Любовь Ивановна Шампарова
Планирование занятий кружка «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста. 4 часть
▼ Скачать +Заказ
(продолжение март месяц)
МАРТ.
ЗАНЯТИЕ №1. Беседа о весне.
Программное содержание:
1. Закрепить представление детей о весне. Растаял снег, потекли ручьи. Ярко светит солнце и небо синее – синее. Люди сняли зимнюю одели более легкую одежду.
Материал: картины В. Башкеева «Голубая весна, А. Саврасова «Грачи прилетели».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Уж тает снег бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою
А. Плищеев
Воспитатель читает эти строчки и спрашивает: О каком времени года говорится в стихотворении?
Публикация «Планирование занятий кружка „Юный эколог“ для детей среднего дошкольного возраста, 4 часть» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- О весне
Воспитатель – А какое время года сейчас?
- Тоже весна
- Давайте побеседуем, как приходит весна. Стало ярко светить солнце, и что случилось?
Дети – Снег стал таять.
Воспитатель – Потекли ручьи, набухли почки, выросла трава, расцвели первые цветы (подснежники).
Воспитатель – Птиц стало больше почему?
Дети – Прилетели из теплых краев
Воспитатель – Чем так озадачены птицы, почему в клюве таскают солому, пух.
Дети – вьют гнёзда.
Недавно мы проходили по территории детского сада – заметили что на кустах появились почки.
Интересно сумете ли вы вспомнить и перечислить одежду в которой люди ходят зимой и весной (воспитатель выслушивает ответы детей).
Читает: Иди весна
Иди красна…
Спрашивает помнят ли дети это стихотворение: о чем люди просят весну, что они делают весной на полях, садах, огородах.
- Я принесла на занятия (показывает воспитатель весенние картины)
Догадайтесь почему я назвала их весенними. Ставит на мольберт картину В. Башкеева «Голубая весна» и выслушивает мнение детей.
Некоторые утверждают, что на картине не весна, а зима. Другие обращают внимание остальных на синее – синее небо.
Воспитатель одобряет эти ответы и сообщает, что картина называется «Голубая весна».
Не убирая первой картины он ставит картину А. Саврасова «Грачи прилетели».
Дети рассматривают и радуются изображению. Последней можно показать картину про цветущий сад.
Весна – прекрасное время года говорит педагог. Весну ждут встречают люди. О весне написано много стихов. Два из них я сегодня прочитаю (воспитатель читает стихи о весне).
ЗАНЯТИЕ №2. Советы Айболита.
Программное содержание:
1. Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относится к своему организму, формировать представление о том, что в весеннее время особенно полезны витамины (зелёный лук) и солнце; формировать представление о том, что растения живые и могут расти, если для них создать условия: вода, свет, тепло; во время роста растения меняется (появляются и становятся всё длиннее корни и листья, комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти поэтому их надо больше поливать подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить детей.
Материал: кукла Айболит, Чипалино, луковицы в банке.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Часть 1.
Появляется доктор Айболит.
Здоровается с детьми спрашивает как они живут, как себя чувствуют кто опять болеет. Интересуется тем ребенком которому прошлый раз писали письмо. Осматривает его (какие глаза, какой цвет лица, какая кожа желает больше не болеть).
- Сейчас весна – трудное для организма время. Организм становится слабым из – за нехватки витаминов. Большую помощь организму может оказать весеннее солнце. Быть на воздухе в солнечные дни очень полезно. Солнце дает человеку жизненную энергию, и организм не поддается болезням.
Они бывают только у слабых людей.
Айболит просит всех ребят повернутся к солнцу побольше открыть лицо, освободить руки и принять солнечную ванну: закрыть глаза и подставить лицо и руки солнцу, а затем поворачиваться к солнцу то одной щекой, то другой. Айболит обходит всех детей, каждого гладит по щеке или руке, говорит что ни будь доброе.
Часть 2.
В группу приходит Чиполино, воспитатель сажает детей вокруг большого стола ставит посредине банку с луковицей.
Чиполино – Ах, какой зеленый.
Воспитатель просит детей рассказать, а Айболита послушать, что произошло с луком за неделю, что изменилось. Потом дети объясняют почему (при каких условиях) произошли эти изменения. Вместе делают зарисовку лука. Воспитатель достает все страницы календаря выставляет их и говорит: «Сейчас, Айболит ты увидишь с самого начала: как мы посадили луковицу в банку, и как она росла».
Чиполино с плачем говорит: «Я тоже хотел вырасти, залез в таз с водой стоял – стоял, думал, что сейчас корешки вырастут. А ничего не появилось. Потом я голову опустил в таз, думал, что перышки будут расти. А они тоже не выросли».
Воспитатель успокаивает его и объясняет, что он игрушечный, неживой, а растут только живые существа, когда для этого есть хорошие условия. Зато игрушкой можно играть тогда, как за живыми растениями надо только наблюдать.
ЗАНЯТИЕ №3. ЧУДО – ДЕРЕВО.
Программное содержание
:
1. Закрепить знания детей различать признаки времен года. Помочь познать детям последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в нем происходят. Учить детей отгадывать загадки закреплять навыки речи доказательства, развивать навыки речи описания.
Материал: Игрушка – зайца, картинки времена – года.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
(Раздается стук в дверь. Воспитатель идет к двери, возвращается).
Воспитатель – Сегодня к нам в гости хочет прийти интересная игрушка – зверюшка, но появится этот гость тогда, когда вы разгадаете загадку о нем.
Комочек пуха,
Белое ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Кто это?
Дети – Зайчик!
Воспитатель – Молодцы отгадали загадку! (вносит игрушечного зайца с конвертом, в лапах. Зайчик кивает головой, здоровается с детьми).
Воспитатель – Посмотрите в лапах у зайчика необычный конверт (показывает его детям)
На конверте написано много вопросов. Значит, там что – то интересное есть. Посмотрите.
Дети – ДА.
(Воспитатель предлагает зайчику сесть на стульчик и быть гостем в группе. Вынимает из конверта 4 картинки на которых изображены весенний летний, осенний и зимний пейзажи).
Воспитатель – Зайчик хочет проверить знаете ли вы, как называются времена года. Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку на которой изображено это время года.
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю
Посевы поливаю
Движения полна
Зовут меня (Весна).
Я соткана из зноя
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю
«Купайтесь!» - приглашаю
И любите за это
Вы все меня Я … (лето).
Несу я урожаи
Поля я засеваю
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю
Но не касаюсь сосен
И ёлочек Я… (осень).
Дел у меня не мало
Я белым одеялом
В лед землю укрываю
В лед реки убираю
Белю поля дома,
Зовут меня … зима.
(Отгадывая загадки, дети показывают соответствующую картинку)
Воспитатель – А какое сейчас время года?
Ответы детей.
- Как вы угадали, что весна?
- Тепло, солнышко светит, листочки на деревьях распускаются.
- Правильно. Вот и у нас в теплый весенний день расцвело необыкновенное чудо – дерево. (обращает внимание детей на украшенное разноцветными шарами дерева)
- Помните как у Корнея Чуковского на ветках чудо – дерева росли и картинки и ботинки … А что еще?
(Дети называют)
- А на нашем дереве сегодня как на новогодней ёлке выросли разноцветные шары для детворы.
Как у наших у ворот
Чудо – дерево растет
Не листочки на нем
Не цветочки на нем,
А разноцветные шарики.
Да не простые, а волшебные с загадками.
Что же вы зеваете
Их не обрываете
Алина к дереву пойдет
Шарик с дерева сорвет.
(Воспитатель поочередно вызывает желающих отгадать загадку. Если ребенок затрудняется ответить ему помогают другие. Педагог напоминает о том, чтобы они называли цвет шарика на котором записана загадка).
Последний шарик срывает воспитатель.
Воспитатель – А на этом шарике написана игра: «Узнай на вкус» (овощи морковь, капуста, свекла). После игры воспитатель спрашивает, какие овощи они знают?
- Где растут овощи?
- На грядке, в огороде.
- Где фрукты
- В саду на дереве.
Воспитатель загадывает загадки.
Круглый, оранжевый сладкий (Мандарин).
Кислый, прекислый овальный по форме (Лимон).
Воспитатель – Ну, а теперь настала пора прощаться с нашим лесным гостем. Он что-то хочет сказать нам.
(Воспитатель прячет лицо за зайчика).
Зайчик:. .
Молодцы вы все ребятки
Отгадали вы все загадки
И в игре малыши
Тоже были хороши
До свиданья детвора
Расставаться нам пора!
Воспитатель – До свидания зайчик. Приходи к нам почаще в гости и других зверей с собой приводи.
ЗАНЯТИЕ № 4. Что такое заповедник?
Программное содержание:
1. Познакомить детей с заповедником нашей республики. Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе, воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Материал: Иллюстрации растений и диких животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель говорит детям, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека; ведь кроме красоты и прекрасного настроения она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт (солнце)
Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь
Он – невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем (воздух).
- А без воздуха можем мы прожить.
Меня пьют
Меня льют
Всем нужна я
Кто такая? (вода)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий (ягода)
Стоял на крепкой ножке
Теперь лежит в лукошке (гриб)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком (пчела)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыба).
- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба и всё это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
- А как вы думаете ребята, от человека зависит красота природы?
- Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.
- А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу?
Дети – Загрязняют реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.
- Люди могут приумножать природу, а могут губить.
В истории человечества встречаются много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экономическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Более сто лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповеднике.
Что же такое заповедник?
Заповедник – это место где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством все растения, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотится на птицу и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае находится и охраняется государством один из молодых заповедников Кабардино-Балкарский высокогорный заповедник.
- Это чудный лесной островок в горах, где живет много животных и растет много растений.
- Украшают наш заповедник благородные олени. Число их растет очень медленно. Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рёв. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.
- Богат растительный и животный мир этого живописного уголка природы. В лесу рядом с сосной, березой, осиной растут дубы, клены ясени. У подножья деревьев зеленеет ковер самых различных трав.
- В заповеднике проживают очень крупные животные – зубры. Зубр – это дикий бык, высота его доходит до 2 метров, а вес до 1 тонны.
Когда Зубр сердит, он очень страшен и опасен.
Очень много здесь и других животных – лисиц, хорьков, волков, белок, зайцев и другие.
Заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны которым каждый из нас может гордится.
Повторить с детьми правила охраны природы.