Ильин Николай
Программно-целевой подход педагога-психолога по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Программно - целевой подход в деятельности педагога - психолога по организации психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации[/b]
Признание прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики, закрепленной законодательно на федеральном уровне.
Публикация «Программно-целевой подход педагога-психолога по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Одной из важных проблем современного образования является развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных организациях возникает потребность в современном программно - методическом обеспечении образования детей с ОВЗ.
Для развития инклюзивного дошкольного образования детей с ОВЗ важно выделить в каждой группе компенсирующей направленности спектр основных вариантов развития, чтобы обоснованно и дифференцированно ставить психолого - педагогические задачи, определять содержание образования, объем и характер коррекционной помощи, дифференцированно оценивать ожидаемые результаты, обоснованно выбирать вариант психолого - педагогического сопровождения по реализации особых образовательных потребностей дошкольников.
При этом я учитываю значительный диапазон различий в развитии детей дошкольного возраста со сходными ограничениями здоровья и дифференцирую содержание адаптированных образовательных программ по вариантам психического развития детей с ОВЗ. Целенаправленно осуществляю переход от принципа отработки отдельных, пусть даже важных, умений и навыков социализации, к принципу специальной организации жизни ребенка с ОВЗ в детском саду и семье, обеспечивающей накопление значимого опыта наблюдений, впечатлений, действий, благодаря чему только и может происходить продуктивное и максимально возможное для детей с ОВЗ развитие высших психических функций, полноценное формирование необходимых понятий, умений и навыков коммуникации.
Программно - целевой подход в проектирования вариантов психолого - педагогического сопровождения осуществляю в следующей последовательности «цели – пути – способы – средства». Сначала определяю цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаю пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге разрабатываю адаптированную образовательную программу, как для отдельной группы детей с ОВЗ, так и индивидуальную для конкретного ребенка. Особенностью данного подхода к планированию и реализации программ психолого – педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ является не просто прогнозирование желаемых результатов системы работы педагога - психолога, но и возможность отслеживать ситуацию развития ребенка, влиять на её, корректировать действия.
Программно - целевой подход включает аналитический, целевой, программный, плановый, организационный, контролирующий и регулирующий компоненты и ориентирован на поэтапные действия. Программно - целевой подход в инклюзивном образовании детей с ОВЗ осуществляю через реализацию адаптированной образовательной программы (далее Программы).
Формирование Программы я начинаю с комплексного изучения, оценки и выбора проблем в развитии ребенка с ОВЗ, для решения которых будут разрабатываться Программа, анализа и фиксации текущего состояния психических функций их потенциала, а также условий жизнедеятельности ребенка.
Затем в целевом разделе адаптированной образовательной программы актуализирую цели деятельности педагога - психолога. К ним в частности относятся цели:
- достижение определенных показателей развития ребенка с ОВЗ;
- ресурсные цели (предметно развивающая среда, информационно - методическое обеспечение, средства обучения и коррекции);
- цели эффективности работы с родителями;
- социальные цели (эффективное взаимодействие с городскими учреждениями социальной помощи, с учреждениями дополнительного образования по удовлетворение особых потребностей детей с ОВЗ);
- инновационные цели (эффективное использование современных образовательных технологий в коррекционной работе).
Целей не должно быть много, и все они должны быть актуальные, конкретные, реально достижимые за определенный период, измеримые или определяемые.
На основе сформулированных целей создаются вариантные адаптированные образовательные программы, в которых отражается содержание основных направлений коррекционной работы:
- диагностическое;
- коррекционно - развивающее;
- информационно - просветительское.
Программно - целевой подход предполагает систему целереализующих действий, мероприятий и установление ресурсов. Для этого в содержательном разделе Программ мною планируется содержание образовательной деятельности на основе следующих коррекционно - развивающих технологий:
- Т. П. Трясорукова Речедвигательный тренинг: коррекционно - развивающие занятия для детей дошкольного возраста;
- И. В. Ганичева Телесно - ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет);
- Е. А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии;
- Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»;
- Э. Шоплер Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0–6 лет): Сб. упр. для специалистов и родителей по программе TEACCH;
Е. А. Янушко Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.
Практический опыт убедил меня, что в ходе контрольного наблюдения за развитием ребенка достигнутые результаты необходимо соотносить с ведущей целью Программы. При их несоответствии стремлюсь выяснить причины, предпринимаю меры по коррекции Программы.
На каждой ступени применения программно - целевого подхода происходит увязка задач и приоритетных направлений их решения с имеющимися ресурсами. В свете современных требованиях к образовательным организациям такими источниками являются кадровые, материально - технические и информационно - методические ресурсы.
В связи с этим особое внимание уделяю повышению уровня профессионализма через самообразование по изучению передового опыта коррекционо – развивающей работы с детьми с ОВЗ, обучению на курсах повышения квалификации, участию в работе семинаров, конференций, вебинаров.
Использую в работе по реализации адаптированной образовательной программы современные средства коррекционной помощи: сенсорный центр психологической разгрузки, уголок воды и песка, мультимедийное оборудование.
Информационно методическое обеспечение деятельности
педагога психолога в целях компетентного и эффективного решения
поставленных целей, включает подбор методических средств, обеспечивающих психологическую деятельность, систематизацию
психологического инструментария, обновление библиотеки практического психолога (литература по детской и педагогической психологии, коррекционно - развивающая литература, методические рекомендации по организации психологической службы).
Ребенок с ОВЗ дошкольного возраста может продуктивно развиваться только в условиях благополучного взаимодействия с близкими взрослыми, и коррекция нарушений развития может быть обеспечена только в контексте развивающего взаимодействия специалистов и семьи со своим ребенком, поэтому родители должны стать полноценным субъектом инклюзивного образования.
Требуется активно включать специалистов психолого - педагогической работы в продуктивное взаимодействие семьи со своим ребенком с учетом ограничений его здоровья и специфики психического развития. В связи с этим в Программе предусмотрен раздел «Характеристика взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников» где описаны принципы, на которых строится взаимодействие с родителями, конкретизированы темы психолого - педагогического просвещения родителей, представлены методы и организационные формы совместной деятельности.
В заключение можно отметить, что моя практическая деятельность по организации коррекционно – развивающей работы свидетельствует о том, что эффективность её в рамках реализации вариативных адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в значительной мере зависит от грамотного реалистического проектирования системы психолого - педагогического сопровождения на основе программно – целевого подхода.
Проблема использования программно – целевого подхода в инклюзивном образовании остается актуальной, так как тема формирования и реализация вариативных адаптированных образовательных программ недостаточно разработана, как в нормативном, так научно - методическом и технологическом аспектах.
Литература
1. О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. А. Карабанова Альманах института коррекционной педагогики №36 «Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты»
2. Голубков Е. В. Программно-целевой метод планирования : Учеб. пособие. - Москва : МИНХ, 1979. - 80 с.