Марина Печерица
Гармонизация детско-родительских отношений как один из способов формирования развития двигательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
из опыта работы
«ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
- КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Проведение образовательного процесса в ДОУ выстраивается на основе федерального государственного образовательного стандарта и поэтому возникает необходимость в использовании современных подходов к организации образовательного процесса в ДОУ.
Публикация «Гармонизация детско-родительских отношений как один из способов формирования развития двигательной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Во ФГОС по дошкольному воспитанию раскрывается содержание работы по физическому развитию :
- взрослые создают условия для психофизического развития детей;
- способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
- создают широкие возможности для двигательной активности детей;
- развивают у ребенка интерес к различным видам спорта;
- способствуют становлению и развитию физической компетентности детей.
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители - основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Большинство людей понимают роль спорта в жизни семьи и своего ребенка, но сами порой, почему, то остаются в стороне. В семье родители часто не задумываются над тем, что дети в первую очередь берут пример с них. Родители должны понимать, что воспитывать интерес и любовь к спорту нужно с самого раннего детства.
По своим наблюдениям хочу отметить, что важнейшим способом взаимодействия педагогов и родителей в вопросе развития здоровья, является организация совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Фактором, который, имеет самое действенное значение в физическом воспитании дошкольников, является личный пример взрослых, поэтому считаю, что проведение совместных спортивных праздников и досугов является одной из эффективной формы пропаганды здоровой и крепкой семьи.
В своей работе, при подготовке праздника мне приходилось сталкиваться с рядом трудностей: многие мамы не решаются участвовать в состязании, а папы ссылаются на занятость на работе. Тогда моя задача, как инструктора по Ф/К, донести до родителей, что спортивные досуги, развлечения дают детям возможность проявлять активность, самостоятельность и инициативность. Участие в эстафетах способствует повышению интереса физическим упражнениям, формируют ловкость, решительность, выносливость.
Родители, в свою очередь, участвуя в совместных мероприятиях, получают возможность видеть, как ребенок ведёт себя в коллективе, какую радость и пользу приносят ему игры, веселые состязания.
Дети, видят, как родители бегают, прыгают, соревнуются, проникают новыми чувствами к ним и испытывают огромную радость от взаимного общения. Дошкольники особенно восприимчивы к положительному примеру взрослых, они очень любят праздники, а когда рядом папа или мама это праздник вдвойне.
Мне бы хотелось отметить, что семья и детский сад во взаимодействии друг с другом создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. И наши спортивные праздники, проводимые в детском саду, направлены на то, что бы сблизить детей и родителей и в первую очередь доставить радость детям от совместного выполнения заданий.
Целью моей работы является создание условий для развития двигательной активности дошкольников через гармонизацию детско-родительских отношений.
Задачи меня специалиста, педагога заключаются в повышении компетентности родителей в вопросах физического воспитания детей.
При работе по организации совместной двигательно-игровой деятельности взрослых и детей используются следующие принципы:
Систематичность и последовательность. Регулярность проведения совместной двигательно - игровой деятельности, а также определенная последовательность ее содержания позволяет чаще встречаться детям с родителями, а родителям видеть радость в глазах у детей, желание заниматься физкультурой.
Сознательность и активность. Понимание значимости совместной двигательно - игровой деятельности в формировании общности и единства семьи и возможности видеть детям в родителях друзей и партнеров, желание быть рядом друг с другом, прикоснуться друг к- другу, что и является фундаментом гармонизации детско-родительских отношений.
Доступность и индивидуальный подход. Создание благоприятных условий для самовыражения, максимальной реализации потенциальных возможностей, желания включаться в совместную двигательную деятельность вместе с взрослыми. Это позволяет ребенку осознать свое «Я» в семье, свои способности, выразить себя в деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество, что порождает содержательный диалог между взрослыми и детьми, взаимодействие поколений.
Обратная связь. Данный принцип предполагает создание комфортных условий, атмосферы доверия, сотрудничества. От того насколько доступно взрослому и наглядно для ребенка, настолько и удается им выразить себя, проявить свои чувства.
Безоценочность. Любая оценка способствует фиксированию собственных качеств, достоинств и недостатков. Именно этим обусловлен запрет на любое оценочное выражение отношения педагога к семье. Положительная оценка обеспечивает эмоциональный комфорт детей и взрослых, способствует развитию межличностных отношений.
Одной из основных форм организации двигательной активности детей является активный отдых: физкультурные праздники, досуги, дни здоровья, походы. Активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности, т. е. включает виды физических упражнений. Движения помогают сохранить и укрепить здоровье ребенка путем «догрузки» его организма необходимым по возрасту объемом мышечной деятельности, а также способствует предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.
Практика дошкольных учреждений показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой.
Организация активного отдыха, предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества.
Процесс гармонизации детско-родительских отношений заключается в изменении поведения, деятельности, отношений и установок у родителей по отношению к своему ребенку в результате взаимодействия их на совместных мероприятиях.
Формы сотрудничества с семьей выражается:
• совместная деятельность : спортивные соревнования, развлечения, досуги, праздники, дни здоровья, конкурсы; дополнительная работа по профилактике и коррекции (комплексы упражнений для профилактики правильной осанки, плоскостопия).
• наглядная информация для родителей (папки передвижки, буклеты, консультации специалистов, фотовыставки);
• анкетирование, тесты;
• нетрадиционные формы (круглый стол, различные оздоровительные акции, обмен опытом оздоровления детей).
Спортивные мероприятия в детском саду проводятся в течение года, благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка.
В основу содержания спортивных мероприятий легли физические упражнения и игры, эстафеты которые:
Доступны для совместного выполнения взрослым и ребенком;
-разнообразны по своему физическому воздействию;
-направлены на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей;
-решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
Для поддержания «обратной связи» с семьёй использовался комплекс домашних заданий и консультаций для родителей, тематические родительские собрания. Проводились фотовыставки семейных спортивных уголков, совместного летнего отдыха.
Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности - это совместное творчество родителей и детей: участие в организации физкультурных праздников, исполнение ролей на празднике, выполнение домашних заданий, изготовление двигательно-дидактических игр и нестандартного физкультурного оборудования.
Подводя итоги своей работы по данному направлению, хочется отметить:
в беседе с родителями, я выяснила, что они стали уделять больше внимания физическому воспитанию ребенка. Семьи стали выезжать на природу, кататься на коньках, лыжах, велосипедах. Папы оборудовали дома спортивные уголки, мамы изготовили корригирующие, массажные дорожки. По утрам совместно выполняют утреннюю гимнастику. Родители стали терпимее относиться к шумным, подвижным играм детей дома. Приобретают спортивный инвентарь, оборудование, игры. Всё это, несомненно, очень сближает родителей и детей.
Дети, стали ощущать свою значимость, защищенность, любовь, со стороны взрослых, все то, что способствует внутреннему, душевному комфорту и соответственно располагает к совместным активным занятиям спортом.
Наши родители активные участники образовательного процесса, они не только благодарные зрители на развлечениях, праздниках, открытых занятиях, но и выступают в роли партнера помощника, тренера для собственного ребенка.
Следует отметить и еще один положительный результат таких мероприятий: родители, как правило, становятся искренними союзниками и активными помощниками дошкольного учреждения. В ходе наших встреч, я вовлекаю родителей в образовательный процесс детского сада, своей готовностью помочь им совместно укреплять здоровье ребенка, приобщать к развитию двигательной деятельностью.
Таким образом, результаты проделанной работы доказали эффективность проведения совместных праздников, развлечений для дошкольников и их родителей. Положительный пример родителей помог развитию у детей интереса и осознанного отношения к укреплению здоровья.
Продолжая работу по сближению родителей и детей, планирую вовлечь большее количество семей в другие формы работы по физическому воспитанию, таких как физкультурные занятия, кружковая работа.