Получи документы

Программа «Юный эколог» для детей 5–7 лет

Юлия Ивановна Ершова
Программа «Юный эколог» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный эколог»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: естественно - научная

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5 -7 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Раздел 1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

Краткое описание вида деятельности

Публикация «Программа „Юный эколог“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Программа кружка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий с детьми 5-7 лет.

1.1 Цель программы :

Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения :

- человек — неотделимая часть природы;

-природа – едина и многообразна;

-человек ответственен за сохранность природы;

-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2012 № 1155;

Так же программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Программа направлена на формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Формирование экологических знаний, посредством формирования основ экологического мировоззрения : человек - неотделимая часть природы; природа – едина и многообразна; человек ответственен за сохранность природы; человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

1.2 Задачи программы :

• Образовательные

- Формировать первоначальные знания, умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;

- Расширять кругозор детей, развивать наблюдательность, речь, совершенствовать сенсорное восприятие, умение устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия.

— дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы;

- о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле,

- о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;

- о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

— учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

— организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

— научить детей простейшим правилам поведения в природе;

• Коррекционные

- Развивать познавательный интерес к миру природы;

- Развивать способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.

- Развивать понимание о здоровом образе жизни как ценности, которую надо беречь с малых лет.

— развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

— развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

— развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

• Воспитательные

- Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость.

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

— сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

— научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

— формировать в детях христианские добродетели : доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.

1.3 Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся:.

- Знать:

несколько видов растений, цветов, ягод, фруктов, овощей, грибов.

- О сезонных изменениях в природе.

- О временах года и их признаках.

- Иметь представление:

- О домашних и диких животных, рыбах, насекомых.

- О космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звёздах и планетах, о значении природы в жизни человека.

- Выполнять правила поведения в природе.

Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста

по экологическому воспитанию.

Высокий уровень.

Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познаний природы. Моделирует признаки объектов и связи. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Средний уровень.

Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки, знает признаки живого, устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Низкий уровень.

Ребенок различает и называет большое число животных и растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение.

1.4 Принципы и подходы к реализации программы

• принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип наглядности;

• принцип доступности и посильности;

• принцип учета возрастных особенностей детей;

1.5 Практическое значение программы кружка

Практическое значение программы – это изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа в цветниках, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности; экскурсий, наблюдений, опытов.

1.6. Формы проведения занятий.

Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки, очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

1.7 Возраст детей и продолжительность реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т. е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.

Продолжительность реализации программы – 1 год.

Данной программой обучения предполагается групповая форма проведения занятий. Занятия проводятся в группах из 15 человек 1 раз в неделю, продолжительность занятия не более 30 минут (для дошкольников в детских садах, по СанПин для детских садов).

1.8 Ожидаемые результаты освоения программы

Воспитанник должен:

ЗНАТЬ:

-Правила поведения в природе.

-Растения и их характерные признаки.

-Основные признаки диких и домашних животных.

-Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

-О перелётных птицах.

-О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

-Об охране природы.

-О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

-О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ:

-Выполнять правила поведения на природе.

-Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

-Обеспечивать уход за растениями цветников

-Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).

-Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Раздел 2. Содержание программы

Учебный (тематический) план

Октябрь

1.«Кто такие «Юные экологи, «Планета Земля в опасности» Занятия, беседы, игры

2. «Беседа о лесе» Беседа, презентация

3. «Сравнение домашних и диких животных» Занятие, беседы, игры

4. «Почему белые медведи не живут в лесу?» Занятие, чтение рассказа

Ноябрь

1. «Для чего животным хвосты?» Занятие, игры, беседы

2. «Тот, кто заботится о природе, творит добро» Беседы, игры, чтение

3. «Какие птицы прилетают на кормушку?» Беседы, игры, чтение книг

4. «Почему желтеют и опадают листья?» Занятие, беседы, игры

Декабрь

1. «Беседа о зиме» Занятие, беседа, чтение книг

2. «Как люди заботятся о своем здоровье? Занятие, беседа, рассматривание плакатов

3. «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу?» Занятие, беседа, презентация

4. «Чем ель не похожа на другие деревья?» Занятие, наблюдение, беседа

5. «Снег – он какой?» Опыты со снегом и водой

Январь

1. «Что такое пар и как его можно увидеть?» Опыты и эксперименты

2. «Медвежонок Умка приглашает в гости» Занятие, беседа, презентация

3. «Волк и лиса – лесные хищники (приспособление хищников к добыванию пищи) Занятие, беседа, презентация

Февраль

1. «Сравнение белого и бурого медведей» Занятие, игры

2. «Как обнаружить воздух в помещении?» Опыты, эксперименты

3. «Кто главный в лесу?» Занятие, беседа

Март

1. «Ранняя весна» Занятие, беседа

2. «Кому нужна вода?» Беседа, опыты

3. «Огород на окошке» (выращивание зелени) Практическая работа

4. «Морские коровы и Красная книга» Беседа, чтение рассказа

Апрель

1. «Наше здоровье в наших руках» Занятие, беседа

2. «Солнце, Земля и другие планеты» Занятие, беседа

3. «Цепочки в лесу» Занятие, презентация

4. «Земля, с днем рождения!» Занятие, игры

Май

1. «Когда в природе нарушается равновесие?» Занятие, чтение, игры

2. «Мать и мачеха и одуванчик весной» Наблюдение, беседы

3. «Где можно найти божью коровку?» Наблюдение, беседа

4. «Экологическая безопасность в лесу» Занятие, беседа, презентация

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

3.1 Методы проверки результатов обучения.

Теоретические знания учащихся проверяются с помощью:

- Беседы

-Наблюдения

-Дидактических игр

-Чтения художественной литературы

-Подвижных игр

-Тестирования

Практические умения и навыки проверяются с помощью:

-Опытов и экспериментов

-Наблюдения в природе

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4. 1 Материально-технические условия:

Помещение группы, компьютер, игры и игрушки (домашние, дикие животные, насекомые, плакаты и картинки с изображением животных, растений, леса, природы, макет тела человека, атрибуты для подвижных игр, плакат «Круговорот воды в природе»

4. 2 Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2012 № 1155;

Так же программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Список рекомендуемой литературы для педагога.

1 Кондратьева Н. Н. «Мы. Программа экологического воспитания детей», Санкт - Петербург. «Детство - пресс», 2001.

2 Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 1999.

3 Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в подготовительной группе детского сада», Москва, «Мозаика-синтез», 2022

4 Молодова Л. П., «Игровые экологического занятия с детьми», Минск, «Ассар», 1996.

5 Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», «детство - пресс», Санкт - Петербург, 2006.

6 Фесюкова Л. Б. «Времена года. Комплексные занятия», Харьков, творческий центр,2008.

7 Грекова Л. И. «В союзе с природой. Эколого - природоведческие игры и развлечения с детьми», Москва-Ставрополь, «Илекса», «Сервис - школа», 2000

8 Масленникова О. М. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, издательство «Учитель»,2009.

9 Шорыгина Т. А. «Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи», Москва, издательство «Гном и Д», 2000.

Публикации по теме:

Календарное планирование тематической недели «Юный эколог» в младшей разновозрастной группеКалендарное планирование тематической недели «Юный эколог» в младшей разновозрастной группе Цели: знакомить с особенностями внешнего вида и назначениями деревьев в леса; упражнять в различении деревьев по внешним признакам; знакомить.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на первый квартал В сентябре проводят диагностику по экологии. ОКТЯБРЬ ЗАНЯТИЕ №1 1. К ребятам приходит доктор Айболит. 2. Дидактическая игра: Чтение стихотворения.

Перспективное планирование кружка «Юный эколог» на 2016–2017 учебный год (средний дошкольный возраст) Перспективный план кружка:"Юный эколог" I квартал Октябрь Занятие № 1 1. К ребятам приходит Айболит. 2. Чтение Ю. Тувим «Овощи». 3. Дидактическая.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на 3 часть (продолжение) ФЕВРАЛЬ ЗАНЯТИЕ №1. Почему идет снег. Программное содержание: 1. Продолжать формировать у детей представление о природных явлениях их взаимосвязи.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста. 5 часть АПРЕЛЬ. ЗАНЯТИЕ №1. Поможем нашим зеленым друзьям. Программное содержание: 1. Продолжать формировать внимательное и бережное отношение.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста. 4 часть (продолжение март месяц) МАРТ. ЗАНЯТИЕ №1. Беседа о весне. Программное содержание: 1. Закрепить представление детей о весне. Растаял снег,.

Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на декабрь, январь (продолжение) Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на декабрь,январь месяц. ДЕКАБРЬ. ЗАНИТИЕ №1 1. Наблюдение.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Юный эколог» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 7 октября 2023 в 16:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Юный эколог» для детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ивановна Ершова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД