлого и современности.
Термин «культурно-образовательное пространство» является интегральным термином, объединяющим в себе сложнейшие проблемы культуры и образования. Ниже коротко рассмотрим некоторые взгляды философов, социологов, педагогов и психологов на культуру, анализ которых необходим и важен при моделировании процесса формирования толерантной среды школы.
Проблемы взаимовлияния развития личности и среды обучения отражены в некоторых концепциях прагматически ориентированной педагогики, например, «обучение посредством делания» Дж. и Э. Дьюи, «предметный метод обучения» В. П. Вахтерова. Кроме того, в работах П. Ф. Лесгафта и Я. Корчака представлены определения «школьных типов» и приведена «типология воспитывающей среды», а «научная школа» B.C. Ильина представляет собой теорию воспитывающего обучения в условиях социализма.
Большинство зарубежных исследователей описывают образовательную среду через понятие «эффективность школы» как социальной системы, то есть оценивают ее эмоциональный климат, личностное благополучие, качество образовательного процесса и т. п. При этом все сходятся в том, что нет заранее заданных показателей и их сочетания, которое позволит определить «эффективность школы», так как каждая школа уникальна по своему и одновременно является отражением общества.
По мнению американских ученых, наиболее значимым фактором эффективности школы является организационный фактор, который обеспечивает единство представлений педагогического коллектива о своем профессиональном долге, позволяет увязать личные профессиональные философии педагогов друг с другом, поддержать инициативы учителей со стороны администрации школы, а также наладить взаимоотношения с учащимися. Таким образом : либо стихийно складывающаяся среда управляет процессом образованием детей, либо эта среда специально формируется для целей образования. Особенно, если учесть тот факт, что любая образовательная среда стихийна, если она не нацелена на желаемый образовательный результат.
Средовой подход в обучении изменяет деятельность педагога, то есть вместо активного педагогического воздействия на личность формируется «обучающая среда», в которой происходит самообучение и саморазвитие ребенка. Подобная организация образования активизирует механизмы внутренней мотивации учащегося в его взаимодействии со средой. Следовательно, в рамках средового подхода к обучению решаются следующие задачи:
создается многообразие обучающих сред;
определяется их общий и локальный обучающий эффект, а также его оптимизация;
проводится анализ влияния обучающей среды на последующее поведение и развитие ребенка.
Проблемы создания и использования обучающей среды, ее образовательных и формирующих возможностей широко исследуются философами, психологами и педагогами. В этих исследованиях определяются важнейшие требования к образовательной среде как интегральной среде, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка.
В современной педагогической науке и практике проблемам образовательной среды посвящены множество исследований, например работы О. С. Газман, М. В. Кларина, Н. Б. Крыловой, И. Д. Фрумина, В. А. Ясвина и др.
Если под средой понимать «окружающее человека социальное пространство», зону «непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия» [3, с. 132.], то школа, являясь частью образовательной среды общества, обеспечивает эффективность образования в силу непрерывности и преемственности процессов обучения и воспитания. При этом обязательно наличие последовательной цепи учебных и воспитательных задач, переходящих друг в друга на всем протяжении всего обучения [4].
Стремительные темпы развития образовательных учреждений и их многообразие актуализируют проблему взаимозависимости образовательной среды от типа и вида образовательного учреждения, характера и направления развития образовательной среды. Поэтому в нашем исследовании в качестве критериев оценки образовательной среды (целостность и непрерывность) используются возможности воспитания и развития учащихся, имеющиеся в образовательной среде школы. При этом развитие образовательных учреждений как части образовательной среды общества можно связать с формированием разных типов образовательной среды, которые соответствуют принципам вариативности и непрерывности образования, провозглашенным во Всемирных Докладах ЮНЕСКО по образованию за 1972, 1990, 1996, 1998 г. г.
К одному из наиболее востребованных типов образовательной среды смело можно отнести толерантную среду в общеобразовательной школе, формирование которой актуализировано процессами глобализации и взаимопроникновения культур.
Для того чтобы понять сущность понятия «толерантная среда» необходимо рассмотреть взаимодействие и взаимовлияние феноменов культуры и образования в трудах отечественных и зарубежных ученых, в которых описаны структурные единицы, определяющие культурно-образовательное пространство подрастающего поколения и содержащее в себе их ценностные ориентиры, представления и жизненные ориентации.
Основой для понимания сущности и перспектив развития категории «культурно-образовательное пространство» является его философско-социологическое содержание, представленное в огромном научном наследии прошлого и современности.
Термин «культурно-образовательное пространство» является интегральным термином, объединяющим в себе сложнейшие проблемы культуры и образования. Ниже коротко рассмотрим некоторые взгляды философов, социологов, педагогов и психологов на культуру, анализ которых необходим и важен при моделировании процесса формирования толерантной среды школы.
В рамках социологии культура понимается как функция общества, которая направлена на сохранение целостности социума и его адаптации к среде. Например, М. Вебер трактует человека как культурное существо [1], а, по мнению Г. Зиммеля в культуре существует внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого и есть путь обновления всей культуры [2].
Анализ исследований основоположника символического интеракционизма Дж. Мида, позволяет нам заключить, что модель культурно-образовательного пространства это отнюдь не жестко структурированная реальность, а «активный процесс взаимодействия социальных субъектов - хозяйственных, управленческих и информационных, культурных и учебных - в решении социокультурных проблем» [5].
Таких же взглядов придерживаются социологи Т. Лукман и И. Гофман, которые считают, что мир, где живут и трудятся люди, активно конструируется ими в ходе их жизнедеятельности.
Анализ различных концепций философии образования и культуры позволил нам выделить среди них те, которые оказали наиболее значительное влияние на формирование и развитие современных концепций образования.
В настоящее время повсеместно распространена «гуманистическая» («недирективная») философия образования, согласно которой, современная школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни в информационном, глобальном и открытом обществе. При этом одной из целей образования становится - научить человека умению критически относиться ко всему, что происходит в социальной действительности, вырабатывать собственную точку зрения, сформированную им на основе достижений мировой культуры.
В рамках гуманистической философии образования наиболее интенсивно развиваются антропологические и общепсихологические исследования, которые посвящены поиску смыслов и целей существования человека, анализу роли культуры в формировании и развитии личности. При этом одной из основных целей образования является воспитание культуры личности, то есть человека, который способен чувствовать, ценить и понимать прекрасное и выражать свое отношение к нему.
Литература:
1. Вебер М. Избранные произведения. - М. : Прогресе, 1990. - 808с.
2. Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Западно-европейская социология XIX века. Тексты. /В. И. Добреньков. - М., 1996.
3. Крылова Н. Б. Развитие культурологического похода в современной педагогике / Личность в социокультурном измерении: история и современность. /Н. Б. Крылова - М. : «Индрик», 2007. - 416 c.
4. Леонтьев А. Н. Психология общения. - М. : Смысл,1999. - 365 с.
5. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов /РАН. ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. Отд. социологии и социальной психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2009. - 290 с. (Сер. : Теория и история социологии).
6. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М. : Смысл, 2001. - 35 с.