Папки-передвижки

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с родным краем

юлия пещерова
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы

Харитонова Юлия Юрьевна

воспитатель

первая категория

МДОУ «Рябинка» г. Муром,

ул. Ремесленная Слободка, 22 т. 3-22-77

Доклад из опыта работы на тему

«Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с родным краем»

Оглавление

Введение….…. 3-5

Глава I. Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников. …. …6-7

Глава II.Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических

чувств :…. …8-16

Публикация «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с родным краем» размещена в разделах

- к природе;

- родному городу;

- традициям и обычаям;

- символике Родины

Глава III. Значение устного народного творчества в формировании патриотизма …17-18

- пословицы и поговорки;

- народные сказки;

- народные подвижные, сюжетно-ролевые игры;

Глава IV. Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств….….19

Заключение…20

Список литературы…. …. 21

Введение

Патриот – это человек, который не пожалеет

ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения

своей Родины, ради любви к своему народу,

человек, который жертвует собой ради блага и

свободы своей Родины, своего народа.

М. Ахундов

Патриотизм - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем протяжении истории Отечества, в то же время, опираясь на прошлое, он, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее.

Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

В своей группе на основе анализа диагностики и индивидуальных бесед с детьми, я сделала вывод: дети имеют поверхностные знания о родном городе, крае, о Родине в целом.

Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

Прежде всего, мне предстояло самой как следует подготовиться к работе по данной теме:

1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края посетить краеведческий музей.

2. Подобрать и пополнить личную библиотеку о городе и крае.

3. Собрать муромские поговорки и пословицы.

4. Изготовить дидактические игры по патриотическому воспитанию : «Поле чудес», «Где мы были – мы расскажем», «Праздники родной страны», «Что в лесу мы нашли».

5. Оформить уголок по патриотическому воспитанию

Использование наглядного материала помогает развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, внимание, память.

Начиная работу по патриотическому воспитанию детей в старшей группе, я поставила перед собой следующие задачи:

- воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю;

- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

- развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей их традициям;

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом:

Семья родная улица, район, город республика страна, её столица, символика обычаи, традиции, искусство муромлян.

Свою работу я проводила последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон, к более сложному (город, страна).

Глава I. Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия, патриотизма трудно переоценить : ее воздействие длительно и постоянно.

Для более глубокого анализа проблемы я провела тестирование: «Какие мы родители», а также предложила заполнить анкету по данной теме.

Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Совместно мы оформляем в группе уголок по патриотическому воспитанию; собрали стихи, сказки, рассказы о Муроме, совершили экскурсии по улицам города, в краеведческий музей, к памятникам нашего города.

Увлекательно прошли вечера отдыха «Вместе с мамой», «Кафе «Осенний сюрприз»», «Маленький концерт», на которых дети вместе с родителями принимали участие в различных конкурсах, соревновались в аттракционах, пели колыбельные, рисовали сказки.

Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу.

Глава II. Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств

Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми ландшафтами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т. к. в ее образах воплощается Родина. И неслучайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о родных местах, и каждый раз он с законной гордостью рассказывает о замечательной флоре и фауне своего края.

Учитывая специфику региона, его климатические условия, необходимо расширять представления детей о взаимозависимости и взаимосвязи растительного и животного мира, о значении растений и животных в жизни человека, использовании и охране природных ресурсов людьми.

На одном из занятий я познакомила детей с домашним животным Муромского края – лосем. Рассказала о его повадках, способах добывания пищи, а самое главное о том, что это животное занесено в Красную книгу. Лось считается у русского народа воплощением чистоты и добра.

Затем я предложила придумать загадки об этом животном для того, чтобы проверить и закрепить новые сведения о внешнем виде, среде обитания, о пользе, приносимой людям. Для себя я отметила, что дети с большим удовольствием придумывают загадки о животных нашего края, используя специальные схемы. Это делает их речь связной, четкой, последовательной.

Старшие дошкольники способны принимать активное участие в защите природы. Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относится ко всему бережно.

Для воспитания нравственных чувств я использую этические игры-беседы. Например, «Представь себе, что ты паучок». Для начала я предложила вспомнить мультфильм про паучка, у которого не было друзей, потому что все его боялись и считали некрасивым. В игре я предложила детям перевоплотиться в маленьких паучков. Дети должны были представить, что у них восемь ножек, что они, ловко перебирая ножками, ползают по травинкам, что они умеют плести легкие, ажурные паутинки, что на ней очень приятно раскачиваться, когда дует легкий ветерок. Создаю проблемную ситуацию: «И вдруг кто-то взял веник и смахнул паутинку…». Дети высказывают свое мнение и жалеют маленького паучка, хотят, чтобы он остался жив, переживают, т. е. ребята посмотрели на мир глазами паучков. Никому из них не хотелось больше уничтожать насекомых. Дети объясняли это тем, что все живое: будь-то человек, животное или насекомое хочет жить. Да и нет на Земле бесполезных животных. Все красивы по-своему, нужно только очень внимательно присмотреться.

Воспитывая у дошкольников любовь к природе, педагог одновременно развивает этическую отзывчивость на все прекрасное, стремление ценить и беречь природу, как источник красоты. Происходит формирование в ребенке будущего хозяина.

Знакомя детей с богатствами родного края, я рассказала им одну старую и красивую легенду : «Когда Господь Бог создавал Землю, он решил наделить ее природными богатствами поровну. Но, пролетая над холодной Землей, он заморозил руки, и большая часть богатств из мешка просыпалась на ее территорию». Поэтому так много в ее недрах полезных ископаемых, драгоценных металлов и камней.

Детей очень заинтересовала история о том, что когда на нашу Родину напали фашисты, потребовалось очень много олова – надо было строить большое количество самолетов, танков, кораблей.

У ребят возникает чувство гордости за свою землю, и понимание того, что, не смотря на обилие подземных богатств, беречь их все же надо, иначе будущим поколениям ничего не останется. «Каждая капля нефти должна быть на учете, каждый баллончик газа, каждая песчинка».

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Рассказывая детям об истории рождения нашего города Муром вниманию детей был предложен видеофильм «Мой Муром», из которого они узнали о том, как строился наш город, о том, что он прошел путь от палаток, общежитий, в которых ютились по 10-12 человек до красивых каменных застроек.

Ребята узнали, что одни улицы названы именами знаменитых людей, а другие по названию растущих там деревьев.

Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Я предложила детям проблемную ситуацию: «Представь, что ты потерялся. Надо хорошо знать свой домашний адрес, и тебе без труда помогут найти дорогу домой. Но лучше все-таки слушаться родителей и не теряться».

Вот, где люди легенды творят.

Такие беседы учат детей гордиться достижениями людей, построившими такой красивый город. Дружба соединяет людей, поодиночке не сделаешь того, что сделано вместе.

Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, я использовала дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывали и рассказывали о достопримечательностях города: о памятниках, зданиях. Обратила внимание ребят на особые здания, например, Храм Успенской Богоматери, на его золотые купола и голубой цвет. Показала иллюстрации с изображениями культурных центров города: Театр культуры и духовности им. 1100 летия, Театр актера и куклы, городская библиотека, а также музей истории Мурома, играющих воспитательную роль в формировании и развитии потребностей духовной жизни ребенка. После чего провела беседу о том, что наш город украшают не только красивые здания, храмы, но и памятники, прославляющие наш любимый город: «Обелиск славы», «Мемориал славы».

На экскурсии к «Обелиску славы» дети с большим интересом слушали о создании в нашем городе этого памятника. Это память о муромлянах, героях Великой Отечественной войны.

Результаты моей работы показывают, что использование в работе иллюстраций по знакомству детей с родным городом, достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвояемого материала.

Каждый раз в беседах я уточняла и закрепляла знания детей о профессиях Рассказывала, что каждая профессия очень важна и вызывает уважение.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов.

В нашем детском саду есть мини-музей «Дошкольное детство». В нем дети получили много полезных сведений о истории детского сада.

После посещения музея дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

На пороге школы ребенок должен узнавать герб, флаг, мелодию гимна России. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, и служат ее гражданам отличительными знаками.

Я рассказала детям, что у каждой страны есть главный город – столица, свои государственные символы. Флаг символизирует нашу Родину. Он поднимается во время побед, праздников, развевается над зданиями правительства каждого города. Он является знаком власти. Очень важно, чтобы дети не столько запомнили, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько поняли, что они означают добро и красоту, подумали о том, какими мы сами должны быть, являясь гражданами России. Я объяснила детям, что белый цвет обозначает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Дети осознают, что они должны стараться соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными, отважными, любить близких и свою Родину.

Далее, я объяснила детям, что герб является знаком отличия, эмблемой государства. На гербе России изображен орел с двумя головами, с огромными распростертыми крыльями, грозно нацеленными клювами, выпущенными когтями, с коронами на головах, с золотым шаром в одной лапе, и золотым жезлом в другой. Герб постоянно встречается нам в повседневной жизни: изображен на свидетельстве о рождении ребенка, на паспорте взрослого человека; его можно увидеть на денежных знаках, марках, значках и т. д.

В процессе ознакомления детей с Россией, ее столицей, памятниками истории, с государственной символикой Мурома и символикой родного города, у детей формируются более углубленные представления о крае, в котором они живут.

Я рассказываю дошкольникам о Муромском гербе.

Чтобы закрепить у детей правильное представление о государственных символах, я проводила с ними беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш герб», «На что похож калач», «Найди флаг своей страны», «Какие цвета изображены на флаге России».

Без исторических сведений невозможно пробудить интерес ребенка к Родине. Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным. В первую очередь дети должны знать историю своей Родины, а именно о подвигах, совершенных нашим народом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. О подвигах героев, которые живут в памяти поколений и становятся символом мужества, горячей любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки.

Возраст детей, с которыми я сейчас работаю старший, но это все-таки маленькие дети и им довольно сложно преподнести материал по такой серьезной теме так, чтобы они его поняли и восприняли. Для них важны конкретные примеры и наглядность, которая является одним из мощных средств воздействия.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны переживать чувство горечи, обиды, радости не только за себя лично. Не нужно ограждать их от сильных эмоций: они являются началом воспитания патриотических чувств.

Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие игры, прогулки. Но при таком объединении детей разных национальностей необходимо продуманное целенаправленное руководство. Большие требования предъявляются к воспитателю. Он должен располагать значительным запасом знаний в области интернационального воспитания, проявлять большой такт и чуткость к детям любой национальности. Когда ребенок одной национальности попадает в группу детей другой, ласковое и нежное отношение к такому ребенку не остается не замеченным остальными детьми. Подражая своему воспитателю, они начинают проявлять заботу, чуткость, внимание по отношению к сверстнику другой национальности. Это подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения.

На развитие личности ребенка благотворно влияет общение с детьми разных национальностей; что формирует дружеские чувства, доброжелательное отношение друг к другу.

Совершенно необходим, по-моему, опыт такого общения, как приглашение родителей на праздники, дни рождения детей, с тем, чтобы рассказать сказку или спеть песню на родном языке, рассказать об интересных поверьях и обычаях своего народа.

Я считаю, что необходимо дать понять ребенку, что у людей разных национальностей есть как различное: цвет и разрез глаз, волос, язык, культурные традиции и обычаи, так и общее: потребность в труде, жилище, пище, воздухе, внимании и заботе. Это способствует формированию представлений о добре, чуткости, справедливости и отзывчивости.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции людей.

Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Например, славяне отмечают масленицу (проводы зимы, когда пекутся блины, поются частушки, танцуют; отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца.

Глава III. Значение устного народного творчества в формировании патриотизма

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

Я предлагала детям игры-соревнования «Кто больше знает пословиц о труде, либо Родине, либо матери», дидактические упражнения «Я начинаю (пословицу, а ты закончи».

В возрасте 4-5 лет дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками, начинается анализ причинно-следственных зависимостей в сфере социальных отношений.

В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость, грубость.

Проводимые мною дидактические игры «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» - способствовали тому, что сказка оставалась в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

Не мало место в своей работе я уделяла проведению праздников, развлечений, конкурсов. В старшей группе мною был проведен тематический вечер «Муром – мой город родной». Вместе с музыкальным руководителем разучивали песни, стихи, танцы.

Весело и задорно был проведен КВН. Целью его было: закрепить умение детей работать в коллективе сверстников, учиться анализировать, делать выводы, развивать любознательность, чувство юмора.

На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка – способ познания окружающего.

Мальчикам очень понравились игры-состязания, среди которых особое место занимает «Сбей кеглю»- борьба на ловкость, «Кролики» - прыжки на двух ногах, «Кенгуру» - прыжки с разбега на одной ноге. Эти игры развивают силу, ловкость, глазомер, волю и лучшие черты характера.

Опыт работы с детьми показывает, что народные игры влияют не только физически, но и нравственно их воспитывают.

В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры: «Охотники», «Экскурсии по городу», «По реке Оке» и другие. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю и играют большую роль в формировании интернациональных чувств.

Глава IV. Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств

Большое значение в формировании нравственно-патриотических чувств у детей принадлежит знакомству с декоративно-прикладным искусством Владимирского края Рассказывала детям, что для своих детей делали различные игрушки из дерева, ткани, камня, шили кукол из кусочков кожи и меха.

В гости к дошкольникам не раз приходили куклы Мария и Иван в русском народном костюме. Ребята с большим удовольствием рассматривали их костюмы: головной убор СОРОКА, вышитую рубаху, пояс КУШАК, ПОНЕВУ И ЛАПТИ

Дети познакомились с предметами быта (бадья, ухват, горшок, противень и др., музыкальным инструментом (гусли). На занятиях рассказала о первых мастерах Владимирской земли, о сохранении ими наследия ремесла, дошедшего до нашего времени.

Закрепление и расширение нравственно-патриотических представлений у дошкольников продолжала в различных видах изобразительной деятельности: «Портрет моей мамы», «Вот и осень к нам пришла», «Любимый город мой», выставка поделок из природного материала с привлечением родителей «Что нам осень принесла», «Зимушка – зима».

Заключение

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения. Дети уважительнее и терпимее стали относиться к сверстникам других национальностей, их обычаям и культуре.

Важно отметить, что необходимость духовно-нравственного, граждански активного, патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально-значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Список литературы:

1. Данилин Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М. :АРКТИ, 2005

2. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006

3. Дрешина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С. 19-22

4. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1990

5. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005

6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С. 8-9

7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2005

8. Кокина Н. Нам дороги эти позабыть нельзя…// Музыкальный руководитель. -2006. №2. С. 4-6

9. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – 2-е изд. - М. : АРКТИ, 2004

10. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал, №1, 2005

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности В. А. Сухомлинский писал: «Сердцевина человека.

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Самообразование. Актуальность выбранной темы «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них,.

Консультация по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства детей с родной республикой Хакасией Уважаемые родители, как вы знаете, развитие личности ребенка гармонично только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся.

Консультация «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»Консультация «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом» Структурное подразделение д/с «Солнышко» Консультация на тему: «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством.

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении родным городом» Введение Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Проблемы патриотического воспитания.

План по саморазвитию «Формирование нравственно патриотических чувств у старших дошкольников при ознакомлении с родным краем» Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование нравственно патриотических чувств у старших дошкольников на основе.

Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем Подготовила.

Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом Развитие у детей патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образования. Всё начинается с восхищения тем, что видит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с родным краем
Опубликовано: 7 декабря 2017 в 18:20
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с родным краем» (включая файлы) размещена пользователем юлия пещерова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД