Ольга Алтухова
Программа занятий в сенсорной комнате «Волшебный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В коррекционной психологии и педагогике появляются новые технологии, позволяющие оказывать комплексную коррекционную помощь в работе с детьми с нарушением интеллекта. Одной из таких технологий является технология использования среды сенсорной комнаты, которая может оказать воздействие на решение ряда психокоррекционных задач у ребё нка: снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей; поддержание интереса и познавательной активности; развитие воображения и творческих способностей; сенсорное развитие. Сенсорное развитие включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого предмета и свойства в слове, а также формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами. Основная коррекционная работа психолога в сенсорной комнате направлена на стимуляцию всех сенсорных процессов. Используя оборудование сенсорной комнаты занятие легко превратить в игру или сказку. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств ребёнка. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребёнком и специалистом. Таким образом, занятие с использованием среды сенсорной комнаты является одним из наиболее эффективных психологических аспектов в реабилитационном процессе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Публикация «Программа занятий в сенсорной комнате „Волшебный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Научная обоснованность
В настоящее время преимущества сенсорных комнат в мировой науке и практике признается учеными разных стран. Сенсорные комнаты организованы в Европе, включая страны СНГ, Азии, в США и Канаде.
Данная программа разработана на основе научно-теоретических положений культурно-исторической парадигмы Л. С. Выготского согласно которой, развитие высших психических функций осуществляется в ходе социального взаимодействия, что означает, что специфические человеческие психические функции обусловлены его социальной природой. Процессы ощущения и восприятия также зависят от условий жизни и качества обучения, в ходе которого, ребенок усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями.
В ходе работы над программой учитывались положения психологической теории деятельности, принятые в отечественной психологии, основанные на работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и др.
Также при построении программы использовались положения концепции сенсорно-перцептивного развития, разработанные в отечественной педагогике и психологии (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др.) и зарубежной педагогической практике (Ф. Фребель, М. Монтессори).
В процессе работы над программой делался упор на представления об общих и специфических закономерностях развития ребенка с интеллектуальными нарушениями (Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский); рассматривались общие принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта (Н. Л. Белопольская, С. Д. Забрамная, Б. В. Зейгарник, В. И. Лубовский, И. И. Мамайчук).
Общую методологическую основу программы составляют общие принципы коррекционно-развивающей работы. При построении программы учитывались принципы составления коррекционно-развивающих программ по Г. В. Бурменской:
принцип единства диагностики и коррекции; диагностика, проведенная перед началом занятий по программе, позволяет индивидуально подобрать актуальный уровень сложности заданий для каждого ребенка, чем достигается наибольшая коррекционная эффективность занятий;
деятельностный принцип коррекции; коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка происходит в ходе направляемого психологом взаимодействия ребенка с оборудованием сенсорной комнаты; в ходе каждого занятия совершенствуются практические умения и навыки ребенка;
принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. В зависимости от возраста детей, их индивидуально-психологических особенностей и уровня развития сенсорно-перцептивной сферы в структуре и содержании занятия производятся изменения, том числе регулируется уровень сложности и продолжительности занятий;
принцип системности развития психологической деятельности; этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач; системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и их развития;
принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком; данный принцип реализуется в ходе индивидуальных консультаций психолога с воспитателями и родителями детей группы.
Вид программы
Данная программа занятий с использованием среды сенсорной комнаты является коррекционно-развивающей психолого-педагогической программой. С помощью системы специально разработанных занятий происходит направленная коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы. При этом учитываются индивидуальные особенности ребенка, что способствует общей гармонизации эмоционально-волевой сферы как важного условия развития ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Цель и задачи программы
Цель программы : целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-перцептивную и эмоционально-волевую сферы детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями с использованием ресурсов сенсорной комнаты.
Задачи программы :
1. Снимать эмоциональное и мышечное напряжение детей.
2. Создавать благоприятный психологический климат.
3. Развивать и корректировать сенсомоторные навыки, стимулировать сенсорную чувствительность и двигательную активность детей.
4. Развивать и корректировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
5. Стимулировать сенсорно-перцептивные процессы.
6. Развивать и корректировать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение) и творческие способности.
7. Формировать представления об окружающем мире.
8. Развивать и корректировать умения выражать свои эмоции.
9. Оптимизировать уровень тревожности.
Адресат
Участниками программы занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты являются обучающиеся, воспитанники начальных классов. Также в занятиях могут участвовать воспитанники среднего звена, испытывающие трудности в обучении и социальной адаптации. Работа проходит в индивидуальной и подгрупповой форме.
Методы
• упражнения на развитие сенсорных процессов;
• дыхательные упражнения;
• глазодвигательные упражнения;
• элементы сказкотерапии и игротерапии;
• двигательные упражнения;
• техники релаксации;
• упражнения, направленные на развитие процессов саморегуляции;
• психогимнастические этюды;
• элементы массажа и самомассажа;
• беседа.
В рамках проведения занятий по программе приоритетно реализуется здоровьесберегающая технология, обусловленная особенностями контингента участников.
Кроме того, при реализации программы используется комплекс психодиагностических методик.
Продолжительности курса
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Длительность занятия 20-30 минут.
Планируемые результаты освоения программы
Качественное улучшение в состоянии сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой сфер личности ребенка, что включает в себя: расширение ряда сенсорных эталонов, развитие умения дифференцировать собственные сенсорные ощущения, сравнивать и называть характерные признаки предмета, снижение уровня тревожности.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные: желание детей посещать занятия в сенсорной комнате, благоприятный эмоциональный фон на занятиях, установление доброжелательных отношений между ведущим и участниками, положительная устная обратная связь в конце каждого занятия, положительные изменения в состоянии участников по результатам наблюдения ведущего, других педагогов, работающих с детьми, родителей.
Количественные: увеличение числа воспитанников с высоким и средним уровнем развития процессов восприятия. Снижение числа воспитанников с высоким уровнем тревожности.
Содержание программы
Программа включает три этапа :
1. Ознакомительный этап (2 занятия). Цель: знакомство с участниками, создание благоприятного психологического климата, знакомство с материалами и оборудованием сенсорной комнаты.
2. Коррекционно-развивающий этап (25 занятий). Цель: коррекция и развитие сенсорно-перцептивной и эмоционально-волевой и познавательной сфер. Занятия на данном этапе делятся на следующие блоки: тактильный, зрительный, слуховой, блок коррекции и развития эмоционально-волевой сферы
3. Завершающий этап (3 занятия). Цель: подведение итогов занятий, выполнение коллективного творческого дела.
Ориентировочная структура занятия :
Вводный этап занятия включает в себя ритуал приветствия, определение эмоционального благополучия детей в начале занятия, целеполагание, создание благоприятного психологического климата в группе.
Коррекционно-развивающий этап занятия может включать в себя активизирующую, основную и релаксационную части, которые состоят из функциональных, глазодвигательных, дыхательных, коммуникативных и т. п. упражнений и релаксации. Педагог-психолог может варьировать части занятия в соответствии с его задачами.
Заключительный этап занятия включает в себя подведение итогов, получение обратной связи, определение эмоционального благополучия детей в конце занятия, ритуал прощания.
Обратная связь проводится в конце каждого занятия (кроме первого и последнего) по следующим вопросам:
• Что больше всего понравилось на занятии?
• Что не очень понравилось на занятии?
• Как вы себя чувствуете, какое настроение?
Работа в рамках реализации программы не требует соблюдения строгого алгоритма занятий, педагог-психолог в сенсорной комнате может заменять и варьировать упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование.
Тематический план программы
№ п/п Тема занятия Кол-во час. Формируемые представления Содержание, виды деятельности Материалы и оборудование
1 Ознакомительный этап
«Знакомство с сенсорной комнатой»
1 Знакомство детей со средой сенсорной комнаты, формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, установление доверия между психологом и детьми «Давайте поздороваемся» (игра с мячом)
Свободные игры в сухом бассейне.
Игры «Качели». «Каша кипит», «Задувание свечи», «Ленивая кошечка» Мяч, сухой бассейн, пузырьковая колонна, песочница
2 «Здравствуй, волшебная комната» 1 Знакомство детей со средой сенсорной комнаты, формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, установление доверия между психологом и детьми Игра «Собери цветные шарики»
«Музыка стоп»
Свободные игры в сухом бассейне.
Игры с песком Мяч, сухой бассейн, пузырьковая колонна, песочница, аудиозаписи.
3 Тактильный блок
«Цветной мир»
1 Развитие цветовосприятия, тактильных ощущений, фантазии и конструктивных умений, снятие психоэмоционального напряжения Игры с мозаикой, прищепками, игры в песочнице с цветной подсветкой Геометрический конструктор, сухой бассейн, песочницы, игрушки, цветные прищепки
4 «Цветные шарики»
1 Развитие цветовосприятия, тактильных ощущений, развитие координации движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения Свободные игры в сухом бассейне.
Сухой бассейн, игрушки.
5 «Трудные тропинки» 1 Развитие тактильных и кинестетических ощущений, расширение словарного запаса, снятие эмоционального напряжения Упражнения на сенсорной тропе, игры с песком Сенсорная тропа, песочницы, игрушки
6 «Волшебный песок» 3 Развитие тактильных и кинестетических ощущений, расширение словарного запаса, снятие эмоционального напряжения Игры с сухим и влажным песком Аудиозаписи, песочницы, игрушки
7 «Умелые руки» 3 Развитие тактильных и кинестетических ощущений, расширение словарного запаса, снятие эмоционального напряжения Лепка, аппликация, аппликационная лепка Пластилин, цветная бумага, клей, шаблоны
8 Зрительный блок
«Чудесные ручейки»
1 Развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей, развитие коммуникативных навыков снятие психоэмоционального напряжения Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, «Найди различие и сходство» Пузырьковая колонна. Аудиозаписи, дидактические игры.
9 «Лабиринты» 1 Коррекция и развитие зрительного и цветовосприятия, внимания, памяти, произвольной саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения Игра «Лабиринт», «Пройди лабиринт», упражнения с зашумленными, наложенными изображениями Игра «Лабиринт», карточки
10 «Цвета радуги»
1 Коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора и обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей, развитие умения выражать свои эмоции Упражнения «Какого цвета не стало?», «Найди предметы такого же цвета», «Сложи радугу» Цветные флажки,предметные картинки.
11 «Цветные игры» 2 Коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора и обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей, развитие умения выражать свои эмоции Игры с мозаикой, прищепками, геометрическим конструктором. Мозаика. Прищепки, геометрический конструктор.
12 Слуховой блок
«Музыкальная шкатулка»
1 Коррекция и развитие слухового восприятия, создание благоприятного эмоционального климата, развитие мышления и воображения, расширение активного словаря детей. Упражнения «Колокольчик», «Тихо-громко», упражнения на расслабление и снятие напряжения. Колокольчик, аудиозаписи
13 «В мире живой природы» 1 Коррекция и развитие слухового восприятия, различения звуков на слух, звуковой дифференциации, снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения Упражнения «Что слышно?», имитация голосов животных Аудиозаписи
14 «В мире неживой природы» 1 Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, сенсомоторных навыков, развитие внимания, расширение словарного запаса, снятие эмоционального и мышечного напряжения Упражнения «Определи, что слышится», «Шумящие коробочки», «Определи, откуда звук» Ширма, предметы, набор коробочек. Колокольчик.
15 Блок коррекции и развития эмоционально-волевой сферы
«Азбука эмоций»
1 Снятие психоэмоционального напряжения, расширение кругозора и активного словаря, обогащение представлений о мире эмоций и развитие умения выражать свои эмоции, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей. Упражнения «Различай веселую и грустную музыку», «Смайлики», упражнения на расслабление и снятие напряжения. Аудиозаписи, карточки
16 «Давайте радоваться!» 1 Снятие эмоционального и мышечного напряжения, создание благоприятного психологического настроя, развитие тактильных ощущений, развитие зрительного и тактильного восприятия, расслабление Упражнения на расслабление и снятие напряжения, игры с песком. Песочница, игрушки.
17 Игры по правилам 3 Создание положительного эмоционального фона, коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение тревожности, повышение самооценки, развитие произвольной саморегуляции. Настольные игры Настольные игры
18 «Мое настроение.» 1 Снятие психоэмоционального напряжения, расширение кругозора и активного словаря, обогащение представлений о мире эмоций и развитие умения выражать свои эмоции, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей. Упражнения «Цветные полоски», «Определи настроение». Упражнения на расслабление и снятие напряжения Карточки, аудиозаписи.
19 «Что ты чувствуешь?» 1 Снятие психоэмоционального напряжения, расширение кругозора и активного словаря, обогащение представлений о мире эмоций и развитие умения выражать свои эмоции, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей. Упражнения на расслабление и снятие напряжения, игры-имитации. Карточки, аудиозаписи.
20 Завершающий этап «Путешествие по волнам»
1 Снятие эмоционального напряжения, развитие общей и мелкой моторики, развитие восприятия разнообразных свойств и предметов, интеграция, полученных в ходе занятий по программе знаний и умений. Упражнения на расслабление и снятие напряжения, свободные игры в сухом бассейне, игры с песком. Сухой бассейн, песочницы, аудиозаписи.
21 Коллективное творческое дело 3 Сплочение коллектива, обучение продуктивной совместной деятельности. Коллективное творческое дело Цветная бумага, картон, ножницы, клей, вырезки из журналов, природный материал.
Система условий реализации программы
Требования к специалисту, реализующему программу : занятия по программе проводит квалифицированный педагог-психолог. Основные требования к ведущему: психологическая компетентность (психологическое образование, владение методами и приемами работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, владение методами и приемами работы в сенсорной комнате, наличие опыта коррекционно-развивающей работы, а также доброжелательность, открытость, эмоциональная устойчивость.
Материально-техническая оснащенность учреждения (помещение, оборудование, инструментарий и т. д.) предполагает наличие оборудованной сенсорной комнаты.
Оборудование сенсорной комнаты
№ п/п Название оборудование Описание
оборудования Назначение
оборудования
1 Пуфик-кресло с гранулами Сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Служит удобной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами его тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его руками и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистирольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.
2 Сухой бассейн Квадратный с мягкими стенками бассейн, наполненный пластмассовыми разноцветными шариками. Используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, человек может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела человека, находящегося в бассейне. Это особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве.
3 Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной В прозрачной колонне выполненной из органического стекла или пластика, заполненной водой, перемещаются вверх, вниз и в стороны фигурки рыбок, подталкиваемые пузырьками воздуха. Такая колонна - основной и неотъемлемый элемент сенсорной комнаты. Используется для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно ее благотворное воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.
4 Тактильная дорожка Тактильная дорожка – набор из 7 модулей с различными покрытиями. Дорожка используется для исследования и тактильной стимуляции: хождение, ощупывание руками.
5 Прозрачный мольберт Небьющееся стекло вмонтировано в деревянную раму. Предназначен для развития творческих способностей. Рисунок, выполненный на мольберте, можно сохранить на бумаге, приложив к свежему рисунку лист.
6 Лабиринт Доска из древесины. В доске отфрезерован паз в виде спирали под шарик. Используется в малоподвижных играх. Меняя угол наклона изделия можно наблюдать за перемещением шарика по лабиринту. Ручной лабиринт развивает мелкую моторику, укрепляет зрительные мышцы.
7 Комплект настольных игр Настольные игры на развитие познавательных процессов
8 Геометрический конструктор Деревянные и текстильные фигурки. Направлен на развитие конструктивной деятельности, пространственной ориентировки, восприятия цвета, формы.
9 Световой модуль для рисования песком. Рабочая зона оснащена бортами, светодиодными матрицами, которые закрыты прозрачным безопасным стеклом (обеспечивают подсветку песка). Предназначен для организации занятий, направленных на развитие навыков тактильного восприятия, мелкой моторики и творческого мышления.
10 Комплект мячей Мячи из поролона кубической и шарообразной формы, различного размера. Используются в игровых ситуациях.
11 Музыкальная система с набором CD-дисков Техническое музыкальное оснащение темной сенсорной комнаты. Используется для музыкального сопровождения занятий.
12 Мыльные пузыри Мыльный раствор во флаконе. Может использоваться для дыхательной гимнастики, зрительного сосредоточения, создания благоприятного эмоционального фона.
Кроме того на занятиях используются различные дидактические игры, материалы для творчества, игрушки, предметные и сюжетные картинки.
Учебно-методическая литература
1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л. : ЛГУ, 2011.
2. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М. : Просвещение, 2016.
3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : Союз, 2011.
4. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В. Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие — Спб. : Каро, 2015.
5. Григорьева Л. П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Журнал Дефектология, 2006 № 3
6. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М. : Айрис-Пресс, 2016.
7. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПб. : Питер, 2011.
8. Жевнеров В. Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно -методическое пособие. – СПб. : Издательство “ХОКА”, 2016.
9. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012.
10. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального обоудования для детей и подростков: Методическое пособие / под общей редакцией Е. Е. Чепурных. – М. -Ярославль: Центр «Ресурс», 2012.
11. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М. : АРКТИ, 2016.
12. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2012.
13. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского Москва «Педагогика». 2013
14. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М. : Просвещение, 2011.
15. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб. : Речь, 2011.
16. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. –– М. : Издат. дом «Карапуз», 2011.
17. Процко Т. А. Психолого– педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы: Учеб. -метод. пособие. – Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2014
18. Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по использованию / ООО производственно-коммерческая фирма «Альма». – СПб., 2014
19. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд. – М. : АРКТИ, 2016.