МААМ-картинки

Программа занятий с родителями по коррекции детско-родительских отношений

Наталья Богоявленская
Программа занятий с родителями по коррекции детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы

1. Дом добрых сердец

Программа, направленная на коррекцию детско-родительских отношений, улучшение эмоционального состояния, развитие эмоционального интеллекта семьи.

Занятия по программе рекомендовано проводить с родителями, воспитывающих детей с нарушениями психоэмоционального развития, ОНР, включенных в коррекционно- развивающую группу к педагогу – психологу.

Пояснительная записка

Публикация «Программа занятий с родителями по коррекции детско-родительских отношений» размещена в разделах

Человек может назвать себя счастливым, если живет в дружной, любящей, семье. Такая семья была и остается тихой гаванью, куда можно причалить в минуты сомнений и тревог. А если в этой «гавани» случаются ссоры, недомолвки, разногласия, то страдают абсолютно все члены семьи, но далеко не все понимают, как сделать так, чтобы предотвратить наступление шторма, не допустить серьезных конфликтов.

Семье, воспитывающей ребенка с нарушениями психоэмоционального развития, такими как эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, гораздо сложнее сохранить благоприятную психологическую обстановку, самостоятельно справиться с грузом навалившихся проблем. Многие члены семьи, из-за постоянного пребывания в состоянии стресса имеют личностные нарушения. Такая семья нуждается в системе коррекционных мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на всю семью в целом.

. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемы принадлежит К. Л. Белопольской, Овчаровой Р. В., в работах которых определены принципиальные подходы к организации консультирования и коррекции отношений в данной категории семей. Основной акцент в данном блоке занятий делается на коррекцию детско-родительских отношений, снижение тревожности, улучшение эмоционального состояния семьи, повышение уровня коммуникативной толерантности, развитие эмоционального интеллекта семьи. Важной задачей является помощь родителям в вопросах воспитания и развития детей, обучение членов семьи сотрудничеству, способам выхода из стрессовых и конфликтных ситуаций.

Создание программы обусловлено тем, что большое количество семей, обратившихся за помощью к психологу, имеют трудности в формировании внутрисемейных отношений. К проблемам, выявленным в результате знакомства с семьей и первичной диагностики, относятся непонимание возрастных особенностей ребенка, неумение принять его таким, какой он есть, открыто говорить о своих чувствах, проявлять их. Для многих членов семей характерно снижение фона настроения, неадекватно заниженная самооценка, тревожность. Некоторые родители выбирают неправильный стиль воспитания, объясняя такой выбор болезнью ребенка. Все эти факторы накладывают отпечаток на отношения между родителями и ребенком. Во многих семьях возникают ситуации, когда родители не знают, как наладить отношения, не понимают причин возникновения ссор и конфликтов. Многие осознают, что трудно в одиночку бороться со своими проблемами и что им нужна квалифицированная помощь специалистов.

Цель программы : Создание условий для гармонизации отношений в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями психоэмоционального развития.

Задачи:

1. Развивать психологическую культуру родителей.

2. Способствовать снижению чувства страха и тревожности, развитию уверенности в решении возникающих проблем.

3. Мотивировать родителей на формирование открытой родительской любви к своим детям.

4. Способствовать развитию у членов семьи толерантности, терпимости, понимания друг друга, «принятие друг друга такими, какие они есть».

5. Способствовать улучшению эмоционального фона настроения, повышению сопротивляемости стрессовым ситуациям.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня психолого- педагогической компетентности родителей.

2. Снижение у родителей уровня тревожности, повышение уверенности в себе.

3. Повышение уровня коммуникативной толерантности.

4. Проявление открытой родительской любви к детям.

5. Изменение отношения к себе и ребенку на более позитивное.

6. Активное использование членами семьи приобретенных знаний в формировании дальнейших взаимоотношений в семье и в обществе при нахождении конструктивных способов выхода из конфликтных и стрессовых ситуаций.

Критерии эффективности:

1. Снижение уровня личностной тревожности.

2. Изменение способов поведения в конфликтных ситуациях.

3. Коммуникативная толерантность.

4. Самооценка.

5. Отзывы родителей.

Формирование групп происходит на добровольной основе. Комплектование проводится с учетом проблем, имеющихся в семьях. Желательно, чтобы в одну группу входили дети близкого возраста. Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей, либо тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. Количественный состав группы 5—6 пар (10—12 человек). Данный блок включает 10 занятий, продолжительность каждого 1,5 -2 часа. Занятия проводятся не реже двух раз в год.

Для проведения занятий требуется :

1. Игровой зал с ковровым покрытием или коврики по количеству участников.

2. Магнитофон.

3. Канцтовары по числу участников. (листы формата А 4, карандаши, ручки, фломастеры, краски)

4. Мяч средних размеров.

5. Клубок ниток.

Кадровое обеспечение: педагог- психолог.

Структура программы :

1. Приветствие.

2. Основная часть:

- упражнения, способствующие повышению самооценки, уверенности в себе, повышению своей значимости в коллективе, семье, обществе;

- ролевые игры для отработки владения собой в психотравмирующих ситуациях;

- упражнения на релаксацию, направленные на снижение личностной тревожности и обучение управлению своими чувствами;

- разминка, упражнения, направленные на установления контакта, активизацию членов группы, поднятие настроения, либо на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения (данные упражнения могут проводиться как в начале занятия, так и между отдельными упражнениями).

-упражнения, направленные на установление контакта между родителем и ребенком.

3. Рефлексия занятия, подведение итогов.

4. Ритуал прощания.

Семья- это дом, в котором тепло и комфортно от тепла человеческих сердец. Именно в семье зарождаются первые чувства, эмоции, первые социальные навыки. Наш ребенок - наше продолжение. Он смотрит на нас, взрослых, влюбленным, доверчивым взглядом, верит безгранично, и если постоянно получает от нас помощь и поддержку, то начинает ценить себя, учится верить в людей, которые их окружают. Если взрослые, живущие рядом с ребенком, честны, открыты, доброжелательны, терпимы к недостаткам и слабостям других, то он приобретает положительный опыт. Он старается быть благородным и справедливым, учится понимать других и обязательно создаст в будущем крепкую, счастливую семью. Он сможет обучить своих детей главному: умению понимать и прощать, любить и демонстрировать свою любовь с помощью ласки и требовательности, быть уверенным в себе и всегда находиться на позитивной волне. Такая семья-это дом добрых сердец, который всегда открыт для друзей, сердце, в котором всегда живет самое заветное и сокровенное – любовь к ребенку.

Содержание программы «Дом добрых сердец»

Тематический план программы.

1. «Кто чем богат,тот тем и делится».Создание благоприятной доверительной

атмосферы для совместной работы. Знакомство участников друг с другом и психологом;

установление контакта с родителями; осознание проблем межличностного взаимодействия.

2. Новоселье. Формирование представления о семье и доме как о самом надежном месте. Диагностика семейных отношений;Выявление проблем или точек тревоги в отношениях семьи;снижение уровня тревожности;отработка умения снятия психомышечного напряжения;

3. Эмпатия. Развитие взаимодействия между членами группы. Обучение расслаблению мышц и снятию внутренних зажимов при возникновении напряжения;развитие умения понять и почувствовать друг друга;осознание своих индивидуальных качеств.

4.«Давайте говорить друг другу комплименты» Развитие навыков и умений выражать свои чувства, уверенности участников группы в том, что их любят.

Развитие умения думать и говорить о себе и своих близких в положительном ключе;

отработка навыков владения собой в тревожных, стрессовых ситуациях;помочь почувствовать ребенку и родителям насколько важна в жизни любовь близких людей.

5. Чего боятся дети? Оказание помощи в осознании причин своей тревожности, беспокойства и способов повышения своего настроения Выявление «образа страха»;

обучение адекватному реагированию на возникновение пугающей ситуации;

формирование уверенности в правильности действий и изменение образа страха на другой, не пугающий образ;снижение тревожности, беспокойства;

улучшение фона настроения.

6. Учимся состраданию Развитие эмпатии, чувства близости между родителями и детьми, повышение уровня коммуникативной толерантности. Повышение самооценки;

развитие уверенности в себе;

развитие чувства эмпатии, способности сопереживать, сочувствовать, принимать другого человека;тренировка снятия мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений;

7. Такие разные чувства. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Обучение эффективным способам общения;развитие навыков сотрудничества;

снятие негативных настроений и восстановление сил;проигрывание различных эмоций и состояний.

8. Волшебный стул Способствовать повышению самооценки участников, улучшению взаимоотношений между членами семьи. Формирование чувства доверия и уверенности в себе;снятие мышечного напряжения, усталости, расслабления мышц;

создание возможности увидеть себя со стороны, оценить свой характер.

9. Конфликт Сформировать навыки конструктивного решения конфликта. Создание условий для двигательного и эмоционального раскрепощения;

расширение поведенческого репертуара; улучшение эмоционального контакта;

повышение уверенности в себе и своих силах.

10. Семья-это семь «я».Закрепление и анализ полученного опыта. Закрепление чувства уверенности в себе,своей значимости в семье;фокусирование внимания на собственных резервных силах;

Приложение 1

Занятие для родителей с элементами тренинга по программе «Дом добрых сердец»

Тема: «Кто чем богат, тот тем и делится».

Цель: Создание доверительной атмосферы для совместной работы.

Задачи: 1. Знакомство участников друг с другом и психологом;

2. Установление контакта с родителями;

3. Осознание проблем межличностного взаимодействия.

Участники: родители, дети. воспитатель, психолог

Продолжительность: 1 час 30 минут.

1. Приветствие. Знакомство.

Цель: Знакомство участников, сплочение, создание доверительной обстановки.

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада встрече с вами!

Сегодня речь пойдет о самом дорогом, что мы имеем в жизни – наших детях! Мы будем сидеть в кругу, чтобы все могли видеть друг друга.

В самом начале нашей встречи хотелось бы, чтобы мы как можно лучше узнали друг друга. Для этого давайте сделаем следующее: напишите, пожалуйста, на листочке бумаги свое имя, то, каким бы вы хотели, чтобы вас называли сегодня и прикрепите листочек к груди. Представьтесь. Назовите два качества, которые вам присущи и начинаются с первой буквы вашего имени.

Давайте настроим себя на позитивную волну. Залог всего- ваше хорошее настроение и душевное равновесие. В каждом из нас живет ребенок. Любите себя. Хвалите себя! Устраивайте себе маленькие празднички! Побалуйте себя.

2. Подари улыбку.

Цель: Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия.

Скажите волшебному клубочку, что вам хочется сейчас. Этот волшебный клубочек связал нас одной ниточкой. А сейчас давайте по очереди будем передавать улыбку по кругу друг другу.

3. Презентация.

Цель: Знакомство участников. Выявление проблем во взаимоотношении с детьми.

Просьба представиться, назвать свое имя, сказать, как зовут вашего ребенка, и продолжить высказывание фразой о том, что говорят о вас ваши близкие. Желательно ваш ребенок.

«Кто чем богат, тот тем и делится» (притча о добром и завистливом соседе).

Что чувствовали? Какое настроение?

4. Чем мы делимся со своими детьми?

Давайте попробуем определить самостоятельно насколько удается понимать ребенка. Закройте глаза, представьте, что вы встречаете лучшего друга или подругу. Как вы показываете, что рады этому человеку? А теперь представьте, что это ваш ребенок. Не бойтесь переборщить.

Посчитайте, пожалуйста, сколько раз обращаетесь к ребенку, а) с положительными высказываниями. б) с отрицательными.

Вопрос родителям для рефлексии : Понимаю ли я своего ребенка?

5 Упражнение.

Цель: осознание своего поведения, стиля воспитания, обучение методам бесконфликтного взаимодействия с ребенком.

Ребенок очень раним. Иногда случайно сказанное несправедливо слово оставляет глубокий след в душе ребенка. Очень важно каким тоном мы разговариваем со своим ребенком, какие жесты, мимику используем, повышаем ли голос. По просьбе ведущего два человека выходят за дверь, остальные участники прячут предмет и встречают вернувшихся. Одного из них встречают ласково, дружелюбно, оказывая всяческую помощь и содействие, другому говорятся резкие слова, участники всем видом показывают, что их раздражают действия вошедшего, его медлительность и несообразительность.

По окончании упражнения группа обменивается мнениями, ведущие (те, кто выходил из комнаты) говорят о своих чувствах, переживаниях.

6. «Художник»

Цель: развитие внимания, усидчивости, повышение фона настроения, снижение напряжения.

Участники разбиваются по парам, в течение 2-3 минут рисуют на спинах друг у друга какой-нибудь предмет. Тот, кто исполняет роль доски, должен отгадать, что нарисовано у него на спине. Потом меняются ролями. По окончании упражнения рефлексия.

7. Комплимент по кругу.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, активизация проявления своих чувств.

Доброе ласковое слово никогда никому не помешает. Делаем комплименты по кругу своему ребенку, побеждает тот, кто скажет больше всего хороших слов в адрес своего ребенка.

8. Притча о том, насколько важно заботиться о своих близких, дарить им душевную чуткость и доброту.

Один человек хотел знать, что происходит в грядущем мире. Очутился в подземелье и побывал в двух огромных банкетных залах. К рукам привязаны приборы метровые. Но в одном зале люди выглядели голодными, злыми, а в другом сытыми и довольными. Происходило это потому, что в первом зале каждый был за себя, а во втором чувствовалась забота и поддержка, атмосфера радости, терпения, чуткости, душевной теплоты. Такие отношения являются идеальными для семьи, ведь в семье важно, как относятся друг к другу ее члены, помогают ли, достигают ли взаимопонимания.

Обсуждение с родителями смысла притчи. Каждый участник высказывает свое отношение, анализирует. Как эту притчу можно отнести к отношениям в семье?

9. Обратная связь.

Цель: Помочь участникам осознать мотивацию своего участия в группе.

Публикации по теме:

Конспект родительского клуба «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка» Цель: Осмысление родителями роли детско-родительских отношений в развитии личности ребенка. Помощь в нахождении более мягкого выхода из.

Оказание психологической помощи по проблемам детско-родительских отношений и межличностного общения Оказание психологической помощи по проблемам детско-родительских отношений и межличностного общения. Содержание проблем детско-родительских.

Презентация на тему: «Тема:» Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений в решении проблемы нарушения п Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка.

Разработка родительского собрания в ДОУ по теме «Формирование благоприятных детско-родительских отношений в семье» Форма собрания: Тренинг. Цель: Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями. Задачи: 1. Формировать у родителей желание.

Развлечение ко Дню матери для становления положительных детско-родительских отношений Цель: создать праздничное настроение, способствовать становлению положительных детско- родительских отношений. Задачи: 1. Развивать умения.

Сценарий развлечения по развитию детско-родительских отношений «Мы — семья» Звучит музыка, входим в зал и присаживаемся на стульчики. Вед. : завтра наша страна отмечает праздник – День защитника Отечества. В этот.

Современные настольные игры и их значение в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей и детско-родительских отношений Как сориентироваться в огромном количестве современных настольных игр? Какую тему выбрать и как играть? Такие вопросы очень часто встают.

Гармонизация детско-родительских отношений как один из способов формирования развития двигательной деятельности из опыта работы «ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ - КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Тренинг для воспитателей по профилактике и коррекции детско-родительских отношений «Сила слова» Цель: активизация размышления о взаимоотношениях взрослых с детьми. Задачи: расширение представлений и осмысление жизненного опыта; стимуляция.

Занятие по улучшению детско-родительских отношений «Мы вместе» Занятие «Мы вместе» Цель: Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества между родителем и ребенком. Задачи : 1. Содействовать формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа занятий с родителями по коррекции детско-родительских отношений
Опубликовано: 21 апреля 2019 в 15:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа занятий с родителями по коррекции детско-родительских отношений» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Богоявленская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД