Елена Ананьева
Программа воспитательной работы по физкультурно-оздоровительному направлению «В здоровом теле здоровый дух»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
3. Учебно – тематический план
4. Содержание программы.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Пояснительная записка.
Программа воспитательной работы «В здоровом теле здоровый дух» реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в 7 классе.
Цели программы :
Публикация «Программа воспитательной работы по физкультурно-оздоровительному направлению „В здоровом теле здоровый дух“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности.
Основные задачи курса:
обеспечить двигательную активность школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни;
профилактика вредных привычек;
воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться,заниматься спортом, есть овощи и фрукты,чтобы противостоять болезням.
Актуальность программы.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т. д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья»является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «В здоровом теле здоровый дух» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Включает в себя, как теоретическую- изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части- организация подвижных игр.
Впрограмму включено знакомство с различными подвижными играми. Игра- естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 34 часа в год с учетом проведения занятий 1 раз в неделю.
Особенности реализации программы.
Содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
- организация встреч родителей с медицинскими работниками;
- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение профилактической работы с родителями.
Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:
- беседы
- игры
-викторины
-конкурсы
-праздники
-часы здоровья
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УД:
Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УД:
Обучающийся научится:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение товарища.
Результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учебы и социализации в обществе.
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т. д.)
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
o по оценке творческой продукции ребенка;
o по повышению уровня общей культуры;
o по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
o по отношению в коллективе.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
3. Учебно – тематический план
№ п. п. Раздел, тема Количество часов
Всего Теория Практика
1. Введение. Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни
2
2
-
2. Раздел I. Спорт любить- здоровым быть! 9
3
6
3. Раздел II. Моё здоровье в моих руках 10 5 5
4. Раздел III. Я в школе и дома 7 4 3
5. Раздел IV. Вот и стали мы на год взрослей 6 5 1
Итого: 34 19 15
4. Содержание программы учебного курса.
В содержании программы перечисленные разделы способствуют обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Введение.
Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни, по дороге в школу, домой и правилам дорожного движения, сигналы оповещения о возникновении чрезвычайных ситуациях, умение правильно действовать по сигналам и схемам эвакуации при возникновении ЧС. Сигналы «01»,«02»,«03»,«04», «112».
Раздел 1. Спорт любить- здоровым быть!
Показать детям как можно разнообразить активные игры в школе. Цель данного направления работы предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.
Раздел 2. Моё здоровье в моих руках.
Привитие навыков здорового образа жизни : режим дня, закаливание, продукты питания. Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. Закаливание организма.
Раздел3. Я в школе и дома.
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении и дома, гигиена одежды, правила хорошего тона. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
Раздел 4. Вот и стали мы на год взрослей
Доврачебная помощь в летний период. Опасности летнего периода.
4.1. Календарно – тематическое планирование
№ п. п Тема занятия Кол. час. Форма Деятельность учащихся Коррекционная работа Ожидаемый результат
Введение.
Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни
1 Дорога к доброму здоровью
1 беседа формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.
1 уровень – приобретение знаний по бережному отношению к своему здоровью
2 Здоровье в порядке – спасибо зарядке 1 беседа Запомнить способы сохранения и укрепление здоровья, знать о пользах зарядки, заботиться о своем здоровье Коррекция зрительного анализатора через схемы – рисунки. 1 уровень – приобретение знаний о физических упражнениях для сохранения и укрепления здоровья
Раздел I
Спорт любить – здоровым быть!.
1 Народные игры Знать историю возникновения и развития народной игры. Об историческом наследии русского народа и русских народных игр Коррекция внимания, памяти через яркую наглядность. 1 уровень – приобретение знаний об образе жизни людей, их быте, труде. Представление о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.
2 Подвижные игры Знать об оздоровительном значении подвижных игр. Коррекция личностных качеств через игровой приём 3 уровень – Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
3 Спортивные праздники Знать, как способствовать укреплению здоровья.
Привить любовь к спорту.
Уметь развивать необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость) Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха. Коррекция внимания, памяти через яркую наглядность. 3 уровень – Сохранение преемственности и традиций.
Раздел II.
Моё здоровье в моих руках
1 Соблюдаем мы режим, быть
здоровыми хотим. Знать о факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями 1 уровень- приобретение знаний по бережному отношению к своему здоровью
2 Экскурсия «Сезонные изменения
и как их принимает человек» Знать о влиянии окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни,. Коррекция памяти, внимания через многократное повторение, беседу 2 уровень – формирование нравственных представлений и убеждений.
3 Как обезопасить свою жизнь Запомнить правила безопасного поведения на улицах. Запомнить правила здорового образа жизни.
Уметь использовать полученные знания в жизни Коррекция памяти, внимания через многократное повторение, беседу. 3 уровень – закрепление полученных знаний по безопасному поведению на улицах, о здоровом образе жизни.
4 Викторина
««В здоровом теле здоровый дух»» Уметь использовать знания о здоровом образе жизни для своего оздоровления, выработать собственный вариант здорового образа жизни самостоятельно (по возможности) решать проблемы своего здоровья.
Коррекция памяти, внимания через многократное повторение, беседу 3 уровень – формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни
Раздел III.
Я в школе и дома
1 Мой внешний вид –залог
здоровья составлению Знать социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении и дома, гигиена одежды, правила хорошего тона. Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. 2 уровень – формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
2 Здоровье и домашние задания Научиться организовывать домашние задания без вреда здоровью Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.
3 уровень – приобретение опыта по правилам
Раздел IV.
Вот и стали мы на год взрослей
1 Опасности летом (просмотр
видео фильма) Уметь предвидеть опасности,
научиться избегать их
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Уметь использовать полученные знания в жизни Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). 1 уровень – приобретение знаний предвидеть опасность, по возможности избегать опасных ситуаций
2 Первая доврачебная помощь Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах.
Уметь использовать полученные знания в жизни Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) 2 уровень – приобретение опыта действия в непредвиденных ситуациях.
3уровень-уметь действовать по плану при чрезвычайных ситуациях
3 Чему мы научились за год. Уметь использовать полученные знания в жизни Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. 3 уровень – приобретение опыта и закрепление полученных знаний
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле здоровый дух» обучающиеся должны знать:
• основные вопросы гигиены;
• особенности влияния вредных привычек на здоровье школьника;
• особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
• основы рационального питания;
• правила оказания первой помощи;
• способы сохранения и укрепление здоровья;
• основы развития познавательной сферы;
• соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
• влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
• значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
• знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
уметь:
• составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
• выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
• различать «полезные» и «вредные» продукты;
• определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
• заботиться о своем здоровье;
• находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
• использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
• оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
• находить выход из стрессовых ситуаций;
• принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
• адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
• отвечать за свои поступки;
• отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Интернет- ресурсы и ЦОР : региональная коллекция ЦОР,
Материально-техническое оснащение:
1. технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели
- мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи,
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
2. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
материалы:
бумага цветная разной плотности;
картон цветной, серый, белый;
бумага в крупную клетку;
набор разноцветного пластилина;
__цветные карандаши;
клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;
инструменты:
ножницы;
линейки;
карандашная точилка
вспомогательные приспособления
подставка для кисточки; баночка для клея; листы бумаги для работы с клеем (макулатура);коробочка для мусора; тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания
печатные пособия.