Любовь Ивановна Шампарова
Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста на первый квартал
▼ Скачать + Заказать документы
В сентябре проводят диагностику по экологии.
ОКТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ №1
1. К ребятам приходит доктор Айболит.
2. Дидактическая игра: Чтение стихотворения Ю. Тувима «ОВОЩИ»
3. Дидактическая игра «Угадай что съел»
Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать витаминизированной пищей – овощами и фруктами; уточнять и расширять представление детей об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром виде из них можно готовить суп, салат в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья.
Публикация «Планирование занятий кружка „Юный эколог“ для детей среднего дошкольного возраста на первый квартал» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающая среда: корзина средних размеров, натуральные сырые мытые овощи, по 2-3 плода картофеля, моркови, свеклы, маленький кочан капусты, петрушка, кастрюля, нож, доска для резки овощей, кукла Айболит, платок, фартук, картинки с изображением овощей с ботвой.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Часть 1. Воспитатель собирает детей и сообщает им, что в детский сад приехал Айболит, он ходит, по группам и проверяет здоровье детей, сейчас придет к ним. В дверь стучат, появляется кукла. Воспитатель встречает гостя, разыгрывает диалог и действия с ним.
Айболит – здравствуйте дети, я приехал посмотреть на вас какие вы здоровы ли. Хочу дать кое-какие советы о том, как надо беречь свое здоровье.
Айболит осматривает ребят, останавливая свое внимание на некоторых, говоря при этом примерно следующее:
«Вот Залина. Сразу видно, что она здорова, хорошо отдохнула летом -у нее гладкая загорелая кожа, румянец на щечках Рустам тоже здоров-глаза блестят, сам улыбается, готов слушать и играть»
Продолжает: «Ребята, я вам вот что скажу; больным быть очень плохо - ведь когда что-то болит не хочется смеяться, играть бегать, надо лежать в постели и принимать лекарство. Вот как плохо быть больным! Здоровье надо беречь. Вот я спрашиваю вас: как бережете свое здоровье? Что вы делаете, чтобы не болеть
- Пауза
- Почему же вы молчите? Не знаете?
В разговор вступает воспитатель:
- Айболит, ты не вени ребят, что они не знают, как ответить. Мы как раз сегодня на занятия должны говорить про овощи: они ведь очень полезны для здоровья! Оставайся с нами и послушай, о чем мы будем беседовать.
Воспитатель усаживает куклу на стул и ведет разговор с детьми, иногда обращаясь к Айболиту.
Часть 2. Воспитатель просит детей, назвать овощи которые они знают. Затем предлагает послушать веселое стихотворение.
«ОВОЩИ» Ю. Тувим
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку
Горох
Петрушку и свеклу ОХ!
Вот овощи спор завели на столе-
Что лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох
Петрушка иль свекла? ОХ!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножикам этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох
Петрушку и свеклу ОХ!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипим, кипим в крутом кипятке
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох
Петрушка и свекла ОХ!
И суп овощной оказался не плох!
Воспитатель раскладывает картинки, на которых изображены разные овощи. Предлагает ребятам выбрать лишь те из которых в стихотворении готовился суп.
При этом воспитатель просит каждого ребенка, который выбирает картинку, рассказать про овощ-какой он по цвету, форме, вкусу, почему его нельзя спутать с другими овощами. Все картинки выставляются на подставке. Воспитатель обращает внимание на ботву. Показывает, что называется вершками, а что корешками.
Воспитатель ставит корзину с овощами и читает первую строку стихотворения каждый овощ, который он называет, дети достают из корзины, рассматривают и выкладывают на стол.
Часть 3. ИГРА «УЗНАЙ ЧТО СЪЕЛ»
ЗАНЯТИЕ №2
1. Все цветы разные.
2. Игра «Живая клумба цветов»
3. Игра «Узнай цветок»
Программное содержание: уточнить с детьми название цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля, побуждать детей к сравнительным высказыванием, к употреблению эпитетов, оценок, показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости, что красоту цветов дополняет листва, обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.
Развивающая среда: Иллюстрации садовых цветов, букет цветов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Часть 1.
Воспитатель подводит детей к вазе и предлагает полюбоваться, воспринимая красоту цветущих растений.
Рассматривают с детьми золотые шары, ноготки, бархатцы, астры, георгины.
Воспитатель побуждает искать сравнения задумываться над названием, правильно и разнообразно отражать в речи свои ощущения. Включает в обследование разнообразные органы чувств: предлагает понюхать цветы, прижаться щекой к бархатцам, погладить листья золотых шаров, закрыть глаза и ощутить аромат клумбы.
1. ИГРА «Живая клумба цветов». Дети становятся цветами, воспитатель любуется ими. В середину станут дети бархатцы, золотые шары. Вокруг них станут ноготки и т. д. Ах, какая красивая клумба получилась.
2. ИГРА «Узнай цветок»
ЗАНЯТИЕ №3
1. Что бывает на растениях после цветов?
2. Как ухаживать за букетом.
3. Дидактическая игра «Узнай цветок»
Программное содержание:
1. Уточнить представление детей о том, что растения живые - они растут и изменяются (растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много цвета и воды, теперь дни становятся короткими – темнота наступает быстро воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте цветков образуются семена, из которых могут вырасти новые цветы.
2. Воспитать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов.
3. Учить детей находить цветы по описанию.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Часть 1. У воспитателя на столе цветы с семенами.
Воспитатель обращает внимание на то, что цветы стали меняться. Просит всмотреться и сказать, что с ними происходит, как они выглядят объясняет, что многие цветы стали некрасивыми не потому, что их не берегли, а потому, что пришло время и они начали увядать.
Беседует с детьми о том, как изменились условия для растений. Затем показывает семена, просит ребят поискать их на разных растениях. Учить отличать зрелые семена от незрелых. В заранее заготовленные пакетики коробочки дети собирают семена.
Часть 2. Воспитатель рассматривает вазу с цветами, обращает их внимание на то, что цветы стали хуже выглядеть, некоторые завяли, и на то, что воды в вазе стало мало. Вместе с детьми удаляет все завядшие части растений, обрезает стебли, моет вазу, наливает чистую воду. Дети снова любуются букетом. В свободное время воспитатель в окружении ребят рисуют вазу с цветами.
Часть 3. ИГРА «Узнай цветок»
ЗАНЯТИЕ №4
1. Беседа «Овощи и фрукты»
2. Игра «Не ошибись»
3. Дидактическая игра «Узнай что съел»
Программное содержание:
1. Уточнить представление детей о фруктах и овощах названиях форме, цвете, вкусе, запахе твердости; рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу, развивать речь, сенсорные способности, формировать;
2. Умение объединить плоды по сходному признаку.
3. Умение узнавать овощи на вкус.
Развивающая среда: Поднос с фруктами и овощами, игрушка медвежонка, нож, тарелка, вареные картофель свекла и морковь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Рассматривание и описание плодов.
Воспитатель вносит корзину со всеми плодами. Достает пару одинаковых овощей и передает детям. Просит рассмотреть овощи и фрукты. Затем, уточнив название плода, предлагает сказать, какая у него форма (круглая, удлиненная, продолговатая, острая, какая поверхность (гладкая, шероховатая в пупырышках, блестящая, теплая или холодная, какого цвета и чем пахнет. В заключение осмотра кладет плоды на блюдо со словами: На это блюдо мы будем складывать овощи, а на другое – фрукты.
Часть 2.
Входит «кукла» медведь Вини – Пух.
Воспитатель «Как жаль Вини, что ты опоздал».
Ребята, скажите ему, что у нас лежит на блюдах. Правильно: на одном блюдце овощи, на другом – фрукты. Но самое главное у нас впереди. Садись Вини – Пух, на стул рядом со мной.
Воспитатель продолжает занятие, привлекая медвежонка к участию во всем, что происходит. Просит детей распределить плоды иначе по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое с желтым, на третье – зеленоватым.
Вини – Пух тоже участвует в этом и совершает ошибки. Воспитатель и дети доброжелательно поправляют медвежонка, называют оттенки цвета: светло – зеленый (капуста, ярко красный помидор, желтовато – коричневый (лук) и т. д.
Воспитатель просит детей разложить плоды иначе по форме: круглые – на одно блюдо продолговатые на другое.
После уточнения дает детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить сладкие плоды, на другое – несладкие.
ИГРА «Угадай на вкус».
НОЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ №1
1. Что растет в лесу (беседа).
2. Стихи о осени. Посещение выставки.
3. Дидактическая игра «Такой лист лети ко мне»
Программное содержание:
1. Дать детям первоначальные знание о лесе; в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами, познакомить детей с произведением искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса, учить замечать красоту картин.
Развивающая среда: иллюстрации деревьев и кустарников. Кукла красная Шапочка, репродукции картин на тему осень.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Часть 1.
В группу «приходит» Красная Шапочка с корзинкой в которой лежат картинки с изображением лесных ягод. Воспитатель здоровается с куклой, говорит ей ласковые слова. Предлагает детям сесть на стулья, Красную Шапочку сажает рядом с собой.
Дети, сегодня мы будем беседовать о лесе, а Красная Шапочка мне поможет ведь она часто ходит к бабушке через лес и знает все, что в нем происходит. Но сначала скажите дети: «бывали ли вы в лесу? Что вы там делали? Что в лесу есть? А мы с Красной Шапочкой вас послушаем».
- Дети рассказывают, а воспитатель от лица куклы реагирует на их высказывание (комментирует, удивляется, уточняет и т. п.).
Затем воспитатель сам рассказывает про лес «Лес бывает за городом или за деревней. В лесу нет никаких домов, там растут разные деревья и кустарники. Их очень много Красная Шапочка я правильно говорю? Ведь дом твоей бабушки находится не в лесу, а за лесом на краю деревни. Лес очень большой, по нему можно долго идти и в нем можно заблудиться. Это только Красная Шапочка токая смелая, что не боится одна ходить через лес к своей бабушке.
Воспитатель показывает, детям деревья называет их (или спрашивает название у них). Показывает иллюстрации.
«Дети, вот так может выглядеть лес это смешанный лес – в нем растут хвойные деревья и лиственные деревья.
Это ели, сосны и березы и другие деревья с листьями. Красная Шапочка добавляет:
«По опушке, то есть по краю леса, растут разные цветы, а вот в глубине леса цветов совсем нет, потому что там темно особенно темно там, где растет много елей.
Затем воспитатель говорит о кустарниках, ставит их, поясняет, что орешник и бузина – высокие кусты, а малина пониже.
Красная Шапочка добавляет: «Когда я иду к бабушке, всегда собираю малину. Эти ягоды я могу собрать, а вот орехи собрать у меня не получается – уж очень высоко они растут.
Воспитатель продолжает: «Вот сейчас настоящий лес выглядит нарядно, празднично он покрыт золотым ковром из листьев.
Лес очень красив, и многие люди ходят любоваться этой красотой, дышать чистым воздухом; очень полезным для здоровья.
Сейчас мы с вами пойдем на нашу выставку картин. На них изображен осенний лес: Эти картины написали художники. Красная Шапочка пойдем с нами.
Часть 2.
Посещение выставки. Воспитатель привлекает внимание детей к картинам, говорит о своих чувствах переживаниях. Предлагает детям самим рассмотреть картины. Затем спрашивает, кому какая больше всего понравилась.
Воспитатель читает стихи о осени.
Часть 3.
Проводиться дидактическая игра «Такой лист лети ко мне».
ЗАНЯТИЕ №2
1. Кто живет в лесу? (беседа).
2. Выставка картин дикие животные.
3. Дидактическая игра «Кто ушел»
Программное содержание:
1. Расширять представления детей о лесе – дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (заяц, ёж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу;
2. Учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.
3. Развивать зрительную память.
Развивающая среда: картины из серии «Из жизни диких животных», «Заяц в осеннем лесу», «Ежи», цветные изображения лисы и волка, кукла Красная Шапочка, игрушки животных или плоскостные изображения зайца, волка, лисы, медведя, ежа, белки, изображения деревьев для фланелеграфа.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Ребята сейчас к нам в гости придет Красная Шапочка, чтобы снова поговорить о лесе.
(Гостья приходит)
- Здравствуйте ребята.
- Посмотрите, как тепло одета Красная Шапочка в пальто. Уже ноябрь холодно, ходить в летней одежде нельзя. Давай сними пальто – в группе у нас очень тепло не замерзнешь. Сейчас мы проверим, помнят ли они что растет в лесу.
Воспитатель предлагает детям самим составить лес, называя каждое дерево и кустарник. Дети по очереди ставят деревья, а Красная Шапочка помогает - хвалит ребят за правильные ответы подсказывает тем, кто забыл название.
Воспитатель обобщает действия ребят напоминая главную особенность леса:
«В лесу много – много разных деревьев. Куда ни пойдешь – повсюду березы, ели, сосны, рябины. А под ними кустарники, грибы, ягоды, трава».
Красная Шапочка: «Я правильно говорю? Ты ведь все время ходишь к бабушке лесом?»
Красная Шапочка – «В лесу тихо и темно, потому что деревья высокие, солнца не видно можно заблудиться».
Воспитатель обсуждает животных – обитателей леса: В каждом лесе есть не только деревья и другие растения. Там еще живут звери, птицы, насекомые.
Красная Шапочка – в лесу живет злой волк.
Воспитатель – в твоей сказочной сказке и твоем сказочном лесу живет один волк – подтверждает воспитатель. А я сейчас расскажу про настоящий лес! Красная Шапочка послушай, тоже ты ведь была не в настоящем лесу, потому что ты живешь в книжке. Сначала мы поговорим про волков (ставит на фланелеграф фигурку волка).
- Этот зверь похож на крупную собаку. Кто нибудь видел овчарку. Волки похожи на этих собак. Они крупные сильные звери (показывает размеры волка) имеют крепкие зубы. Волки живут в лесной глуши и охотятся за зайцами, оленями, лосями и другими животными.
Но в настоящем лесу живут не только волки! Дети, какие еще звери живут в лесу? (Выслушивает детей, поддерживает правильные ответы).
Теперь я расскажу вам про зайцев.
Смотрите, вон он какой – заяц: серый с длинными ушами, коротким хвостиком. Бегает по лесу, ищет вкусную травку да спасается от волка. Красная Шапочка ты встречалась когда – нибудь с зайцем? (кукла отвечает отрицательно).
- Ну ничего, ты к бабушке все время ходишь, как нибудь повстречаешься с этим длинноухим обитателем леса.
Посмотрите дети, и ты Красная Шапочка, на картину что делает заяц, в осеннем лесу? Кого он испугался? Посмотрите, кто – то вдали деревьев пробирается по лесу! Это лось – лесной великан. Его – то заяц и испугался. Смотрите, как скачет.
Физкультминутка: «Зайцы и волк».
Часть 2.
Демонстрируются картины, воспитатель аналогичным образом знакомит детей с белкой, медведем, ежом, лисой.
В разговор с детьми постоянно вовлекает куклу обращаясь к ней с репликами:
«Красная Шапочка, ты встречала в лесу белок?»
- Они ловко скачут по деревьям, красивые с пушистым хвостом!»
- Вот ёж по деревьям не прыгает. Он по дорожкам бегает, шуршит в траве. Его легко заметить в траве. Вот только трогать ежа не следует – он колючий, весь покрыт иголками.
Короткий рассказ про каждое животное воспитатель сопровождает показом его размеров: «Белка небольшой зверек, может уместиться на ладони»; «Бурый медведь огромный сильный зверь. Если он поднимется на задние лапы, то будет намного выше человека». Походу беседы воспитатель выставляет фигурки животных на фланелеграфе.
Часть 3. Дидактическая игра «Кто ушел»
В конце занятия подводится итог, обращаясь к кукле, Красная Шапочка теперь ты и все ребята знаете, что в настоящем лесу живет много разных животных. О них никто не заботится - они сами умеют добывать себе пищу. Поэтому маленьким детям одним без взрослых ходить в лес не стоит – опасно!
ЗАНЯТИЕ №3
1. Знакомство с растением «Герань душистая»
2. «Узнай на ощупь что за растение?»
3. Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу»
Программное содержание:
1. Продолжать обучать детей описывать растение, отличая при этом различие и сходство между ними и наиболее характерные признаки между ними. Закрепить, знание детей о названиях растений. Познакомить их с новым названием – герань душистая. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям.
2. Учить распознавать растения на ощупь.
3. Закрепить названия деревьев и узнавать их по листу.
Вопросы к детям.
1. Что стоит у меня на столе?
2. Как называются эти растения?
3. Какова их величина?
4. Какие у них листья по форме и величине?
5. Есть ли у растения цветы?
6. Какие они и сколько?
7. Нравиться вам герань?
8. Какие у герани листья, цветы?
9. Запах есть у герани?
Развивающая среда: комнатные растения бальзамин, герань, фиалка, набор листьев гербариев для игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель предлагает рассмотреть цветы на столе. Есть ли среди них знакомые. Как они называются?
Воспитатель предлагает 2 – 3 детям подойти и показать знакомые растения.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым комнатным растением. Это герань душистая.
Воспитатель показывает растения, а дети рассматривают цветы, у герани собраны в огромный шар. Окраска их может быть очень разнообразна. Высота растения от 15 см. На подоконниках эти растения вырастают и до 1 метра.
Герань назвали душистой потому – что у нее специфический душистый запах.
Дети нюхают растение.
2. Дидактическая игра «Узнай растение на ощупь?»
3. Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу?
ЗАНЯТИЕ №4
1. В гостях у курочки Рябы, (знакомство с коровой, козой, курица с
цыплятами).
2. Загадки.
3. Дидактическая игра «Овощи фрукты»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с коровой, козой, курицей с цыплятами, формировать представление о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнить представления о взрослых животных и детенышей; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнить.
Развивающая среда: Дом, где живут дед и баба, в разных местах сараи для коровы с теленком, козы с козлятами, курицы с цыплятами. Животные изображенные на картинках. Платок, фартук большое ведро, метла, сено, курочка Ряба, ветки с дерева.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Часть 1.
Воспитатель сообщает детям, что в гости на занятие пришла Курочка Ряба. Спрашивает, помнят ли они сказку и чем знаменита курочка. Затем говорит, что курочка хочет показать, где она живет с дедом с бабой, какой у них замечательный скотный двор и как много там домашних животных.
- Дети я буду бабой, и мы вместе с курочкой все вам покажем (говорит воспитатель и одевает платок и фартук).
Затем вовлекая постоянно в разговор курочку Рябу, воспитатель в роли бабы показывает дом, где они живут с дедом и сараи с домашними животными.
Открывая сарай с коровой, воспитатель задает вопросы: «Кто там стоит? Как называется взрослое животное, а как детеныш? Как вы узнали, что это корова? Что у коровы на голове? Что на ногах? Какой у нее хвост? Зачем ей вымя? Чем теленок отличается от коровы?
Курочка комментирует некоторые моменты: «Корова очень большая, я ее очень боюсь. Когда она ходит по двору, я убегаю, чтобы она на меня не наступила». Или «Я вот не знаю, зачем корове вымя. А может ли корова нести яички?
Баба рассказывает ребятам, как она каждый день ухаживает за коровой, и просит помочь подмести в сарае, дать корове сено, напоить ее из ведра. Затем ведет к сараю где коза с козленком. Дети рассматривают козу и козленка, баба задает им примерно такие же вопросы и еще просит сказать, чем козлята отличаются от козы и чем коза отличается от коровы.
Когда дети говорят, что у козы на голове?
Курочка вставляет: «А есть ли у козы на голове гребешок? У нашего петуха Пети есть красивый красный гребешок»!
Баба делает ей ласковое замечание Курочка, ты думаешь, что у всех животных все так же как у кур? Вовсе нет все разные. И каждый приносит свою пользу. Сейчас дети тебе скажут несет ли коза, яички. Конечно нет! А что коза дает? Молоко! Да еще какое вкусное!
Козье молоко очень полезно для здоровья особенно детям. Мы сейчас быстро уберем в сарае, и я подою козу.
Дети убирают в сарае, дают козе сено и веток баба взяв ведро «доит козу»
Затем просит из рук сложить стаканчики и разливает в них молоко. Дети пьют. Курочка разочарованно спрашивает: А мне? «Ты ведь молоко не пьешь на тебе зернышки» - говорит баба и сыплет ей зерно, а курочка клюет.
Затем идут в сарай где цыплята.
Курочка это мои детки. Как цыплята кричат.
-ПИ, - ПИ, - ПИ.
Дети кормят цыплят.
Часть 2. ЗАГАДКИ:
ГОЛОДНО – МЫЧИТ,
СЫТА – ЖУЕТ
МАЛЫМ РЕБЯТКАМ
МОЛОЧКО ДАЕТ
(корова)
У КОГО РОГА ДЛИННЕЙ ХВОСТА?
(коза)
САМА ПЕСТРАЯ?
ЕСТ ЗЕЛЕНОЕ,
ДАЕТ БЕЛОЕ.
(корова)
ИДЕТ, ИДЕТ, БОРОДОЙ ТРЕСЕТ,
ТРАВКИ ПРОСИТ.
«МЕ – МЕ – МЕ, ДАЙКО ВКУСНОЙ МНЕ – Е – Е»
(коза)
КЛОХЧЕТ, КВОХЧЕТ,
ДЕТЕЙ СОЗЫВАЕТ,
ВСЕХ ПОД КРЫЛО СОБИРАЕТ.
(курица с цыплятами).
3. ИГРА «Овощи и фрукты».