Получи документы

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Глушкова
Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание основ толерантности у детей

старшего дошкольного возраста.

Я, ты, он, она - вместе дружная страна,

Вместе - дружная семья,

В слове «мы» - сто тысяч "я"!»

Публикация «Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно, неплохо уживались в одной стране.

Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Толерантность - глобальная проблема всего общества. На слуху проявления нацизма, расизма, фашизма, осквернение религиозных или культурных символов. В современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века было объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты».

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А. В. Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность».

В «Социологическом энциклопедическом словаре» даё тся следующее определение: «Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».

В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО. 1995 г.) она определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России…».

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сензитивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Проблема толерантного воспитания сегодня особенно актуальна. Город Норильск – один из российских городов, в котором проживают люди разных национальностей. Согласно прогнозам социологов в дальнейшем многонациональный состав населения будет увеличиваться. Наше дошкольное учреждение посещают воспитанники различных национальностей, которые составляют около 25% от общего количества. В последние годы также растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В современных условиях дошкольное образовательное учреждение - это место, где обучаются и воспитываются дети, принадлежащие к разным культурам и говорящие на разных родных языках.

Группа «Ромашки» является одной из самых многонациональных в нашем ДОУ: дагестанцы, киргизы, азербайджанцы, башкиры, буряты, долгане и другие. Группу посещают дети разных национальностей, не владеющих русским языком и живущих в семьях со своими особыми национальными традициями и укладом жизни. Поэтому в одной группе соседствуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки. И перед нами - педагогами стоит непростая задача: как в интересной форме рассказать детям о разных народах и их культуре.

Исходя из выше изложенного, возникла необходимость воспитания основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста, взаимного приобщения детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучению детей относиться друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Детям необычайно интересно знакомиться с тем, что отличается от привычного для них.

Была выбрана методическая тема по данному направлению «Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Пополнение материальной базы группы. Создание благоприятной и насыщенной предметно-развивающей среды для воспитания основ толерантности.

3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста. Обеспечение единого психолого-педагогического пространства формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трё х субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель.

4. Разработка перспективного плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурными традициями.

5. Обобщение и распространение опыта работы по данной теме. Публикация наработок в СМИ.

6. Создание методического пособия.

7. Анализ результативности работы по теме «Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Мероприятия, в которых будут принимать участие дети и родители, послужат хорошим средством воспитания толерантности. Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через различные виды деятельности: игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.

Работу по воспитанию толерантности у дошкольников планируется вести по нескольким направлениям:

• духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);

воспитательно – образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);

• культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);

• нравственно – трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).

В содержание перспективного плана вошё л широкий спектр средств социально- культурной деятельности:

1. Знакомство с национальными народными праздниками и другие массовые формы с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа;

2. Знакомство с народными подвижными играми, фольклором, традициями;

3. Театрализованная деятельность по сценариям, в основе которых сказки народов мира. Пополнение театральной зоны костюмами, театрами, куклами;

4. Мобильные выставки творчества различных народов;

5. Организация концертов с национальными костюмами;

6. Проведение международных и всемирных дней в соответствии с календарё м знаменательных дат: День толерантности, День спонтанного проявления добра, День улыбки, День «спасибо», День мира, День прав человека и многих других дней;

7. Игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуация;

8. Сочинение сказок и историй самими детьми;

9. Сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

10. Дни национальной культуры.

11. Просмотр видеофильмов о семейных праздника.

Содержание перспективного плана потребовало пересмотра предметно – пространственной среды группы. В группе оформлен «Уголок Мира», в котором представлены различные предметы и атрибуты наций, которые представлены в нашей группе. Данный центр детской активности будет пополняться и обогащаться в течение всей работы по данному направлению.

В соответствии с планом так же будут созданы картотеки: народы нашей группы, игры народов мира, сказки народов мира, национальные традиции. Будут сформированы картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр; музыкальных произведений композиторов мира; альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал о различных национальностях. Будет выполнена подборка произведений детских писателей и поэтов разных стран, произведений устного народного творчества людей разных национальностей.

Осуществляя плановую работу по формированию толерантности, мы планируем тесно сотрудничать с историко-краеведческим музеем, библиотекой, школой, центрами дополнительного образования детей.

Ожидаемые результаты.

Педагогическая деятельность по данной методической теме значительно изменит психологический климат ДОУ и повлияет на повышение качества образовательного процесса. При организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ будут учитываться потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.

Реализация данного перспективного плана не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса. У детей будет развито умение анализировать разные ситуации общения детей друг с другом и с взрослыми. Дошкольники будут иметь представления о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях.

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями В последние годы, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.» Гуманизация - одна из ведущих идей модернизации.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Одной из острейших проблем современной России является утрата у значительной части населения такой величайшей духовной ценности русского.

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.

План самообразования «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность выбранной темы В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама.

Социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возрастаСоциально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста В рамках ФГОС приоритетной задачей для воспитателей, родителей и дошкольным учреждением стоит очень важная задача. Мы должны детей научить.

Тематическое планирование по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста вне занятий Тема: Квартира, где мы живем. Речевая деятельность, худ. литература: Составление рассказов «Мои любимые игрушки», составление описательных.

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста Воспитание трудолюбия детей - непреходящая ценность. Она становится все более значимой в связи с социально-экономическими изменениями в.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста». Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Известно, что мир находится на грани экологической катастрофы, это результат нерационального природопользования, результат.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2016 в 08:19
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Глушкова (УИ 44788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД