Екатерина Рыжонкова
Программа занятий по театральной деятельности для старших дошкольников «Учебник чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Учебник чувств» разработан на базе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство», соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года). Программа опирается на теоретические идеи ленинградской научной школы дошкольной педагогики, принципы гуманистической педагогики и личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию дошкольника.
Проект «Учебник чувств» ориентирован на старший дошкольный возраст.
Публикация «Программа занятий по театральной деятельности для старших дошкольников „Учебник чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Срок реализации краткосрочный (2 месяца).
Занятия проходят 1 раз в неделю по 25 минут.
Целью проекта является формирование эмоционально-экспрессивной лексики у старших дошкольников с использованием театральных технологий.
В соответствие с целью проекта были поставлены следующее задачи:
Обучающие:
– знакомство с широким кругом эмоций человека (радость, грусть, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, злость, нежность, страх, восхищение, печаль, любовь).
– знакомство с многообразием средств выражения эмоций (мимика, пантомимика, интонации, движения, позы);
– знакомство с нравственными качествами (уважение, доброта, ответственность, честность, справедливость);
– обогащение эмоционального опыта ребенка;
– обогащение словаря эмоционально-экспрессивной лексики;
– освоение способов эмоционального самовыражения (вербального и невербального).
Развивающие:
– развитие эмоциональной сферы дошкольников: эмоциональности, эмпатии, эмоциональной отзывчивости;
– развитие коммуникативных навыков: диалогической и монологической речи;
– развитие творческих способностей дошкольников: воображения, способности к импровизации, речевого творчества;
Воспитательные:
– воспитание навыков совместной деятельности в коллективе сверстников;
– воспитание доброжелательного, уважительного отношения к сверстникам и взрослым;
– воспитание сочувствия, способности к сопереживанию, неравнодушного отношения к другим;
– воспитание гуманно-ценностного отношения к миру;
– воспитание положительной самооценки, уверенности в себе.
Разработка проекта осуществлялась с соблюдением следующих общедидактических и специальных принципов:
1. Принцип коммуникативного подхода подразумевающий, что определяющей задачей педагогической работы является формирование умений и навыков, необходимых ребенку для полноценного общения.
2. Принцип деятельностного подхода, реализация которого предполагает учет ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, а также учет особенностей речевой деятельности и процесса ее формирования. В связи с чем обучение носило игровой характер, реализовывалось театрально-игровыми методами.
3. Принцип комплексного подхода, предполагающий закрепление получаемых ребенком знаний, умений и навыков в свободной деятельности, а также во время реализации режимных моментов и остальных занятий (музыкальных, познавательных, занятиях изобразительной деятельностью).
4. Принцип индивидуализации обучения, в соответствии с которым учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей. Работа строилась исходя из речевых и коммуникативных возможностей детей – при сохранении общей логики варьировался объем работы, ее интенсивность и длительность.
Логика построения занятий в рамках проекта «Учебник чувств»
Обратившись к опыту Б. М. Неменского, заключившего, что занятия, где предметом изучения становятся человеческие чувства, переживания, отношения не могут быть построены по логике понятийного мышления, в которой разворачиваются традиционные уроки, за основу мы взяли разновидности занятия-образа: занятие-игра, занятие-драматизация.
Погружение в проект происходит посредством постановки сказочной «проблемы», которую воспитатель излагает дошкольникам от лица перчаточной куклы – принца Радимира. Этот персонаж сопровождает все последующие занятия, в ходе которых детям предлагается помочь Радимиру в написании семи глав «Учебника чувств» для жителей его родной планеты «Кактак», позабывших чувства, эмоции и слова, которыми о них можно рассказать.
Условно каждое занятие проекта можно разделить на этапы, включающие:
1. Пролог – обращение к личному эмоциональному опыту ребенка посредством театрализации стихотворения или театрализованной игры, иллюстрирующих тему занятия.
К. Д. Ушинский писал, что развитие словаря должно опираться на принцип наглядности. Поскольку значение многих эмоционально-экспрессивных слов трудно передать с помощью иллюстрации (например, смысловые оттенки чувств и эмоций, в проекте «Учебник чувств» в качестве средства развития лексического запаса используется театрализация произведений детской художественной литературы. Мы опираемся на наблюдения М. Н. Скаткина, который обосновал возможность объяснения ребенку дошкольного возраста значения слова с помощью другого слова, а также метод «тематического чтения» Е. А. Флериной. Иллюстрирование эмоционально-экспрессивной лексики с помощью театрализации стихотворений, одновременно со словарной работой, способствует запоминанию сочетаемости слов эмоционально-экспрессивной лексической группы с другими единицами языка, а также позволяет тренировать интонационную выразительность речи дошкольников.
2. Действие – моделирование ситуации, активизирующей использование лексики, соответствующей теме занятия.
Активизация новой лексики происходит посредством специально подобранных театрализованных игр, упражнений и этюдов-импровизаций. Здесь мы следуем мысли Д. Б. Эльконина, отмечавшего, что для ребенка «игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии». Именно в действии и взаимодействии, на наш взгляд, должно происходить освоение интересующей нас лексической группы.
3. Осмысление – коллективная беседа, подведение итога занятия;
Закрепление изученных слов происходит в процессе обсуждения материала занятия – используются вопросы, интонационное выделение и повторное проговаривание лексики, обозначающей отношения, характеристики, оценку личностных качеств и поступков героев произведений.
В рамках проекта используются следующие приемы театрализации:
– театрализованные игры;
– этюды-импровизации по заданному сюжету;
– пластическая импровизация под музыку;
– театрализация литературного материала
– сценарная разработка текстов с различным эмоциональным содержанием.
В качестве материала для театрализации использованы произведения детской поэзии, отбор которых осуществлен по следующим критериям:
– содержание литературного материала доступно, соответствует личному опыту дошкольников;
– содержание литературного материала соответствует поставленным задачам;
– яркость, эмоциональность образов позволяет использовать их в инсценировках;
– произведения иллюстрируют различные модели поведения в ситуациях проявления эмоций, социального взаимодействия, нравственного выбора.
Предполагалось также включение родителей в процесс реализации проекта путем предоставления им материалов и заданий для самостоятельной работы.
Ожидаемые результаты реализации проекта «Учебник чувств»:
– пополнение и активизация словаря эмоционально-экспрессивной лексики: расширение предлагаемого ребенком ряда синонимов, антонимов в заданных семантических категориях; адекватное использование ребенком соответствующей лексики в решении коммуникативных задач;
– совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей: ребенок способен описывать и выражать свои чувства, эмоции, состояния, понимать и объяснять состояния других людей, при этом склонен к построению развернутых ответов, проявляет активную позицию в диалоге;
– расширение и углубление эмоциональных представлений, развитие эмпатии, ориентации на сочувствующее поведение, доброжелательность: ребенок начинает лучше понимать себя и других; осознает суть, причины возникновения и влияние эмоций на человека, перспективы развития эмоционального состояния; стремится реагировать на эмоциональные проявления окружающих, демонстрируют участие.
Тематический план проекта "Учебник чувств"
1. Глава первая «Глаза – зеркало души»
Цель: развитие представлений о многообразии эмоционального мира человека и его проявлений.
Задачи:
– пробудить интерес к совместной работе над решением сказочной «проблемы»;
– обратить внимание детей на важность эмоций в жизни человека и слова, которые их выражают;
– рассмотреть варианты лицевой экспрессии в соотнесении с основными эмоциями;
– развивать образное мышление и речевое творчество.
Технологии:
– Драматизация сказки о планете, где нет чувств, эмоций и добрых слов.
– Сценарная разработка текстов с различным эмоциональным содержанием по мотивам сказок «Золушка», «Снежная королева». Драматизация.
– Мимико-пластические этюды-импровизации «Лицо эмоции», «На что похоже настроение?»
2. Глава вторая «Поделись улыбкою своей»
Цель: обогащение активного словаря ребенка лексикой с положительной эмоциональной окраской.
Задачи:
– ориентировать на позитивное взаимодействие в коллективе;
– обогащать активный словарь эмоционально-экспрессивной лексики;
– развивать навыки решения коммуникативных задач, монологической речи;
– способствовать укрепление самооценки;
Технологии:
– Драматизация стихотворений Г. Граубина «Хорошее настроение», А. Барто «Шла вчера я по Садовой»
– Мимический этюд «Передай улыбку»
– Театрализованная игра «Слова-подарки»
– Моделирование коммуникативной ситуации: «Конкурс хвастунов»
3. Глава третья «Раздели чужое горе»
Цель: обогащение эмоционального опыта ребенка ситуациями сочувствия и его вербального выражения.
Задачи:
– воспитывать эмпатийное поведение;
– расширять активный словарь эмоционально-экспрессивной лексики;
– тренировать навыки решения коммуникативных задач;
– развивать способности невербальной экспрессии.
Технологии:
– Пластический этюд «Доброе животное»
– Моделирование коммуникативной ситуации: «Почему слону стало легче?»
– Драматизация стихотворений А. Барто «Егор не любит грусти», «Непростая загадка». Дискуссия.
– Этюды-импровизации «Грустный герой».
4. Глава четвертая «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: активация лексики для выражения оценки нравственных качеств и поступков людей.
Задачи:
– обратить внимание на грамматические средства выражения отношения (суффиксы, приставки);
– тренировать навык вербальной оценки качеств и поступков людей;
– расширить активный словарь по теме «Нравственные качества людей»;
– развивать диалогическую речь, навыки решения коммуникативных задач.
Технологии:
– Игра «Назови себя»
– Драматизация стихотворения «Что такое хорошо, что такое плохо»
– Моделирование коммуникативной ситуации: «Продать-купить»
5. Глава пятая «Давайте жить дружно»
Цель: развитие навыков решения коммуникативных задач и взаимодействия в коллективе;
Задачи:
– обогатить опыт восприятия и оценки чувств, эмоций, поступков персонажей;
– развивать навыки диалогической речи, использования эмоционально-экспрессивной лексики для решения коммуникативных задач;
– развивать творческое мышление, импровизацию.
Технологии:
– Драматизация стихотворения «Ссора» С. Погореловского
– Сценарная разработка текстов с различным эмоциональным содержанием по мотивам сюжета мультфильма «Мост». Драматизация.
– Театрализованная игра «Шкатулка доброты»
6. Глава шестая «Про самые крепкие чувства»
Цель: активизация эмоционального опыта детей и словаря соответствующей эмоционально-экспрессивной лексики;
Задачи:
– обогащать словарный запас эмоционально-экспрессивной лексики по теме занятия;
– создать опыт позитивного взаимодействия в коллективе;
– воспитывать положительную самооценку и позитивное отношение к сверстникам.
Технологии:
– Этюд «Пирамида любви»
– Драматизация стихотворения Я. Акима «Мама, Е. Благининой «Посидим в тишине»
– Драматизация стихотворения Е. Благининой «Подарок»
– Театрализованная игра «Ласковое солнышко улыбнулось весело»
7. Глава седьмая «Послушай, музыка говорит… тело отвечает»
Цель: расширение представлений о невербальных способах выражения эмоций.
Задачи:
– обогатить эмоциональный опыт посредством восприятия музыкальных произведений;
– обратить внимание на невербальное выражение эмоционального состояния (пластика, движения, позы);
– активизировать словарь эмоционально-экспрессивной лексики;
– развивать способность к импровизации.
Технологии:
– Пластическая импровизация под фрагменты музыкальных произведений:
oН. Красев «Пляска медвежат»
oА. Чайковский «Больная кукла»
oН. Римский-Корсаков фрагмент «Море» из «Сказка о царе Салтане»
oОтрывок «Три чуда» из оперы «Три чуда»
– Загадки о чувствах
– Мимико-пластические этюды-импровизации «Чувства волнуются»
8. Заключительное занятие «Гостинцы принцу Радимиру»
Цель: обобщение полученного в ходе проекта опыта.
Задачи:
– освежить навыки восприятия лицевой экспрессии;
– укрепить понимание значений и связей между словами эмоционально-экспрессивной лексической группы;
– тренировать навык решения коммуникативных задач.
Технологии:
– Этюды-импровизации «Мое настроение»
– Драматизация стихотворений: В. Еремин «Злодей», А. Барто «Зайка», Д. Хармс «Весёлый старичок», Карем М. «Шире круг», С. Михалков «Прививка», И. Пивоварова «Вежливый ослик».
– Викторина «Найди ошибку»
– Театрализованная игра «Волшебные корзинки»
Сказка принца Радимира
1) Сказка о планете, где нет чувств, эмоций и добрых слов (авторская, рассказывается от лица принца Радимира с использованием перчаточных кукол:
Эта грустная история о народе, который разучился грустить. Вы спросите, чего же в этом плохого? Кто будет скучать по грустным разговорам и заплаканным лицам? Поверьте, все чувства, которые нам довелось испытать, одинаково важны и нужны. Но я хочу рассказать вам не об этом. Моя история о моей родине – планете «Кактак».
Мой отец, Своенрав XVI долгие годы правил покорным народом нашей страны. Где был я? После смерти матери меня отправили на обучение к мудрым старейшинам ордена математической истины. Мои учителя добросовестно пересчитывали звезды, я скромно вел их канцелярию, годы неумолимо шли.
Однажды в нашу обитель ворвался запыхавшийся гонец:
– Король умер! – выдохнул он и свалился от усталости.
Великое горе, скорбь по ушедшему отцу переполняли меня, но я нашел в себе силы собрать свой нехитрый скарб и отправиться в путь. Мой народ ждет меня – короля Радимира I!
Я вошел в столицу тихо, без кортежа и почестей. Я хотел взглянуть на жизнь горожан изнутри, ведь королю должно понимать радости и горести своего народа. Никем не узнанный я слонялся по городу несколько дней: торговцы рекламировали свой товар, дворники насвистывали, дети играли во дворах, женщины судачили о том, о сем, мужчины вели чинные беседы. Я слушал, наблюдал и не мог понять той перемены, что произошла с моим родным городом.
Люди перестали улыбаться – это первое, что бросилось мне в глаза. Ни следа от радушия, участия, гостеприимства, которым славилась наша планета. Ни веселой шутки, ни теплых дружеских объятий. Я заглядывал в лица прохожих, надеясь увидеть хотя бы тень любопытства к путнику, пришедшему издалека, но читал лишь равнодушие в каждом холодном взгляде. Отчаявшись, я стал пристально наблюдать за играющей малышней в надежде, что те наверняка не утаят от меня искренней улыбки и смеха, но и их лица были пусты. В панике, предчувствуя худшее, я бросился во дворец, искать ответ в королевской библиотеке.
Мой отец был очень своенравным и властным человеком, его правление прославилось обилием королевских декретов и указов по самым разным поводам. Я начал изучать свитки королевских постановлений один за другим.
– Что же ты наделал, отец? – прошептал я в отчаянии, дочитав последний свиток.
Друзья мои, представьте себе, что произошло. Состарившись, мой отец стал очень подозрительным и мрачным. Однажды ему показалось, что подданные смеются над его лысиной – в тот же день вышел строжайший запрет на шутки, смех и улыбки. Отряды королевской стражи патрулировали улицы, нарушителей отправляли на каторжные работы, и вряд ли кто-то вернулся.
Что же дальше? Король увидел слезы на глазах своей любимой фрейлины (ее мужа схватили тем утром из-за его невинной улыбки). Тогда мой отец решил запретить слезы и хмурые лица. Грустить стало противозаконным!
Люди жили в постоянном страхе быть пойманными на проявлении радости или печали и так сильно старались сохранить равнодушное выражение лица, что постепенно стали забывать свои искренние эмоции и чувства. Ведь если долго-долго притворяться кем-то, можно позабыть, какой ты есть на самом деле.
Что же вышло? Мой отец был тираном. Мой народ стал равнодушным и холодным. Жизнь в городе стала серой и невыносимо скучной. Я должен все исправить! Я, король Радимир I, вернул своему народу право на чувства по закону. Но как вернуть улыбки на лица горожан? Как научить их не бояться слез и печали? Как напомнить им слова, которыми можно рассказать о том, что чувствуешь? Я прилетел к вам, чтобы просить помощи. Давайте вместе напишем «Учебник чувств» для моей страны?
Материалы для родителей
Попробуйте дома!
Семейный просмотр мультфильма «Головоломка» (2015г., Фэнтези/Трагикомедия,1 ч. 35 мин.)
После или в процессе просмотра попробуйте обратить внимание ребенка на важность проявления всех эмоций. Например, печаль помогает членам семьи проявлять поддержку, в итоге – сблизиться.
Эмоциональное чтение
Начните читать любую книжку и, останавливаясь после каждого абзаца, просите ребенка дополнить рассказ описанием переживаний героев. Если малыш не может сам сочинить продолжение, дополните сюжет сами.
Умение понимать, какие чувства и эмоции движут людьми способствует не только терпимости, но и быстрому налаживанию отношений с окружающими.
Например:
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет — вытянуть не может.
Дополните: Плюнул дед, расстроился, уселся на завалинке. Обидно стало старику, что силы уже не те, ведь в молодости он бы эту репку в секунду вытянул. «В следующем году редиску посажу, — думает дед, — её-то точно вытяну». А кого на помощь-то звать?
Позвал дед на помощь бабку.
Дополните: Неловко деду, что приходится беспокоить любимую, отвлекать ее от забот домашних, но делать нечего: позвал он бабку. И т. п.
Игра в пантомиму
Изображайте с помощью мимики, жестов и позы разные эмоции и предложите ребенку угадать, что это. Когда малыш начнет преуспевать в распознавании, пускай попробует сам побывать в роли ведущего и изображать эмоции, чтобы вы угадывали.
Книга «Психология детям. Добро и его друзья», Юлия Гиппенрейтер (Издательство: АСТ, 2017 г.)
Это книга для детей 4-8 лет и для взрослых, озабоченных нравственным воспитанием ребёнка и развитием его эмоционального интеллекта. Она написана простым языком в форме разговоров с детьми о "добре и зле". Каждая глава строится вокруг персонажей из мира любимых сказок и реальных историй из жизни детей. Обсуждаются такие слова, как: совесть, честность, вина, сочувствие, справедливость и др. Текст включает вопросы и практические задания, что оживляет непосредственное общение с ребёнком, и делают его активным участником чтения.
Поделитесь своими впечатлениями в любой удобной форме!