Анна Яковлева
Прогулка для старшей группы «Наблюдения за явлениями природы в ноябре»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГУЛКА. Старшая группа. Наблюдения
за явлениями природы в октябре.
1. Прочитать стихотворение «Октябрь» С. Маршак
«В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал скворечник
Заготовлены дрова
На зиму для печек»
Сказать детям, что наступил новый месяц осени – октябрь. В начале месяца будет сильный листопад, начнутся дожди, погода будет еще холоднее, а вслед начнутся и другие изменения в природе, которые мы будем с вами наблюдать.
Публикация «Прогулка для старшей группы „Наблюдения за явлениями природы в ноябре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Ноябрь
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Понаблюдать за листопадом в ветреный день. Походить по опавшим листьям, обратить внимание на их шорох. Прочитать стихотворение «Листопад» Ю. Копатов
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с кленов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинки…
- С черемухи…
- С дуба…
- С березы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Поиграть с детьми в игру, «С какого дерева листочек?»
3. Отметить, что по утрам холодно. Обратить внимание, как одеты дети, взрослые. Почему? Сказать детям пословицу:
«В осеннее ненастье семь погод на дворе:
Сеет, веет, крутит, мутит,
И рвет, и льёт, и снизу метёт»
Почему так говорят?
4. Понаблюдать, как дворник собирает опавшую листву в кучи. Напомнить детям, что октябрь считается самым листопадным месяцем.
5. Повторить наблюдения за небом. Как изменился цвет неба? Загадать загадку:
«По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой (тучи)»
Отметить, что чаще всего на небе мы видим не облака, а тучи, которые приносят нам дождь.
6. Понаблюдать, как завозят капусту к нам, в детский сад. Вспомнить, какие овощи уже хранятся в нашем овощехранилище. Прочесть стихотворение
«Убран хлеб с полей колхозных.
В огородах тоже пусто.
Стала хрупкой от мороза,
Как стеклянная, капуста.
Засыпана картошка в погреба,
Морковь и свекла убраны в подполье.
На элеватор свезены хлеба,
Лишь вороны гуляют в чистом поле»
7. Предложить детям объяснить пословицу «Осенью и воробей богат».
Почему так говорят? Понаблюдать за поведением воробьев. Сказать, что эти птицы остаются у нас зимовать.
8. Сходить на луг, поискать семена различных трав. Уточнить, для чего нужны семена травам? Рассказать, что этими семенами нужно подкармливать птиц зимой. Предложить собрать семена различных трав. Рассмотреть куст репейника, где у него семена. Вспомнить, какие листья были у этого растения летом? Загадать загадку:
«Кто ни прикасается,
За того цепляется,
Привязчивый и колкий
Кругом торчат иголки» (репейник)
9. Утром понаблюдать иней на траве. С чем это связано и почему днем его нет? Прочитать стихотворение «Осень» Головина
«По утрам морозы,
В рощах желтый листопад
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий
На листочках белый иней»
10. Пройти по участку и по цвету коры определить березку и клен, отметить их различие. Предложить найти опавшие листья с этих деревьев.
11. Найти на лужайке тысячелистник, он стал сухим, коричневым, но еще крепко стоит на своей ножке. Вспомнить, как выглядел этот цветок летом. Отметить, что этот цветок лечебный. Прочитать стихотворение
«Сумей-ка на цветке вот этом
Все лепестки пересчитать
Кому на это хватит лета,
Тому поставить можно пять»
12. В дождливую погоду понаблюдать за дождем, за тучами. Сказать пословицу «Тучи опускаются к ненастью». Что это значит «ненастье»?
13. Пройти по участку и отметить, что деревья стоят голые, листья все облетели, засохли. Природа готовится к зиме.
«Осень, холодно и грустно
И в лесу и в поле пусто
И под снежной пеленой
Будет травка спать зимой»
14. Посмотреть, как в лужах плавают засохшие листочки. Предложить проверить, какая вода в луже, теплая или холодная? Почему?
«Полна осенней грусти осенняя вода,
Колышет желтый листик тихонечко она»
15. Понаблюдать за тем, как пролетают первые снежинки – это первые разведчики зимы. Объяснить, что первый снег быстро тает
«Снег слетает, снег слетает
Полежит – а после тает.
Только в памяти у всех
Долго-долго первый снег»
16. Загадать загадку:
«Летит по небу птица,
Крылья распластала,
Солнышко застлала» (туча)
Повторить наблюдения за осенним небом. Учить подбирать определения (пасмурное, хмурое, серое, ненастное и т. д.)
17. Рассмотреть клен, отметить, что листвы почти нет, но остались семена, похожие на лопасти вертолета. Предложить понаблюдать, как они кружатся и плавно приземляются на землю.
18. Отметить, что осенью часто идут затяжные дожди. Что значит «затяжные»? Они длинные, холодные, моросящие, могут идти целый день и ночь. Так и хочется спрятаться от них. Выучить загадку
«Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле» (дождь)
19. Обратить внимание детей на корочки льда на лужах. Сказать, что скоро все лужи замерзнут, а потом замерзнут и пруды и речки. А почему это случится?
20. Вспомнить с детьми все признаки осени (начало осени, середина). Загадать загадку
«Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?» (осенью)
21. Отметить состояние погоды. Посчитать, сколько ясных дней было в октябре, сколько дождливых или снежных. Познакомить с пословицей «Проскакивают ясные деньки и по осени». Как понять эту пословицу?