Ольга Тиньгаева
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный мир музыки»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Тиньгаева О. В.
Большемечетный 2017 год
1. Паспорт программы
Название ДОУ Филиал «Большемечетный»
МБДОУ Д/с «Золотой петушок»
Сведения об авторе ФИО:Тиньгаева Ольга Викторовна
Место работы: Филиал «Большемечетный» МБДОУ Д/с «Золотой петушок»
Адрес образовательной организации :
х. Большемечетный, ул. Октябрьская 4/1
Телефон служебный:8-863-56-2-61-65
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Волшебный мир музыки“» размещена в разделах
Телефон мобильный:
Должность: музыкальный руководитель
Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат
Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней) Программа разработана с учетом требований: Закона РФ «Об образовании» от 26.06.2010 г. (новая редакция, СанПиНа 2.4.1.2660-10 (с изменениями от 20.12.2010 г., в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (пр. Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655) и к условиям её реализации (пр. Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151).
Материально-техническая база Музыкальный центр, баян, шумовые инструменты, микрофон, проектор
Год разработки, редактирования 2017 г
Структура программы 1. Титульный лист
2. Паспорт программы
3. Пояснительная записка
4. Нормативная часть
5. Методическая часть
6. Список литературы
Направленность Художественно-зстетическая
Направление Музыкальная деятельность
Возраст учащихся 5-7 лет
Срок реализации 1 год
Этапы реализации 1этап - познание нового материала
2 этап - реализация программы
3 этап - итоговое мероприятие
Новизна Программа «Волшебные звуки музыки» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится музыкальное образование, предусматривает знакомство детей с музыкальной грамотой на основе деятельного подхода, когда новое знание даётся не в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Актуальность Программа создаёт условия для включения ребёнка в новые социальные формы общения, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности
Цель Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами вокально-танцевальной деятельности.
Ожидаемые результаты Реализация творческого потенциала у детей дошкольного возраста через участие в концертах и праздничных мероприятиях.
Формы занятий (количество детей) Фронтальные, 25 человек
Режим занятий Понедельник, среда
Формы подведения итогов реализации Участие в концертных программах и праздниках ДОУ
2. Пояснительная записка
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Сочетание направлений: «физическое развитие» и «художественно-эстетическое развитие» обеспечивает полноценное физическое развитие и оздоровление дошкольников, так как в музыкальной деятельности (танец, пение) содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях, эмоциональном выражении исполнения песен.
Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Программа «Волшебный мир музыки» разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ филиал «Большемечетный» д/с «Золотой петушок», примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, программы музыкального образования детей дошкольного возраста «Гармония» под редакцией К. В. Тарасовой, Н. П. Рубан, Т. В. Нестеренко.
Программа разработана с учетом требований: Закона РФ «Об образовании» от 26.06.2010 г. (новая редакция, СанПиНа 2.4.1.2660-10 (с изменениями от 20.12.2010 г., в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (пр. Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655) и к условиям её реализации (пр. Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151).
Цель программы :
Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами вокально-танцевальной деятельности.
Задачи программы :
- развитие творческих способностей;
- развитие психических процессов (восприятие, память, внимание);
- развитие мелкой моторики, мимики и пантомимики, дикции;
- формирование устойчивого интереса к пению;
- обучение выразительному пению;
- обучение певческим навыкам;
- развитие слуха и голоса детей;
- формирование голосового аппарата;
- развитие музыкальных способностей :
ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
- сохранение и укрепление психического здоровья детей;
- приобщение к концертной деятельности;
- создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха;
- воспитание чувства коллективизма, товарищества;
- воспитание чувства сопричастности к прекрасному.
Данная программа направлена на развитие у детей творческой активности в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (вокально-слуховой координации, ритмических движений, исполнительского мастерства, самовыражения в движении под музыку).
Программа рассчитана на один год обучения, предназначена для детей 5-7 лет.
Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая, количество учебных недель 36. Основная форма работы с детьми – непосредственно образовательная деятельность. Длительность одного занятия 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня по подгруппам в количестве 12 человек в каждой, один раз в неделю.
Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (приказы Минобрнауки России от 06.10. 2009 №373, от 17.12.2010 №1897, от 17.05.2012 №413, на основании рекомендаций по составлению учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы образования на территории Ростовской области, на 2017-2018 учебный год (приказ от 18.05.2017г. №24/4.1-3996, приказа Отдела образования Администрации Семикаракорского района от 19.05.2017г. №345 «О разработке образовательными учреждениями Семикаракорского района учебных планов на 2017-2018 учебный год» и в соответствии с учебным планом филиала «Большемечетный» МБДОУ Д/с «Золотой петушок» на 2017-2018 учебный год
Группа Количество часов в неделю Количество учебных недель По программе Праздничные дни
Итого
Старшая 1 36 36 1 35
Подготовительня 1 36 36 1 35
3. Учебно-тематический план
Название разделов и тем Количество часов Формы занятий Формы аттестации, диагностики, контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1 «Здравствуй, музыка»
Поэт, художник, композитор 1 1
Слушай музыку 1 1
Танцевальный час 1 1
Нарисуй музыку 1 1
Нотная песенка 1 1
Кто на чём играет 1 1
Спокойной ночи 1 1
Русский сувенир 1 1
Раздел 2 «Музыка выражает настроение и чувства людей»
Музыка вокруг нас 1 1
Музыка – живое существо 1 1
Музыка в мультфильмах 1 1
Музыкальная картина 1 1
Для любимой мамы 1 1
Край родной 1 1
Танцуем вместе 1 1
Пришло Рождество, начинается торжество 1 1
Раздел 3. «Три кита в музыке»
Сольное пение 1 1
Хоровая музыка 1 1
Музыкальный аккомпанемент 1 1
Сочини мелодию 1 1
Семь подружек 1 1
Весело танцорам 1 1
Кто шагает дружно в ряд 1 1
Угадай мелодию! 1 1
Мы – музыканты-исполнители 1 1
Раздел 4: «Природа и музыка»
Скучная картина 1 1
Зимние забавы 1 1
Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко 1 1
«Поёт» дерево 1 1
Песенное лето 1 1
Раздел 5: «Музыкальный рассказ о животных и птицах»
Послушай, как щебечут птицы 1 1
Звери-артисты 1 1
Концерт 1 1
ИТОГО: 33 14 19
4. Содержание изучаемого материала
Старшая группа
Раздел I : «Здравствуй, музыка!»
Занятие1. Поэт, художник, композитор. Как рождается произведение. Что питает вдохновение автора. Важнейшие составляющие таланта поэта, художника, композитора и особенности его проявления в детском возрасте.
Занятие 2. Слушай музыку. Чтобы слушать и понимать музыку, сделать её неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда возникает из тишины. Предлагать детям вслушиваться в наиболее яркие, запоминающиеся интонации музыки, ритмы, краски. Можно научиться слышать музыку мысленно, внутри себя.
Занятие 3. Танцевальный час. Разучивание танцевальных элементов танца. Ритмическая гимнастика. Импровизация несложного танца.
Занятие 4. Нарисуй музыку. Ребята рисуют музыку, услышанную на занятии, представляют в цвете свои музыкальные впечатления.
Занятие 5. Нотная песенка. С помощью «Песни о лесенке» начать знакомство детей с музыкальной грамотой. Дать первичные представления об элементах нотного письма: графическом изображении нотных знаков, названиях нот, скрипичном ключе, нотном стане.
Занятие 6. Кто, на чём играет. Знакомство детей с наиболее распространёнными музыкальными инструментами. Развивать умение отличать на слух их звучание.
Занятие 7. Спокойной ночи. Знакомство с жанром колыбельных песен, с песнями мамы и заставкой к телепередаче «Спокойно ночи, малыши».
Занятие 8. Русский сувенир. Знакомство с музыкальным фольклором русского народа, праздниками, песенным и инструментальным народным творчеством.
Раздел II : «Музыка выражает настроения и чувства людей»
Занятие 9. Музыка вокруг нас. Музыка сопровождает человека с самого его рождения. Без музыки невозможно представить жизнь людей. Музыка окружающего мира. Накопление слухового опыта при восприятии различных музыкальных произведений.
Занятие 10. Музыка – живое существо. Переживание художественно-эстетических эмоций, которые являются активной движущей силой в постижении единства эмоционального и логического, в развитии интонационно-слухового опыта.
Занятие 11. Музыка в мультфильмах. Роль музыки в мультфильмах. Выражение средствами музыки характеров героев мультфильма.
Занятие 12. Музыкальная картина. Привести детей к пониманию того, что искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако, у каждого вида искусства свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, зрителям, слушателям художественных образах.
Занятие 13. Для любимой мамы. Занятие посвящено самому дорогому человеку. О маме сочинено очень много песен, в которых выражается огромное чувство любви к родному и близкому человеку
Занятие 14. Край родной. Отношение к своей Родине, её природе, людям, культуре, традициям и обычаям воспитывается с детства. Ребёнок может отыскать в своём сознании, своём сердце, в своей душе те струны, которые связывают его крепкими узами с родным домом, родителями, друзьями, школой, его «малой родиной». Раскрыть детям глубокий смысл понятия «Родина» через эмоционально – открытое, позитивно – уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.
Занятие 15. Танцуем вместе! Разучивание элементов танца. Ритмическая гимнастика.
Занятие 16. Пришло Рождество, начинается торжество. Знакомство дошкольников с сюжетом о рождении Христа народными обычаями празднования церковного праздника – Рождества Христова. Приобщение детей различных религиозных конфессий к культурному наследию России. Представление воспитанников дополняется собственными рассказами детей. Радостная «встреча» с колядками.
Раздел III : «Три кита в музыке : песня, танец, марш»
Занятие 17. Сольное пение. Музыку исполняют по-разному: играют на музыкальных инструментах, под неё танцуют и шагают. И, конечно же, поют. Когда человек поёт один, его называют солистом.
Занятие 18. Хоровая музыка. Музыку можно петь по одному (сольно, а можно исполнять всем вместе. Это значит хором. Много музыки придумано для того, чтобы петь хором.
Занятие 19. Музыкальный аккомпанемент. Что такое музыкальный аккомпанемент. Взаимосвязь мелодии и аккомпанемента. Аккомпанирующие музыкальные инструменты – рояль, гитара.
Занятие 20. Сочини мелодию. Какая бы музыка ни звучала, мы всегда выделяем мелодию. Что нужно для того, чтобы сочинить небольшую песенку, например, на стихи А. Барто «Золотая осень»?
Занятие 21. Семь подружек. Знакомство с азами нотной грамоты. Пение гаммы.
Занятие 22. Весело танцорам. Танец – древнейший вид искусства, его роль в жизни человека. Религиозные верования как одна из причин возникновения танца. Эмоциональное воздействие искусства танца на зрителей.
Занятие 23. Кто шагает дружно в ряд. Легко или трудно маршировать. Маршируя, надо делать чёткие, размеренные шаги и попадать в сильную «ударную», музыкальную долю. Не забывать следить за руками.
Занятие 24. Угадай мелодию! «Мелодия» - слово, красивое само по себе, мягкое, благородное. Мелодия как важнейшее средство музыкальной выразительности. По мелодии можно узнать знакомую музыку. Можно и посоревноваться в своём умении угадывать знакомые музыкальные произведения.
Занятие 25. Мы – музыканты-исполнители. Игра на детских шумовых инструментах.
Раздел IV : «Природа и музыка»
Занятие 26. Скучная картина. Воплощение в музыке образов осенней природы. Музыкально-визуальные ассоциации в восприятии образов природы. Связь жизненных впечатлений детей об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П. И. Чайковского, Г. В. Свиридова, детскими песнями.
Занятие 27. Зимние забавы. Отражение темы зимы в музыке, живописи, поэзии. Связь жизненных впечатлений детей о зиме с музыкальными произведениями П. И. Чайковского, Г. В. Свиридова, детскими песнями.
Занятие 28. Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко. Выражение весеннего настроения в слове, цвете, звуке. Связь жизненных впечатлений детей о весне с музыкальными произведениями П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, весенними песенками-попевками.
Занятие 29.«Поёт» дерево. Многие музыкальные инструменты изготовлены из дерева. И все они звучат по-разному. Первоначальные представления детей о тембре музыкальных инструментов, о разделении их на группы.
Занятие 30. Песенное лето. Лето – весёлое времяпровождение. И без музыки и задорных песен о лете не обойтись.
Раздел V : «Музыкальный рассказ о животных и птицах»
Занятие 31. Послушай, как щебечут птицы! Птичьи голоса – это тоже, своего рода музыка. Не зря же говорят, что птицы «поют». Музыкальные инструменты могут подражать голосам птиц, могут изобразить их звуком. Музыка С. С. Прокофьева – яркий пример.
Занятие 32. Звери-артисты. Многие композиторы сочиняли музыку, главные герои которой были животные. И в песенном репертуаре звери выступают, как люди.
Занятие 33. Концерт. Исполнение песен, выученных на занятиях.
Подготовительная группа
Занятие 1-2. Семь волшебных звонких нот (театрализованный концерт). Повторение и продолжение знакомства с азами нотной грамоты.
Занятие 3. Музыкальная игротека (музыкальные загадки). Музыкальные инструменты. Различие в их звучании.
Занятие 4-5. Звуки музыкальные, смешные и печальные, далёкие и близкие, высокие и низкие. Музыка – искусство звуков, но не простых, а музыкальных. Музыкальные - можно спеть голосом или исполнить на музыкальном инструменте. Выстраивание унисона. Высокие звуки поются тонким голосом, легко, звонко. Низкие – более басовитые, густые. Важное свойство музыкального звука – его длительность: длинный он или короткий. Музыкальные звуки по силе бывают громкие и тихие.
Занятие 6. Танцевальный час. Ритмы танца. Показ и разучивание танцевальных движений.
Занятие 7. Рождение музыки (беседа). Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед дошкольниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.
Занятие 8. Стихи о музыке. Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее. Музыку не только слушают. О ней сочиняют стихи.
Занятие 9. Игра «Найди потерянную рифму. Демонстрация знаний в области музыкальных терминов.
Занятие 10. Музыкальные истории. Маленькие любопытные истории, в которых рассказывается об известных композиторах и музыкантах, помогут сделать их произведения ближе и сердечнее для каждого слушателя.
Занятие 11. Дымковская игрушка (досуговое мероприятие). В селе «Дымково» любили песни, пляски, игры. В этом селе рождались чудо-сказки. А длинными, зимними вечерами лепили волшебно-расписные игрушки из глины.
Занятие 12. Танцевальный час. Ритмы танца. Показ и разучивание танцевальных движений.
Занятие 13. Наш гость – марш. Отличительные особенности марша. Разнообразие маршей. Передача характера маршевой музыки.
Занятие 14. Наш гость – танец. Взаимосвязь танцевального искусства с духовной жизнью народа. Почему художественный язык танца понятен всем без перевода. Отличительные особенности танца. Передача ритмики танца. Разнообразие танцев.
Занятие 15. Наш гость – песня. Самый известный и распространённый жанр – это песня. Музыкальное произведение, исполняемое голосом. Различные приёмы исполнения песен. Огромное разнообразие песен.
Занятие 16. Встреча музыкальных жанров. Основные музыкальные жанры, их названия, специфика. Примеры этих жанров. Три основных музыкальных жанра - марш, танец и песня – могут существовать не только каждый сам по себе, но и встречаться.
Занятие 17. Знакомство с оперой. Музыкальный спектакль – опера. Разнообразие сюжетов опер. Музыкальные жанры – песня и танец – привели нас в волшебную страну оперу, где все поют.
Занятие 18. Знакомство с балетом. Музыкальный спектакль – балет, где все танцуют. Разнообразие балетов.
Занятие 19. Музыкальная речь. Мелодия. Мелодия – главная составляющая музыки. Разнообразие мелодий. Строение мелодии. Главный звук мелодии – тоника.
Занятие 20. Танцевальный час. Ритмы танца. Показ и разучивание танцевальных движений.
Занятие 21. Детский альбом П. И. Чайковского. Детские воспоминания из жизни композитора стали основой для музыкальных пьес альбома. Идея возникновения «Детского альбома». Разнообразие произведений альбома.
Занятие 22. Приглашаем в город Конфетенбург (по балету П. Чайковского Щелкунчик). Новогодняя сказка немецкого писателя Эрнста Гофмана стала основой для сочинения русским композитором Петром Чайковским прекрасного балета. Изображение в музыке новогоднего праздника, сражения, встречи с прекрасным принцем, а затем – посещение сказочного города под названием Конфетенбург. Переплетение реальной жизни людей с вымыслом и фантастикой. Знакомство с необычным музыкальным инструментом – челестой, на котором играют, нажимая на клавиши.
Занятие 23. Детская музыка С. С. Прокофьева. Экскурсия по пьесам композитора, созданным специально для детей.
Занятие 24. Коты и кошечки в музыке. Музыка композиторов, посвящённая кошке. Имитация кошачьих звуков. Интересные истории о семействе кошачьих.
Занятие 25. Баба Яга – музыкальный персонаж. Злая волшебница из русских сказок – Баба Яга. Разнообразие музыкальных средств, которые используют композиторы при передаче образов русских народных сказочных персонажей. Разнохарактерность в изложении персонажа Бабы Яги.
Занятие 26. Детская музыка Л. Бетховена. Немецкий композитор сочинял прекрасную музыку, которую любят все. Он выражал прекрасными звуками чувства человека, его радость, его горе. Страницы биографии композитора. Бетховен – искусный мастер импровизаций. Произведения для детей.
Занятие 27. Музыкальный волшебник – М. И. Глинка. Детство композитора, наполненное музыкой. Таланту композитора были подвластны все стороны человеческой жизни – тоска по Родине, радость от встречи с весной.
Занятие 28. Танцевальный час. Ритмы танца. Показ и разучивание танцевальных движений.
Занятие 29. Дорогие мои друзья (литературно-музыкальный концерт). Ознакомление с жизнью и творчеством выдающегося композитора, педагога и общественного деятеля Д. Б. Кабалевского.
Занятие 30. Знатоки природы (викторина). Загадки о птицах, слушание голосов птиц, исполнение игр и песен о птицах.
Занятие 31. Сказка «Репка». Народное творчество о труде в стихах, песнях, играх.
Занятие 32. Все работы хороши, выбирай на вкус (праздник труда). Все люди трудятся, чтобы приумножить богатство нашей Отчизны. Народное и песенное творчество о труде. Трудовые игры-аттракционы.
Занятие 33.«Где это видано…» Сатира и юмор в музыке. Смешные истории о музыке и музыкантах.
Занятие 34. Праздник музыки и лета (театрализованный концерт). Весёлые представления о летних каникулах, музыкальных впечатлениях. Сюрпризы, музыкальные моменты, игры. Демонстрация навыков в сольном и хоровом пении.
Занятие 35. Концерт. Исполнение песен, выученных на занятиях.
5. Методическое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы
1. Методическое сопровождение программы :
- методические материалы,
- методические рекомендации по проведению занятий,
- условия достижения наилучшего результата,
- условия реализации программы (музыкальный зал-94,8, музыкальный центр, проектор, баян, микрофон, бубны, ложки, колокольчики и другие шумовые инструменты,
- методические разработки по темам программы,
- план и методика ведения воспитательной работы в объединении,
- разработка сценариев открытых мероприятий, занятий и т. д.
2. Диагностические материалы:
- проведение итогового мероприятия
3. Дидактические материалы:
-наглядные материалы,
-тематические текстовые подборки,
-аудиозаписи, пособия,
-темы и описание обучающих и практических заданий,
-материалы диагностических и обучающих игр,
-изображение образцов изделий, тематические репродукции картин
6. Список литературы
1. Артоболевская А. А. «Первые встречи с искусством»-М. Просвещение, 1995
2. Брагинская Ж. И. «Время и песня» - М. Профиздат, 1986.
3. Взаимодействие и синтез искусств- Л. Наука, 1978
4. Вообрази себе. Поиграем, помечтаем- М. Эйдос, 1994
5. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М. Просвещение, 1991
6. Выготский Л. С. «Гимнастика чувств»-М. Просвещение, 1985
7. Из истории музыкального воспитания : хрестоматия сост. О. А. Апраксина -М. Просвещение, 1990
8. М. С. Осеннева, В. А. Самарин «Методика работы», М., 1999
9. Методика Исаевой И. О. «Как правильно стоять».
10. Методика обучения вокалу Д. Огороднова
11. Н. А. Ветлугина, Музыкальное развитие ребенка, М., 1972
12. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь» - М. Просвещение,1988
13. Пособие для музыкального самообразования -М. Музыка, 2000
14. Правила вокального пения, Журавленко Н. И.
15. Программа и рекомендации по развитию певческого голоса К. В. Тарасова
16. Требования и условия работы дыхательных органов, В. Емельянов.