Белова Диана Ахатовна
Программа рабочая «Экспериментариум» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность: естественнонаучная.
Вид программы : модифицированная (рабочая).
Уровень освоения программы : ознакомительный.
Программа «ЭКСПЕРИМЕНТАРИУМ» разработана в соответствии с :
1. Законом Российской Федерации "Об образовании";
Публикация «Программа рабочая „Экспериментариум“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
2. Базовыми рекомендациями Министерства образования России по организации учебно-воспитательной работы в центрах дополнительного образования, типовых образовательных программ по кружкам технического моделирования и творческих наработок педагога.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242 4 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)».
4. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СП 2.4.3648-20 (утвержден постановлением №16 от 30 июня 2020 г. Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.);
5. Уставом ДОО;
6. Программой развития ДОО.
Актуальность программы.
Формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность – детское экспериментирование. Именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни, т. к. окружающий предметный мир становится обучающим только через взаимодействие. Поэтому непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют понять их свойства, качества, возможности, пробуждать любознательность, желание узнать больше.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая является не только процессом усвоения знаний, умений и навыков, но и как поиском знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Поэтому, для последовательной и планомерной работы по познанию закономерностей и явлений окружающего мира необходима программа дополнительного образования, предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.
Новизна. Педагогическая целесообразность.
Поэтапное развитие умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.
Предполагаемые в программе комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближенны к реальной обстановке.
Педагогическая целесообразность
Дети очень любят экспериментировать. В процессе экспериментирования ребенок научится видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с
неживой природой.
Задачи первого года обучения (5-6 лет) :
- Развивать представления о свойствах веществ;
-Научить пользоваться приборами - помощниками при проведении игр экспериментов;
-Развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы
и выражать в творчестве полученные впечатления;
-Познакомить с правилами техники безопасности при проведении экспериментов;
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения
делать выводы на основе полученных результатов;
- Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность,
элементарный самоконтроль своих действий;
-Учить детей выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать, делать
выводы.
Отличительные особенности данной программы.
Формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность – детское экспериментирование. Именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни, т. к. окружающий предметный мир становится обучающим только через взаимодействие. Поэтому непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют понять их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше.
Программа рассчитана на познавательный материал в объеме: 28 занятий в год; по 1 занятию в неделю, длительностью 20-25 минут. Занятия проводятся в групповой комнате в режимных моментах. Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Основой организации работы с детьми в данной программе является система принципов:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность
реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной
деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности
ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный
комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на
адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой
детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия»,
узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения
дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности,
инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой
работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Возраст детей (5-6)
Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. В экспериментировании можно выделить две формы: познавательная (проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний) и продуктивная (направлена на получение продуктов творчества). Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества, оно пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
В процессе экспериментирования идёт активное пополнение словаря новыми терминами и понятиями. Воспитание любви к природе идёт через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.
Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно- образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он является ведущим. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т. п.
Дети под руководством воспитателя осуществляют необходимые действия экспериментального характера, задача воспитателя направлять и контролировать детскую деятельность, привлекать детей к обобщению результатов эксперимента, что способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчёт о проведённом опыте.
Сроки реализации программы.
Срок реализации программы : 1 год
Формы и режим занятий.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
Работа с небольшими подгруппами дает возможность педагогу:
-работать с детьми, учитывая их интересы детей;
-использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
Занятия проводятся 1раз в неделю по 20-25 минут.
Режим занятий
Общее количество часов в год – 9ч.
Количество часов в месяц – 1ч.
Количество занятий в месяц – 4
Формы реализации программы :
Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации
программы : беседа, наблюдение, игра, кружковая работа, проектная
деятельность, исследовательские лаборатории, досуги и праздники с
привлечением родителей.
Требования к воспитательно -образовательному процессу:
1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления,высказывать их в явном виде.
2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения,догадки.
4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в
свободной и непринужденной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.
5. Давать детям возможность применять новые представления
применительно к широкому кругу явлений, ситуаций - так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Свою работу по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строю по двум взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых
организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
- все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы соблюдать следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную
пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
неожиданности, необычности.
В условиях детского сада используются только элементарные опыты и
эксперименты. Их элементарность заключается:
Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а
формируются элементарные понятия и умозаключения.
В-третьих, они безопасны.
В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и
нестандартное оборудование.
Алгоритм подготовки и проведения занятия - эксперимента :
1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы,наблюдения).
2. Определение типа, вида и тематики.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие,
воспитательные).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.
6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.
7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений,
коллаж, фотографии, рисунки, рассказы.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную
деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Для положительной мотивации деятельности детей использую
различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный момент (почему так);
• ситуация выбора.
Методы и приемы работы, используемые в данном направлении:
Традиционные методы:
• Словесные:
Рассказы воспитателя(«Что можно сделать из бумаги?», «Для чего
нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик», «Двенадцать
месяцев», «Как люди речку обидели» и т. Д.)
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные
представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы
провести, какой материал для этого понадобится, в какой
последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об
увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о
полученных результатах, и т. Д.)
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно –
речевых умений детей.
Беседы («Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует
свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. Д.). Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
• Практические (опыты «Свойства воды», «Солнечные, зайчики,», «Мы
фокусники» с магнитом и т. д.)
Элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации,
предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не
представленных свойств объектов, установления связей между ними,
причин их изменения и т. Д.
Игровой метод. Использую разнообразные компоненты игровой
деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями,
объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо»,«Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д. ; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д. ;сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители» и т. Д.)
Метод наблюдения– относится к наглядным методам и является одним
из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от
характера познавательных задач в практической деятельности я использую наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о
свойствах и качествах предметов и явлений (опыты «Горит – не горит»,
«Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. Д.)
– за изменением и преобразованием объектов (лед–вода, вода –пар, семечко –росток и т. Д.)
У старших дошкольников формируются достаточно правильные и
полные картины окружающей их природы. Моя работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.
Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов,
систематизировать описание вошедших в перспективное планирование
опытов в картотеку.
Предполагаемые результаты по самообразованию:
• Имеют представление о различных свойствах веществ (твердость,
мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
• Имеют представления об основных явлениях (отражение, преломление
света, магнитное притяжение).
• Имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура
воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва).
• Имеют представление о значимости воды и воздуха в жизни человека.
• Имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок
и глину.
• Сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении физических экспериментов.
• Проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру.
• Проявляют любознательность, фантазию, воображение.
• Имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать
гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе
Мониторинг качества усвоения программы
Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач
1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.
2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.
3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.
4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно-экспериментальной деятельности.
Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; анкетирование и беседы с родителями воспитанников.
Мониторинг проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь (последняя неделя, итоговая – май.
Методика диагностики:
1. Беседа с ребенком.
2. Беседа с опорой на практический материал.
3. Наблюдение за детьми во время занятий.
4. Выполнение практического материала.
5. Опрос родителей по выполнению игровых заданий ребенком дома.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием, умение сформировано;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога, умение частично сформировано;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога, умение не сформировано.
Перспективное планирование для детей старшей группы
Тематика работы в старшей группе по основным разделам
Примерный календарь тематических недели
Месяц Неделя Тема
Сентябрь 1-4 Экспериментирование с песком и глиной»
Октябрь 1-4 Экспериментирование с песком и глиной»
Ноябрь 1-4 «Экспериментирование с воздухом»
Декабрь 1-4 «Экспериментирование с воздухом»
Январь 3-4 «Экспериментирование с водой»
Февраль 1-4 «Человек»
Март 1-4 «Экспериментирование с деревом, металлом, бумагой»
Апрель 1-4 «Магнит и его свойства. Экспериментирование с
магнитом»
Май 1-4 «Экспериментирование с почвой»