Наталия Никитина
Программа педагога-психолога «Занятия в темной сенсорной комнате с детьми младших групп ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа педагога-психолога «Занятия в темной сенсорной комнате с детьми младших групп ДОУ»
Педагог-психолог высшей квалификационной категории Никитина Н. В.
Пояснительная записка к программе педагога-психолога
«Занятия в темной сенсорной комнате с детьми младших групп ДОУ»
Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, тревоги, снимается напряжение, происходит успокоение, релаксация. Специальное оборудование воздействует на все органы чувств человека. Ребенок непроизвольно становится героем этой сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом. Альберт Эйнштейн сказал: «Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…».
Публикация «Программа педагога-психолога „Занятия в темной сенсорной комнате с детьми младших групп ДОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Программы
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Темная сенсорная комната способствует:
• стимулированию сенсорной чувствительности, двигательной, познавательной и психической активности детей.
• Активизируя детей, темная сенсорная комната помогает им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорта.
• положительный эмоциональный фон обеспечивает усиление мозгового кровообращения и накопление запасов умственной энергии.
• развивитию воображения, позволяет фиксировать внимание и управлять им, корректирует психоэмоциональные состояния.
• Занятия в темной сенсорной комнате помогают снизить эмоциональное перенапряжение, которое проявляется агрессивностью, резкими колебаниями настроения, чрезмерной робостью, ранимостью, повышенной обидчивостью, поскольку среда этой комнаты вызывает чувство защищенности, покоя, уверенности в себе.
Занятие в темной сенсорной комнате условно можно разделить на 2 этапа: пропедевтический (подготовительный) и основной.
Пропедевтический этап направлен на ознакомление со средой темной сенсорной комнаты, с ее пространством, на овладение взаимодействием с материалами и оборудованием, находящимися в ней. На этом этапе решаются задачи создания атмосферы доверия и безопасности.
На основном этапе работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты реализуются цели и решаются задачи общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической работы.
Основная цель программы – развитие ребенка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим людям.
Задачи программы:
сокращение адаптационного периода к условиям детского сада;
развитие личностных качеств ребенка;
профилактика отклоняющегося поведения детей.
Занятия проводятся с 3-4 детьми 1 раз в неделю продолжительностью 15-20 минут. Занятия начинаются с ноября-декабря, т. к. в сентябре-октябре многие дети еще адаптируются к условиям группы и не готовы к посещению темной сенсорной комнаты.
Календарно-тематическое планирование
к программе педагога-психолога
«Занятия в темной сенсорной комнате с детьми младших групп ДОУ»
1 ноябрь «Знакомство»
Задачи занятия: Создание психологически непринужденной атмосферы занятия, развитие тактильной чувствительности, координации; профилактика плоскостопия, стимулирование двигательной активности, стимулирование слуховой активности,
достижение положительного эмоционального состояния, достижение успокоительного эффекта.
Оборудование: пуфики кресла с гранулами, сухой бассейн, сенсорная тропа, музыкальный центр, мягкая игрушка зайчик, записи релаксационной музыки;
2 декабрь «Продолжение знакомства»
Задачи занятия: Создание психологически непринужденной атмосферы занятия, развитие тактильной чувствительности, координации; профилактика плоскостопия, формирование зрительного сосредоточения, стимулирование слуховой активности, внимания, достижение положительного эмоционального состояния, достижение успокоительного эффекта.
Оборудование: пуфики кресла с гранулами, пузырьковая колонна, сенсорная тропа,
музыкальный центр, мягкая игрушка,записи релаксационной музыки;
3 январь «Волшебные превращения»
Задачи занятия: Создание психологически непринужденной атмосферы занятия, атмосферы безопасности и спокойствия, развитие тактильной чувствительности, координации; профилактика плоскостопия, стимулирование двигательной активности, развитие тактильного восприятия, развитие зрительных ощущений, развитие слухового восприятия, достижение положительного эмоционального состояния, достижение успокоительного эффекта.
Оборудование: пуфики кресла с гранулами,сухой бассейн,сенсорная тропа,панно «Живая вода»,музыкальный центр,записи релаксационной музыки;
4 февраль «Бабочки»
Задачи занятия: Создание психологически непринужденной атмосферы занятия, атмосферы безопасности и спокойствия, развитие тактильной чувствительности, координации; профилактика плоскостопия, развитие тактильного восприятия, развитие зрительных ощущений, развитие слухового восприятия, достижение положительного эмоционального состояния, достижение успокоительного эффекта.
Оборудование: пуфики кресла с гранулами,сухой бассейн,сенсорная тропа,светильник «Шар»,музыкальный центр,записи релаксационной музыки;
5 февраль «Добрый шарик»
Задачи занятия: Создание психологически непринужденной атмосферы занятия, атмосферы безопасности и спокойствия, азвитие слуховых, зрительных, тактильных ощущений. Стимуляция двигательной активности. Развитие зрительного и слухового внимания, развитие умения слушать тишину. достижение положительного эмоционального состояния, достижение успокоительного эффекта.
Оборудование: пуфики кресла с гранулами,сухой бассейн,мисочки с водичкой,музыкальный центр,записи релаксационной музыки;
6 март «Ежик»
Задачи занятия: Создание психологически непринужденной атмосферы занятия, атмосферы безопасности и спокойствия, развитие тактильной чувствительности, координации; профилактика плоскостопия, развитие тактильных ощущений, развитие зрительных ощущений, развитие слухового восприятия, достижение положительного эмоционального состояния, достижение успокоительного эффекта.
Оборудование: пуфики кресла с гранулами,пузырьковая колонна,сенсорная тропа,панно «Живая вода»,игрушка еж,резиновые шарики-ежики или суджок,музыкальный центр,
записи релаксационной музыки;
7 март «Водопад»
Задачи занятия: Создание психологически непринужденной атмосферы занятия, атмосферы безопасности и спокойствия, развитие тактильной чувствительности, координации; профилактика плоскостопия, развитие тактильных ощущений, развитие зрительных ощущений, развитие слухового восприятия, формирование уверенности в себе; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения; обогащение восприятия и воображения. стимулирование двигательной активности, достижение положительного эмоционального состояния, достижение успокоительного эффекта. Оборудование: пуфики кресла с гранулами,сухой бассейн,сенсорная тропа,панно «Живая вода»,«Звездный дождь»,музыкальный центр,записи релаксационной музыки;
8 апрель «Прогулка в лес»
Задачи занятия: Создание психологически непринужденной атмосферы занятия, развитие тактильного восприятия, координации, развитие внимания, формирование зрительного сосредоточения, тактильная и визуальная стимуляция, достижение положительного эмоционального состояния, достижение успокоительного эффекта. Оборудование: пуфики кресла с гранулами,сенсорная тропа,пузырьковая колонна, волшебный шар, «Звездный дождь»,музыкальный центр,записи релаксационной музыки;
три куклы в разных платочках (в шелковом, шерстяном и хлопковом);«чудесный» мешочек;
два тазика для теплой и холодной воды.
9 апрель «Прогулка на полянке»
Задачи занятия: Создание психологически непринужденной атмосферы занятия, развитие тактильного восприятия, развитие внимания, формирование зрительного и слухового сосредоточения, развитие цветового восприятия, достижение положительного эмоционального состояния, достижение успокоительного эффекта.
Оборудование: пуфики-кресла с гранулами,волшебный шар;сухой бассейн с подсветкой,
«Звездный дождь»,панно «Живая вода»,музыкальный центр,записи релаксационной музыки;мягкая игрушка ежик и массажер «ежик»,вырезанные из картона цветы и бабочки четырех основных цветов,тазик с теплой водой.
Конспект занятия № 1 «Знакомство»
к программе педагога-психолога «Занятия в темной сенсорной комнате с детьми младших групп ДОУ»
Задачи занятия:
• Создание психологически непринужденной атмосферы занятия,
• развитие тактильной чувствительности, координации; профилактика плоскостопия,
• стимулирование двигательной активности,
• стимулирование слуховой активности,
• достижение положительного эмоционального состояния, достижение успокоительного эффекта.
Оборудование:
• пуфики кресла с гранулами,
• сухой бассейн,
• сенсорная тропа,
• музыкальный центр,
• мягкая игрушка зайчик,
• записи релаксационной музыки;
Ход занятия
Занятие проводится с двумя-тремя детьми.
Педагог: "Ребята, сегодня вас ждет много сюрпризов. Вы хотите пойти ко мне в гости».
1. «Приветствие».
2. «Знакомство с ТСК».
Педагог: «Ребята, мы с вами попали в волшебную комнату. Здесь происходят разные превращения, чудеса». Наш помощник волшебник Зайка.
3. «Знакомство с шариками».
«Сегодня мы с вами познакомимся с нашими шариками, из которых состоит наш бассейн». Дети берут в руки шарик, обследуют его (круглый, белый, катают друг другу, возвращают в бассейн. Затем берут два шарика, стучат друг об друга (твердые шарики). Затем стучат громко, потом тихо. Повторяют несколько раз. Зайка первый все показывает и помогает детям
4. «Знакомство с бассейном».
Зайка погружается в бассейн, «плавает» там. Затем дети погружаются в бассейн. Обследуют шарики, двигаются в них, чувствуют их. Затем психолог просит детей подуть на шарики. Дети вместе с Зайчиком дуют (включается подстветка, и шарики оживают, становятся цветными, светящимися.
5. «Волшебная тропа».
Педагог: «Ребята, мы сегодня пойдем по волшебной дорожке. Дети идут по сенсорной тропе — «кочкам», отмечая, какие они: мягкие, колючие и т. д.
6. Релаксация «Спят луга».
Дети ложатся на пуфики, звучит музыкальная запись.
«Спят луга, спят леса,
Пала божия роса.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым деткам спать велит».
В конце ветерок тихо будит детей. «Потихоньку просыпаемся, встаем, потянулись.
Потягушки, потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся».
7. Подведение итога занятия. Прощание.
Спрашиваю у детей:
• Где мы с вами были?
• Что интересного увидели?