Юлия Ивановна Ершова
Программа «Юный эколог» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный эколог»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: естественно - научная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5 -7 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Раздел 1. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Краткое описание вида деятельности
Публикация «Программа „Юный эколог“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Программа кружка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий с детьми 5-7 лет.
1.1 Цель программы :
Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения :
- человек — неотделимая часть природы;
-природа – едина и многообразна;
-человек ответственен за сохранность природы;
-человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2012 № 1155;
Так же программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Программа направлена на формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Формирование экологических знаний, посредством формирования основ экологического мировоззрения : человек - неотделимая часть природы; природа – едина и многообразна; человек ответственен за сохранность природы; человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.
1.2 Задачи программы :
• Образовательные
- Формировать первоначальные знания, умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
- Расширять кругозор детей, развивать наблюдательность, речь, совершенствовать сенсорное восприятие, умение устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия.
— дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах — экосистемы;
- о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле,
- о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
- о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
— учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
— организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
— научить детей простейшим правилам поведения в природе;
• Коррекционные
- Развивать познавательный интерес к миру природы;
- Развивать способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.
- Развивать понимание о здоровом образе жизни как ценности, которую надо беречь с малых лет.
— развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
— развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
— развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
• Воспитательные
- Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость.
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
— сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
— научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
— формировать в детях христианские добродетели : доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
1.3 Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся:.
- Знать:
несколько видов растений, цветов, ягод, фруктов, овощей, грибов.
- О сезонных изменениях в природе.
- О временах года и их признаках.
- Иметь представление:
- О домашних и диких животных, рыбах, насекомых.
- О космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звёздах и планетах, о значении природы в жизни человека.
- Выполнять правила поведения в природе.
Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста
по экологическому воспитанию.
Высокий уровень.
Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познаний природы. Моделирует признаки объектов и связи. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Средний уровень.
Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки, знает признаки живого, устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.
Низкий уровень.
Ребенок различает и называет большое число животных и растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение.
1.4 Принципы и подходы к реализации программы
• принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип наглядности;
• принцип доступности и посильности;
• принцип учета возрастных особенностей детей;
1.5 Практическое значение программы кружка
Практическое значение программы – это изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа в цветниках, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности; экскурсий, наблюдений, опытов.
1.6. Формы проведения занятий.
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки, очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
1.7 Возраст детей и продолжительность реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т. е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Данной программой обучения предполагается групповая форма проведения занятий. Занятия проводятся в группах из 15 человек 1 раз в неделю, продолжительность занятия не более 30 минут (для дошкольников в детских садах, по СанПин для детских садов).
1.8 Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ:
-Правила поведения в природе.
-Растения и их характерные признаки.
-Основные признаки диких и домашних животных.
-Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
-О перелётных птицах.
-О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
-Об охране природы.
-О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
-О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ:
-Выполнять правила поведения на природе.
-Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.
-Обеспечивать уход за растениями цветников
-Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
-Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Раздел 2. Содержание программы
Учебный (тематический) план
Октябрь
1.«Кто такие «Юные экологи?», «Планета Земля в опасности» Занятия, беседы, игры
2. «Беседа о лесе» Беседа, презентация
3. «Сравнение домашних и диких животных» Занятие, беседы, игры
4. «Почему белые медведи не живут в лесу?» Занятие, чтение рассказа
Ноябрь
1. «Для чего животным хвосты?» Занятие, игры, беседы
2. «Тот, кто заботится о природе, творит добро» Беседы, игры, чтение
3. «Какие птицы прилетают на кормушку?» Беседы, игры, чтение книг
4. «Почему желтеют и опадают листья?» Занятие, беседы, игры
Декабрь
1. «Беседа о зиме» Занятие, беседа, чтение книг
2. «Как люди заботятся о своем здоровье? Занятие, беседа, рассматривание плакатов
3. «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу?» Занятие, беседа, презентация
4. «Чем ель не похожа на другие деревья?» Занятие, наблюдение, беседа
5. «Снег – он какой?» Опыты со снегом и водой
Январь
1. «Что такое пар и как его можно увидеть?» Опыты и эксперименты
2. «Медвежонок Умка приглашает в гости» Занятие, беседа, презентация
3. «Волк и лиса – лесные хищники (приспособление хищников к добыванию пищи) Занятие, беседа, презентация
Февраль
1. «Сравнение белого и бурого медведей» Занятие, игры
2. «Как обнаружить воздух в помещении?» Опыты, эксперименты
3. «Кто главный в лесу?» Занятие, беседа
Март
1. «Ранняя весна» Занятие, беседа
2. «Кому нужна вода?» Беседа, опыты
3. «Огород на окошке» (выращивание зелени) Практическая работа
4. «Морские коровы и Красная книга» Беседа, чтение рассказа
Апрель
1. «Наше здоровье в наших руках» Занятие, беседа
2. «Солнце, Земля и другие планеты» Занятие, беседа
3. «Цепочки в лесу» Занятие, презентация
4. «Земля, с днем рождения!» Занятие, игры
Май
1. «Когда в природе нарушается равновесие?» Занятие, чтение, игры
2. «Мать и мачеха и одуванчик весной» Наблюдение, беседы
3. «Где можно найти божью коровку?» Наблюдение, беседа
4. «Экологическая безопасность в лесу» Занятие, беседа, презентация
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
3.1 Методы проверки результатов обучения.
Теоретические знания учащихся проверяются с помощью:
- Беседы
-Наблюдения
-Дидактических игр
-Чтения художественной литературы
-Подвижных игр
-Тестирования
Практические умения и навыки проверяются с помощью:
-Опытов и экспериментов
-Наблюдения в природе
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4. 1 Материально-технические условия:
Помещение группы, компьютер, игры и игрушки (домашние, дикие животные, насекомые, плакаты и картинки с изображением животных, растений, леса, природы, макет тела человека, атрибуты для подвижных игр, плакат «Круговорот воды в природе»
4. 2 Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2012 № 1155;
Так же программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Список рекомендуемой литературы для педагога.
1 Кондратьева Н. Н. «Мы. Программа экологического воспитания детей», Санкт - Петербург. «Детство - пресс», 2001.
2 Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 1999.
3 Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в подготовительной группе детского сада», Москва, «Мозаика-синтез», 2022
4 Молодова Л. П., «Игровые экологического занятия с детьми», Минск, «Ассар», 1996.
5 Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», «детство - пресс», Санкт - Петербург, 2006.
6 Фесюкова Л. Б. «Времена года. Комплексные занятия», Харьков, творческий центр,2008.
7 Грекова Л. И. «В союзе с природой. Эколого - природоведческие игры и развлечения с детьми», Москва-Ставрополь, «Илекса», «Сервис - школа», 2000
8 Масленникова О. М. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, издательство «Учитель»,2009.
9 Шорыгина Т. А. «Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи», Москва, издательство «Гном и Д», 2000.