Татьяна Глушкова
Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание основ толерантности у детей
старшего дошкольного возраста.
Я, ты, он, она - вместе дружная страна,
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч "я"!»
Публикация «Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно, неплохо уживались в одной стране.
Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Толерантность - глобальная проблема всего общества. На слуху проявления нацизма, расизма, фашизма, осквернение религиозных или культурных символов. В современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века было объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты».
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А. В. Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность».
В «Социологическом энциклопедическом словаре» даё тся следующее определение: «Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».
В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО. 1995 г.) она определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Конституция Российской Федерации гласит:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России…».
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сензитивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Проблема толерантного воспитания сегодня особенно актуальна. Город Норильск – один из российских городов, в котором проживают люди разных национальностей. Согласно прогнозам социологов в дальнейшем многонациональный состав населения будет увеличиваться. Наше дошкольное учреждение посещают воспитанники различных национальностей, которые составляют около 25% от общего количества. В последние годы также растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В современных условиях дошкольное образовательное учреждение - это место, где обучаются и воспитываются дети, принадлежащие к разным культурам и говорящие на разных родных языках.
Группа «Ромашки» является одной из самых многонациональных в нашем ДОУ: дагестанцы, киргизы, азербайджанцы, башкиры, буряты, долгане и другие. Группу посещают дети разных национальностей, не владеющих русским языком и живущих в семьях со своими особыми национальными традициями и укладом жизни. Поэтому в одной группе соседствуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки. И перед нами - педагогами стоит непростая задача: как в интересной форме рассказать детям о разных народах и их культуре.
Исходя из выше изложенного, возникла необходимость воспитания основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста, взаимного приобщения детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучению детей относиться друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Детям необычайно интересно знакомиться с тем, что отличается от привычного для них.
Была выбрана методическая тема по данному направлению «Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Пополнение материальной базы группы. Создание благоприятной и насыщенной предметно-развивающей среды для воспитания основ толерантности.
3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста. Обеспечение единого психолого-педагогического пространства формирования у детей толерантности, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трё х субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель.
4. Разработка перспективного плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурными традициями.
5. Обобщение и распространение опыта работы по данной теме. Публикация наработок в СМИ.
6. Создание методического пособия.
7. Анализ результативности работы по теме «Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Мероприятия, в которых будут принимать участие дети и родители, послужат хорошим средством воспитания толерантности. Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через различные виды деятельности: игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.
Работу по воспитанию толерантности у дошкольников планируется вести по нескольким направлениям:
• духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
• воспитательно – образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
• культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
• нравственно – трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).
В содержание перспективного плана вошё л широкий спектр средств социально- культурной деятельности:
1. Знакомство с национальными народными праздниками и другие массовые формы с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа;
2. Знакомство с народными подвижными играми, фольклором, традициями;
3. Театрализованная деятельность по сценариям, в основе которых сказки народов мира. Пополнение театральной зоны костюмами, театрами, куклами;
4. Мобильные выставки творчества различных народов;
5. Организация концертов с национальными костюмами;
6. Проведение международных и всемирных дней в соответствии с календарё м знаменательных дат: День толерантности, День спонтанного проявления добра, День улыбки, День «спасибо», День мира, День прав человека и многих других дней;
7. Игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуация;
8. Сочинение сказок и историй самими детьми;
9. Сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
10. Дни национальной культуры.
11. Просмотр видеофильмов о семейных праздника.
Содержание перспективного плана потребовало пересмотра предметно – пространственной среды группы. В группе оформлен «Уголок Мира», в котором представлены различные предметы и атрибуты наций, которые представлены в нашей группе. Данный центр детской активности будет пополняться и обогащаться в течение всей работы по данному направлению.
В соответствии с планом так же будут созданы картотеки: народы нашей группы, игры народов мира, сказки народов мира, национальные традиции. Будут сформированы картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр; музыкальных произведений композиторов мира; альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал о различных национальностях. Будет выполнена подборка произведений детских писателей и поэтов разных стран, произведений устного народного творчества людей разных национальностей.
Осуществляя плановую работу по формированию толерантности, мы планируем тесно сотрудничать с историко-краеведческим музеем, библиотекой, школой, центрами дополнительного образования детей.
Ожидаемые результаты.
Педагогическая деятельность по данной методической теме значительно изменит психологический климат ДОУ и повлияет на повышение качества образовательного процесса. При организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ будут учитываться потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.
Реализация данного перспективного плана не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса. У детей будет развито умение анализировать разные ситуации общения детей друг с другом и с взрослыми. Дошкольники будут иметь представления о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях.