Наталья Хорошун
Программа воспитания толерантности для детей старшего дошкольного возраста «И мир добрее станет»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так назы-ваемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей… В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш детский сад действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Основы толерантности за-кладываются у дошкольников в процессе работы на НОД, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий. Это огромная каждодневная, системная работа педагогов.
Публикация «Программа воспитания толерантности для детей старшего дошкольного возраста „И мир добрее станет“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер обра-зования, приоритет общечеловеческих ценностей. " (ст. "Принципы государствен-ной политики в области образования"). Аналогичные задачи мы находим в Госу-дарственной концепции дошкольного воспитания : "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечелове-ческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсаль-ным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разно-го этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преобра-жают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена до-школьному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном раз-витии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются пси-хические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются осно-вы познавательных способностей.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошколь-ного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольни-ков является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в фор-мировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Роди-тели являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформи-ровать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми суще-ственно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодей-ствия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, вза-имной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей долж-на проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролю-бия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого обще-жития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерант-ности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Во-стока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников :
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодей-ствия;
3) русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие;
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Основной целью программы является обеспечение условий для формирова-ния у детей старшего дошкольного возраста толерантности в воспитательно-образовательном процессе
Программа «И мир добрее станет» направлена на развитие умения управлять своим поведением, эмоциями, общением и включает когнитивный (информирование по вопросам толерантности и повышение психологической культуры, эмоциональ-но-волевой, аффективный (самосовершенствование коммуникативных навыков с по-зиции толерантного взаимодействия и развитие умений эмоциональной саморегу-ляции в процессе общения и деятельности) и поведенческий (развитие толерантных качеств) компоненты.
Задачи программы :
- обеспечить усвоение детьми теоретических знаний о толерантности, толерант-ной личности, границы толерантности;
- развитие способности к самопознанию; развитие социальной восприимчивости (способности к сопереживанию);
- развитие способности к рефлексии;— осознание многообразия мира и проявле-ний личности в этом мире;
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство дру-гих людей независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности и индивидуальных особенностей;
Направления программы :
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Понимание того, что каждый - уникальная личность.
3. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению тру-да при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
4. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познаю-щие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают ос-новы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.
Ожидаемые результаты:
1. Создание действующей модели развивающей, цветовой психологически-безопасной образовательной среды детского сада.
2. Повышение толерантного отношения воспитывающих взрослых к детям до-школьного возраста.
3. Повышение уровня социальной адаптированности выпускника детского сада.
II. Содержание программы
Планмероприятий в сфере межэтнических и этноконфессиональных отношений, фор-мирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма среди детей на 2016-2017 учебный год
№
п/п Мероприятия Дата, место про-ведения Ответственный за прове-дение мероприятия (Ф. И. О., должность)
1 Музыкальное развлечение с организацией тематической выставки детских рисунков «От улыбки станет всем свет-лей!» 02.09.2016г.
Музыкальный зал
Хорошун Наталья Ген-надьевна
Муз. руководитель
2 Тематический день «Давайте творить добро!» 13.09.2016г.
Возрастные группы учре-ждения Воспитатели всех воз-растных групп
3 Музыкальная гостиная с орга-низацией фотовыставки «Доб-рое родительское сердце…» 22.09.2016г.
Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна
Муз. руководитель
4 Информационное окно «Вы-растим толерантного ребёнка» 05.10.2016г.
Официальный сайт учрежде-ния,
приёмные всех возрастных групп Бутаева Тасмила Асла-новна
Социальный педагог
5 Музыкальное развлечение и День открытых дверей «Осен-няя ярмарка»
07.10.2016г.
Музыкальный зал и все воз-растные группы Хорошун Наталья Ген-надьевна, муз. руково-дитель и воспитатели всех возрастных групп
6 Тематический день «День народного единства!» с пока-зом мультимедийной презен-тации «Ты мой друг и я твой друг – доброта царит вокруг!» 03.11.2016г.
Музыкальный зал и возрастные группы Хорошун Наталья Ген-надьевна
Муз. Руководитель;
Воспитатели всех воз-растных групп
7 Тематический день «В России живут счастливые дети, и дру-жат все дети на этой планете!» 11.11.2016г.
Все возрастные группы Петрова Т. Ф.
Воспитатель
8 Детский концерт ко дню ре-бёнка «Дружат все дети на этой планете!» 18.11.2015г.
Музыкальный зал Хорошун Н. Г.
Музыкальный руково-дитель
10 Конкурс новогодних поделок «Необычное письмо Деду Мо-розу…» с 01.12 по 15.12.2016г.
Все возрастные группы и музы-кальный зал учреждения Кыштымова Татьяна Анатольевна
Заместитель заведующе-го по ВОР
8(34643) 55796
11 Семинар-практикум для педа-гогов «Умеешь общаться – в счастье будешь купаться» 08.12.2015г.
Методический кабинет Кузнецова Надежда Ильинична
Воспитатель
8(34643) 55796
12 Музыкальное развлечение с организацией фотовернисажа «Горжусь тобой, моя Югра! С днём рождения тебя!» 09.12.2016г.
Музыкальный зал и все воз-растные группы Музыкальный руково-дитель
Хорошун Наталья Ген-надьевна
Воспитатели всех воз-растных групп
13 Тематический день с показом мультимедийной презентации «День Конституции России» 12.12.2016г.
Все возрастные группы и
музыкальный зал Воспитатель
Хавалкина Любовь Лео-нидовна
8(34643) 55796
14 Зимняя неделя здоровья «Ве-сёлая зима – спортивная по-ра!» с 19.12 по 23.12.2016г.
Спортивный зал, прогулочные участки учре-ждения Воспитатели всех воз-растных групп
8(34643) 55796
15 Дидактические (сюжетно-ролевые, настольно-печатные) игры:
-«Дружба дело не простое…»
-«Детский сад всем детям рад!»
-«Россия - родина моя!», «Наша дружная семья» и т. п.
-«Собери из пазлов Россию, глобус и т. п.). в течение сен-тября – декабря 2016г.
помещения воз-растных групп Воспитатели всех воз-растных групп
16 Чтение художественной лите-ратуры, заучивание стихотво-рений о дружбе, взаимопо-мощи, культуре поведения в течение сен-тября – декабря 2016г.
помещения воз-растных групп Воспитатели всех воз-растных групп
17 Художественно продуктивная деятельность:
-«Ты мой друг и я твой друг!» (рисование)
-«Мы с тобой похожи очень!» (аппликация)
-«Радуга дружбы» (лепка) в течение сен-тября – декабря 2016г.
помещения воз-растных групп Воспитатели всех воз-растных групп
18 Развлечение «Колядки, коляд-ки – собрались ребятки…» 13.01.2017г.
Музыкальный зал
Хорошун Наталья Ген-надьевна
Музыкальный руково-дитель
19 Неделя здоровья «Мы на се-вере живём, мы здоровье бе-режём!» с 23 по 27.01.2017г.
Спортивный зал, прогулочные участки учре-ждения
Воспитатели всех воз-растных групп
20 Консультация для родителей «Права детей знаем – ответ-ственно их соблюдаем!» 29.01.2015г. Официальный сайт учрежде-ния,
приёмные всех возрастных групп Бутаева Тасмила Асла-новна
Социальный педагог
8(34643) 55796
21 Тематическая неделя толе-рантности и дружбы с органи-зацией детского концерта «Живут счастливые дети на нашей огромной планете!» с 06 -10.02.2017г.
Музыкальный зал и возраст-ные группы Хорошун Наталья Ген-надьевна
Музыкальный руководи-тель
22 Тематический день – акция «И станет мир добрее!»
(17 февраля – Всемирный день проявления доброты) 17.02.2015г.
Музыкальный зал и возраст-ные группы Медведева Марина Александровна
Воспитатель
23 Музыкальное развлечение «Наши папы – бравые солда-ты!» с организацией выставки рисунков «День защитника Отечества» 23.02.2015г.
Музыкальный зал и возраст-ные группы Хорошун Наталья Ген-надьевна
Музыкальный руководи-тель
24 Тренинг толерантности в рам-ках тематической недели «Мы друг друга понимаем и тради-ции уважаем!» 27.02.2017г.
Кабинет соци-ального педаго-га Бутаева Тасмила Асла-новна
Социальный педагог
8(34643) 55796
25 Праздничные утренники к 8 Марта
«День весенний, радостный, счастливый!»
1,2,3,6.03.2017г.
Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна
Музыкальный руководи-тель
26 Развлечение «Год прошёл, и весь народ Масленицу в гости ждёт!»
Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна
Музыкальный руководи-тель
27 День здоровья с организацией выставки рисунков «С физ-культурой мы дружны – нам болезни не страшны!» 14.03.2017г.
Все возрастные группы, спор-тивный зал и центральное фойе детского сада Воспитатели всех воз-растных групп
28 Тематический день «Счастли-вые дети великой России!» (20 марта – международный день счастья) 20.03.2015г.
Все возрастные группы
Пивненко Анна Геннадь-евна
Воспитатель
29 Развлечение «День смеха – 1 апреля» 03.04.2017г.
Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна
Музыкальный руководи-тель
30 Развлечение «День смеха – 1 апреля»
День здоровья «Будем спор-том заниматься и играть, и развиваться!» (7 апреля - все-мирный день здоровья) 03.04.2017г.
Музыкальный зал
07.04.2017г.
Спортивный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна
Музыкальный руководи-тель
Морозова Надежда Ни-колаевна
Воспитатель
31 Праздник «9 мая - День Вели-кой Победы» 05.05.2017г.
Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна
Музыкальный руководи-тель
32 Экскурсия к памятнику «Не-известный солдат» и возложе-ние цветов
05.05.2017г.
Социальный педагог
Бутаева Тасмила Асла-новна
8(34643) 55796
33 Фотовернисаж «Загляните в семейный альбом…» 16.05.2017г.
Центральное фойе Воспитатель
Ифтоди Валентина Ива-новна
8(34643) 55796
34 Выпускной утренник «До сви-данья, Детский сад!»
19.05.2017г.
Музыкальный зал
Хорошун Наталья Ген-надьевна
Музыкальный руководи-тель
35 День защиты детей
«Детство – это счастливые де-ти!» 01.06.2017г.
Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна
Музыкальный руководи-тель
36 Развлечение «Россия – Родина моя!» 09.06.2017г.
Музыкальный зал Хорошун Наталья Ген-надьевна
Музыкальный руководи-тель
37 Рисунки на асфальте «Друж-ные дети огромной Земли!» 26.06.2017г.
Морозова Надежда Ни-колаевна
Воспитатель
38 Дидактические (сюжетно-ролевые, настольно-печатные) игры:
-«Дружба слово не простое…»
-«Дружный детский сад»
-«Мы твои жители, Россия!», «Семья» и т. п.
-«Собери из пазлов герб (флаг) России, глобус и т. п.). в течение июля, августа 2017г.
помещения воз-растных групп Воспитатели всех воз-растных групп
39 Чтение художественной лите-ратуры, заучивание стихотво-рений о дружбе, взаимопо-мощи, культуре поведения в течение июля, августа 2017г.
помещения воз-растных групп Воспитатели всех воз-растных групп
40 Художественно продуктивная деятельность:
-«Мой друг – самый лучший!» (рисование)
-«Мы разные, но мы живём в России» (аппликация)
-«Радуга добрых дел» (лепка) в течение июля, августа 2017г.
помещения воз-растных групп Воспитатели всех воз-растных групп групп
Список источников
1. Амоношвили. Ш. А «Как живёте, дети?», Москва, 1986.
2. Ашиков С. «Прикоснись ко мне добротой» / С. Ашикова / / «Дошкольное воспитание», 2003 №2.
3. Давыдова О. И «Беседы об ответственности и правах ребёнка», Москва. Твор-ческий центр «Сфера», 2010.
4. Демидова О. Н. «Будьте вежливы всегда», Москва, Творческий центр «Сфе-ра», 2008.
5. Дюнн Маргарет «Всё о детской вечеринке», Москва, ТОО Центр «ПРО», 1996.
6. Зеленова. Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России», Москва, ООО»Издатель-ство Скрипаторий 2003», 2007.
7. Злакоманова М. «Давайте слушать и слышать своих детей»/ М. Злакомано-ва,ХужинаН. / / «Дошкольное воспитание», 2007 №6.
8. ЕфремоваН. Е. «Формирование толерантности у детей дошкольного возрас-та», Мозырь, ООО «Великий ветер»,2000.
9. КапскаяА. Ю. «Подарки фей», Санкт – Петербург, «Речь», 2006 (глава «Ме-тоды диагностики и исследования нравственной сферы дошкольника»).
10. КозловаС. А. «Мой мир». Москва, «Линка-Пресс»,2000.
11. Семенака С. И «Уроки добра»,Москва,Творческий центр «Сфера», 2009.
12. Смирнова Е. «Дошкольный возраст : формирование доброжелательных отношений/
13. СмирноваЕ. ,ХолмогороваВ. / /Дошкольное воспитание, 2003, №9.
14. Чернецкая Л. В. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольни-ков», Ростов на Дону, «Феникс»,2005