Ирина Коваль
Тренинг для воспитателей по профилактике и коррекции детско-родительских отношений «Сила слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизация размышления о взаимоотношениях взрослых
с детьми.
Задачи:
расширение представлений и осмысление жизненного опыта;
стимуляция размышлений о жизненных ценностях и ресурсах;
сплочение педагогического коллектива;
снятие напряжения и тревожности;
профилактика эмоционального выгорания.
Материалы: материалы опыта (сам результат, 3 стола, стулья по количеству участников, аппаратура для воспроизведения музыки, аудиозапись, на отдельных листах конструктивные и негативные установки, мольберт, фото, 2 листа бумаги для конструирования.
Публикация «Тренинг для воспитателей по профилактике и коррекции детско-родительских отношений „Сила слова“» размещена в разделах
Участники: педагог-психолог, воспитатели.
Количество участников: 6-8 человек.
Подготовка:
1. В помещении, где будет проводиться занятие, стулья расставить по кругу. На столе за психологом - материалы опыта. На отдельном столе – музыкальная аппаратура. На мольберте два ватмана. На столе рядом с доской вырезки отдельных установок, клей, экран и видеоаппаратура.
1. Начало занятия.
Педагог-психолог приветствует всех и мотивирует для дальнейшего общения.
-Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть здесь. Вы самые лучшие воспитатели на свете!
Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет для вас полезной и интересной.
2. Разминка.
Упражнение «Знакомство».
- Вы самые замечательные педагоги!
Назовите свое имя и похвалите себя за то, что у вас лучше всего получается, чем вы любите заниматься в свободное время.
Действительно, вы замечательные и талантливые! Вспомните, пожалуйста, как вы стали педагогом, почему вы выбрали эту профессию?
Я точно знаю, что вы еще и замечательные мамы, а некоторые уже и самые добрые бабушки на свете. Расскажите о своих детях, похвалите их друг другу, поделитесь своей радостью (звучит тихая релакс. музыка).
Кто желает? Познакомьте нас с детьми, о которых вы услышали друг от друга (по желанию рассказывают о детях своей собеседницы).
Спасибо! Столько любви в ваших словах, вы действительно самые лучшие! Когда есть в семье любовь, терпение, забота друг о друге, в такой семье вырастают и замечательные дети. Послушные! Активные! Добрые!
3. Сообщение цели занятия.
- Действительно! Вы самые лучшие и талантливые! И мы вместе в этом убедились! Именно с такими талантливыми воспитателями по-настоящему хорошо и комфортно вашим воспитанникам! Но все же, почему мы так часто можем наблюдать у детей отклонения в поведении, проявление тревожности, агрессии?. На этот вопрос мы и постараемся ответить вместе!
4. Работа по теме занятия. Практическая часть.
-Я предлагаю двум желающим поучаствовать в следующем эксперименте: два воспитателя (сейчас они будут просто девочками) по очереди будут складывать самолетик из бумаги, а остальные просто наблюдают. (Психолог критикует, но с разными установками: одну- конструктивной критикой, а другую - негативной критикой.)
-Расскажите (обращаясь к участникам эксперимента, что вы чувствовали, что происходило внутри вас? Те, кто наблюдал, расскажите, что вы заметили, какие внешние изменения с участниками эксперимента происходили?
Примерные ответы. При негативной критике: чтобы не слышать критику-прячут то, что делают; огрызаются, отбиваются; чувствуется обида, боль. Опускаются плечи, голова. Напряженность. Нет улыбки на лице. Нет желания делать дальше. Или, наоборот, скорее все закончить, не думая о качестве. Слова критики не воспринимаются, хочется все равно делать по-своему.
При позитивной критике: радость, улыбка на лице, спокойствие, уверенность, плечи расправляются, голова поднимается. Желание еще сделать! Проявление творчества. Почему такая разница?
- Недавно я случайно увидела один сюжет. Японский учёный Эмото Масару замораживал капельки воды и затем изучал их под сильным микроскопом, имеющим встроенную фотокамеру. Его работа наглядно продемонстрировала различия в молекулярной структуре воды при её взаимодействии с окружающей средой. Этот метод дал возможность показать, каким образом энергетические вибрации человека, мысли, слова и музыка воздействуют на её молекулярную структуру. Эти фотографии доказывают невероятные изменения воды, как живой субстанции, реагирующие на каждую нашу эмоцию и мысль. (Показ фото или презентации).
У нас с вами нет такого микроскопа, поэтому неделю назад мы провели опыт с водой и рисом. Опыт заключался в том, что в одинаковые три стакана насыпали по столовой ложке риса и заливали его водой. В течение недели, каждый день, в один стакан говорили плохие слова (ругали, в другой - только хорошие (хвалили, а третий – совсем не трогали.
Как вы думаете? Что произошло с рисом? (Психолог раскрывает стаканы и показывает результат).
Я сама предварительно провела такой опыт дважды. Первый раз я проговаривала вслух, а второй раз - только мысленно… Результат был тот же!
Обращая внимание педагогов на стакан, которому мы ничего не говорили, но там тоже почернел рис, я произнесла слова В. А. Сухомлинского: «Если человека учат добру - учат умело, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу…- в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – в результате все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Что вы сейчас чувствуете? Поделитесь своими мыслями, чувствами. Сможем ли мы уже ответить на наш вопрос: «Почему происходят изменения в поведении детей?»
-Сегодня у нас с вами есть великолепная возможность составить памятку-подсказку для родителей и педагогов. Есть возможность открыть секреты правильного общения. Быть Врачевателями душ!
(Воспитатели составляют таблицу установок из разрезанных частей таблицы.
Участники подходят к столу и составляют на мольберте памятку).
-Прочитайте, что у вас получилось (занимают свои места).
Естественно, список установок может быть значительно больше. Попробуйте составить свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий. Повторяйте чаще:
«Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали!
Иди ко мне!
Я помогу тебе!
Я радуюсь твоим успехам!»
Эти слова ласкают душу!
Подведение итога. Рефлексия.
-Поделитесь своими впечатлениями, эмоциями. Была ли полезна для вас информация? Подберите девиз к сегодняшней нашей встрече. Можно использовать отрывок из песни, стихотворения, пословицы.
Говорите друг другу добрые слова! Здоровья вам!