Виктория Мучаева
Семинар «Комплексная реабилитация детей в сенсорной комнате»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР
на тему:
«КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ»
Психолог: Мучаева В. Д.
Элиста, 2016г.
Сказочный мир сенсорной комнаты в Доме ребенка
Сегодня в связи с дезорганизацией жизни семьи, ее материальными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака в России наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 80% - социальные сироты, лишившиеся попечения родителей по социально-экономическим причинам, то есть дети-сироты при живых родителях. Практика показывает, что именно они показывают основной контингент детских домов и домов ребенка.
Публикация «Семинар „Комплексная реабилитация детей в сенсорной комнате“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Последствия социального сиротства для детей крайне тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни: это глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности матери; отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей. Для воспитанников детских домов и домов ребенка свойственны проблемы психологические, медицинские, педагогические и социальные.
В нашем Доме ребенка живут дети с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики и недостатками физического развития, оставшиеся без попечения родителей с профильной патологией, по медицинским и социальным показаниям. Выраженность симптомокомплекса основного заболевания в сочетании с симптомами материнской, эмоциональной, социальной и сенсорной депривации в значительной степени углубляет состояние детей.
Поэтому основу образовательного процесса в нашем Доме ребенка составляет комплексная реабилитация детей (организация своевременной и целенаправленной коррекционно-педагогической и медицинской работы).
Малыши, поступающие к нам, отличаются сниженной работоспособностью, они, как правило, негативны или малоактивны, недостаточно сосредоточенны, очень сложно овладевают учебным материалом и требуют специальных педагогических воздействий. Поэтому деятельность всех специалистов скоординирована: психолог, дефектолог, логопед и воспитатели ведут работу над нарушением психомоторного и речевого развития в тесном взаимодействии. Такие нарушения проявляются у детей в форме несформированности эмоционально-волевой сферы, общей и мелкой моторики, отсутствия или слабости ранних вокализаций, поздних сроков появления первых слов, мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, саливации, как результат – нечеткое звукопроизношение.
Чтобы обеспечить нашим детям специальную своевременную коррекционно-педагогическую помощь, повысит эффективность образовательного процесса, педагогический коллектив находится в постоянном творческом поиске.
С 2004 года мы стали активно использовать для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития детей раннего возраста безграничные возможности сенсорной комнаты.
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воздействуют на органы чувств (зрения, слуха обоняния, осязания, вестибулярный аппарат, позволяют осуществлять коррекцию личностных особенностей наших малышей.
Воспитательно-образовательный процесс в сенсорной комнате осуществляет психолог. Коррекционная работа в условиях сенсорной комнаты позволяет успешно решать задачи.
Работа по освоению возможностей сенсорной комнаты осуществляется психологом в двух направлениях, непосредственно дети и персонал Дома ребенка. Деятельность психолога направлена на определение структуры интеллектуального развития ребенка, на нормализацию его психоэмоционального состояния, развитие понимаемой и активной речи, а также слухового и зрительного восприятия, дыхательных и голосовых функций, совершенствовании общей и мелкой моторики, формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно-активной гимнастики.
Современную коммуникативно-деятельную психологическую систему мы выстраиваем на следующих принципах:
- опора на различные анализаторы функциональных систем – зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной;
- опора на сохраненные звенья нарушенной функции;
- комплексное воздействие;
- личностная активность;
- поэтапное формирование умственных действий;
- учет зоны ближайшего развития.
В процессе обучения детей от 1,5 до 3 лет используем сочетание индивидуальных и подгрупповых занятий, продолжительность которых составляет 15 – 20 минут.
Психолог проводит игровые занятия с детьми с целью погружения в новую тему на закрепление. Темы игр-занятий разнообразны, например: «Помоги кукле», «Мои игрушки», «Посуда», «Времена года» и т. д. В зависимости от требуемой направленности воздействия на центральную нервную систему ребенка (активация или релаксация) используется соответствующее оборудование сенсорной комнаты.
Снятия психоэмоционального напряжения происходит в релаксационном блоке, куда входят бассейн с шариками, мягкие пуфики-кресла и аудиобиблиотека записей релаксационной музыки, вращающийся зеркальный шар, профессиональный генератор музыки.
Для развития у детей социальных эмоций, коммуникативных навыков и внутренней активности психолог применяет активационный блок, который включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, а также сенсорные панели, сухой бассейн.
Мягкая безопасная среда, спокойная музыка и медленно меняющиеся световые эффекты действуют на ребенка успокаивающе и оказывают расслабляющее воздействие.
Яркие стимулы привлекают и поддерживают внимание малышей. Они используются для зрительной и слуховой стимуляции, повышения двигательной активности и исследовательского интереса. Безопасные зеркала оптически увеличивают пространство.
Музыкальный центр с набором CD – дисков является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания, которые возникают у детей во время звучания приятных музыкальных произведений или звуков природы, помогают им сосредоточить внимание, тонизируют центральную нервную систему. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в сенсорной комнате используют специальные записи, в которых музыкальные звуки как бы переплетены с шумом воды, ветра, пением птиц и т. п.
Лучи света, отражаясь от зеркального шара, закрепленного на потолке превращается в бесконечное множество «зайчиков», которые словно маленькие звездочки плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняет цвет окружающего пространства. В сочетании со спокойной музыкой создается ощущение сказки, героями которой становятся наши малыши.
Хождение по тактильной дорожке (совмещение нескольких модулей с различными тактильными покрытиями) – очень интересное занятие! Сенсорная тропа развивает у детей тактильное восприятие, координацию движений и помогает в профилактике плоскостопия.
Детские игры в сухом бассейне эмоционально окрашены. Играя, малыши выплескивают свою энергию, погружаются в шарики, принимая комфортную позу. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, которыми наполнен бассейн, дает возможность почувствовать свое тело и создает эффект мягкого массажа, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.
Наша сенсорная комната укомплектована мягкими пуфами-креслами, заполненными гранулами из полистирола. Гранулы, наполняющие кресло, оказывают мягкое и приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Новая предметная среда позволяет ребенку быть самим собой, делать то, что он захочет сам. Ведь сенсорная комната является местом, где можно обо всем забыть и спрятаться от внешнего мира в пучок фибироптических волокон с боковым свечением, которые спускаются вниз, словно струи воды, приятно касаются ребенка, стимулируя тактильные ощущения.
Игры-занятия с детьми проводятся на основе интеграции с использованием разнообразного игрового материала, что позволяет с легкостью переключать малышей от одного вида деятельности к другому, усиливает развитие познавательного интереса и влияет на гармоническое развитие личности каждого ребенка.
Как показала практика, использование технологии сенсорной комнаты, элементов игротерапии наряду с традиционными методами и приемами обучения дает наибольший результат в реабилитации детей с задержкой психоречевого развития.